Здравствуйте, уважаемые читатели, гости, друзья. Сегодня я хочу продолжить тему игр по картинам художников, изображающих исторические сюжеты. Даша выбрала картину Ивана Билибина «Суд во времена Русской правды».
Началось все с простой инсталляции картины. В этот раз нам не хотелось ее рисовать, хотелось именно придать объем. Мы взяли коробку, в которой обычно создаем сенсорные вещи, конструктор деревянный, фасоль и лего игрушки.
Даша построила дом, насыпала фасоли в коробку, выстроила людей и, конечно, не забыла про костер в центре. Все, как на картине. Еще нам пригодились фигурки богатырей. Я рассказала Даше, что же такое Русская Правда (первый свод законов), как он создавался, как применялся и т.д. Даша сразу сказала, что раз всех на картине зовут на суд над человеком около костра, то должен быть слышан звук трубы («как у пионеров горн», — порадовал меня ребенок своими знаниями). Труба так труба. Из картона мы сделали свою трубу и созвали народ на суд. И вот тут у Даши родилась мысль оживить картину и придумать историю того самого человека перед костром.
Думала не долго, мы стали импровизировать (поэтому сразу хочу сказать, что все, что сейчас покажу и расскажу, рождалось в процессе, никакой специальной подготовки).
«Жили–были в одном селе два рыбака: Святослав и Иван. У Святослава была большая семья и хороший дом. Сам он человек был добрый и работящий. На жизнь зарабатывал рыболовством. Две его дочки, Маша и Аленка, украшения делали, которые он тоже на ярмарке подавал. Жена по хозяйству хлопотала да за маленьким сынишкой присматривала.
С Иваном все было совсем по-другому. Жил он замкнуто, с женой и одной дочкой в богатом доме, но к себе никого никогда не пускал, друзей не имел, нрав был худой. Надо сказать, что, несмотря на его характер, дочка, Настенька, была у него девчушкой бойкой, любопытной и жизнерадостной. Промышлял Иван также рыболовством.
Именно из-за общего промысла Ивана и Святослава и случилась эта история. Как-то рано утром приехали на одно озеро два рыбака. Посмотрели, поздоровался Святослав, а Иван нахмурился. Сразу не понравилось ему соседство с чужаком на озере, но делать нечего, разошлись подальше, стали рыбу ловить. Не выдержал Иван, подошел к Святославу и предложил ему спор. Кто вытянет первые 10 рыб из озера, тот тут и останется ловить, а второй дорогу к озеру забудет. Согласился Святослав, стали рыбу ловить.
Мы высыпали на пластиковую крышку голубые камушки стеклянные и по ним сверху рассыпали камни-рыбки (круглые) желтого и оранжевого цветов. Даша взяла разные пинцеты в руки и одновременно за двух героев стала ловить рыбу. Левой рукой ловить получалось лучше, поэтому Святослав быстрее наловил рыбы.
Выловил Святослав первым 10 рыб. Разозлился Иван еще больше. Давай говорит, 3 раза сеть зачерпнем и посмотрим, кому больше рыбы придет, тот и останется. И на это Святослав согласился.
Даша снова наловила рыбы по мисочкам и стали мы их на специальном поле считать. Сначала считали Святославу. Клали по частям «рыбу», потом специальной лопаткой складывали и считали вслух. Потом проверяли ответ и пересчитывали камушки. У Ивана использовали поле для вычитания, так как рыба его уплыла.
Потом читали и учили математические стихи, которые пел Святослав, ловя рыбу.
Ловят рыбаки сетями рыбу, Иван хмурый сидит, а Святослав песенки поет, рыбу приманивает. Наловили рыбы много, только вот в последний заброс у Ивана рыба сеть прорвала и уплыла. Посчитал они улов, опять выиграл Святослав. Этого Иван пережить не смог, запрыгнул на коня и ускакал прочь, даже рыбу не взял.
Приехал Святослав домой, а дома Машенька с Аленкой бусы для ярмарки собирают.
Даша стала помогать девочкам. Мы взяли синельную проволоку, и Даша стала собирать бусы. Условие было, чтобы узор был различим.
Если Машенька очень хорошо плела узоры, то Аленка их придумывала.
Я дала Даше лист в клеточку с заготовкой узора. По центру я нарисовала начало узора и Дашина задача была закончить его одновременно обеими руками от центра к краям.
Взял Святослав бусы, сложил рыбу в телегу и поехал на ярмарку продавать.
Даша при помощи блоков Дьенеша выложила торговые ряды на ярмарке.
Но на ярмарку приехал не только Святослав, но и Иван. Хотел он для дочки жеребеночка купить. Видит, едет Святослав, снова веселый, песни поет. И так Ивана злость взяла, что решил он подставить ненавистного ему «соперника». Купил он жеребеночка и домой отвез. А на утро пришел к воеводе и сказал, что жеребеночка у него ночью украли, и был это Святослав. Рассказал он о том, что поссорились они на озере из-за улова, что видел Святослав его на рынке и тогда задумал он недоброе. Позвал воевода двух помощников и отправил их за Святославом, который как раз завтракал со своей семьей.
Даша построила в лесу из палочек Кюизенера загон для жеребенка и ночью в роли Ивана отвела жеребенка в этот загон (спрятала). Потом мы обыграли все события сказки по ролям (собственно, как и до этого каждое слово мы обыгрывали)
Увели Святослава, а девочки недолго думая, оседлали лошадь и поскакали папу выручать. Они то точно знали, что не стал бы он жеребенка воровать. На лошади приискали они к дому Ивана, а там как раз Настенька с собачками играет. Спрятали они лошадь, подошли к девочке и стали с ней разговаривать, как будто они просто мимо проходили. Она им рассказала, что папа купил ей жеребенка, а на утро он пропал. Но она слышала, как папа его навещал и ей поэтому странно, как он пропасть мог. Аленка с Машей смекнули, что не навещал Иван жеребенка, а сам его из дома увел. Попрощались они с Настей и спрятались за дом, стали Ивана поджидать. Вышел он из дома, сел на коня и поскакал в лес, девочки за ним.
Даша получила задание проскакать за Иваном. Для этого мы взяли набор карточек «Такие разные дома», я выкладывала карточки начиная с 6 и до 20 (несколько этапов было), потом собирала их и Даша должна была повторить мою цепочку.
Прискакал Иван в лес, стал кормить жеребенка, а девочки все это увидели. Поскакали они скорее к воеводе и все ему рассказали. Не поверил он, послал с девочками двух воинов своих и все вместе они вернулись в лес в тот самый момент, когда Иван уже собирался уезжать. Схватили его люди воеводы повели на суд. Святослава освободили, а Ивана судили за клевету. Жеребенка же решено было отдать Святославу, за напрасные обвинения.
Святослав с дочками вернулся домой, а Иван отправился на трудовые работы, перевоспитываться.»
Мария, я потрясена! Как много Вы всего вплели в игру по ходу сюжета. Вопрос-у Вас это все «под рукой» всегда есть, чтобы быстренько воспользоваться?
Евгения, спасибо большое. Рада, что занятие понравилось 🙂
В принципе да, у нас все под рукой. все материалы лежат в шкафу в непосредственной доступности. Есть отдельные вещи, которые убраны подальше, но и и их достать — это 5 минут ))
Мария, как же здорово вы поиграли!!! Я так не умею… это навык что-ли надо иметь, чтобы ничего не упустить.
Даша, очень мне твоя история понравилась, она поучительная! Какие же вы с мамой выдумщицы!!! Молодцы!!!
Просто отличная сказка-игра!! Я так понимаю весь сюжет придумывался на ходу? Великолепно просто) Отличная и столько всего потренировали)
Мне сказка понравилась, особенно воспитательный момент 🙂
А что это конструктор такой для домика?
Вот это да! я постараюсь повторить вашу игру с дочкой. Великолепно!
сказка конечно интересная, много чего охвачено изучательного, я даже читать устала… и сколько у вас времени на игру ушло? по ощущениям часа 2 О_О… чтоб я столько времени без перерыва могла играть и дела задвинуть в придачу
Юлия, рада, что сказка и игры вам понравились. Времени … часа 2 может и больше, я не засекала 🙂 для нас это обычная практика.
Зачиталась вашей игросказкой! Спасибо большое, что делитесь!!!
Дарья, очень рада, что наша сказка вам понравилась ))
Какие вы молодцы! Замечательная игра получилась!
Спасибо!
Ух ты, вот это масштаб! И как классно, что Даша уже вовсю придумывает, сочиняет, участвует. Скоро е
Ой, сорвалось…
Скоро ее можно будет просить проводить развивающие занятия для других деток — она уже вполне готова!
Потрясающе! Сколько способностей у вас, девочки! Кажется, ученик уже начинает превосходить учителя! Примите мои восхищения!