Я недавно рассказывала о том, что мы купили Даше детский синтезатор и до недавнего времени он просто стоял у нас в качестве музыкальной игрушки, которую мы так или иначе старались использовать в наших занятиях.
И вот на днях я решилась на то, чтобы начать осваивать синтезатор более серьезно, чтобы научить Дашу основным навыкам игры на нем. Проблема состоит в том, что я понятия не имею, как учить играть ребенка на музыкальном инструменте, так как музыка одна из самых далеких для моего понимания дисциплин.
Поэтому учиться мы начали вместе.
Учиться мы будем медлено, но я постараюсь рассказывать вам о наших занятиях и успехах.
Итак, начали мы с того, что подписали каждую клавишу на нашем синтезаторе. Во-первых, это очень помогает мне, во-вторых, это стимулирует Дашу к чтению слогов и идентификации нот.
Начали мы нашу игру со стихотворения про звуки
Распевают звонко птицы,
Дождь косой в окно стучится,
Мышка в подполе шуршит,
Колокол в тиши звенит.
(стихотворение очень большое, поэтому его полную версию можно прочитать вот тут. Называется оно «Первые шаги маленького музыканта К. Иванова»)
Мы поговорили о том, какие звуки встречаются в нем и попробовали изобразить их с помощью окружающих нас предметов, шуршание с помощью пакета, звон – колокольчик и т.д. Пришли к выводу, что все вокруг имеет свой звук и музыку можно создать с помощью различных вещей. Сели поближе к синтезатору и уже во время чтения стиха пытались найти на нем клавиши с высоким и низким звучанием. Я предложила Даше провести ассоциацию нотки и животного. Честно скажу, что стих заранее не читала и животных мы подбирали сами. Каково же было мое удивление, когда все животные совпали с предложенными в стихотворении, кроме птички. Мы вместо нее подобрали мышку.
Потом мы по очереди называли животного и по очереди подбирали нотки снова и снова. В какой-то момент мы стали называть нотку, которая по нашему мнению соответствовала тому или иному животному.
И вот мы записали на мольберте все 7 ноток и стали придумывать к ним ассоциации: До – домик, Ре – репка и т.д. (ассоциации были предложены авторами нашего музыкального букваря).
Потом мы стерли все ноты и через некоторое время я предложила Даше вспомнить, какому рисунку соответствует нотка. Она справилась. Потом мы стерли картинки и оставили нотки. Которые я поменяла местами и Даша уже вспоминала картинку ассоциацию к ноте.
Потом мы перешли к нотному стану.
Ноты в домике живут,
НОТНЫМ СТАНОМ дом зовут.
Пять ЛИНЕЕК начертили –
Дом для ноток получили.
Начертили на маленькой грифельной доске, подаренной Лизой (об этой потрясающей посылке я расскажу в следующий раз 😉 ), нотный стан. Даша сама подписала номера линеечек на нем и мы запомнили, что их 5, столько же, сколько и пальчиков на руке.
Чтобы нотки зазвучали,
Нужен ноткам свой начальник.
Познакомьтесь – КЛЮЧ СКРИПИЧНЫЙ –
Командир для нот отличный!
Снова на мольберте нарисовали нотный стан и рядом с ним скрипичный ключ.
Я нарисовала несколько скрипичных ключей из точек и Даша стала учиться их рисовать.
Так как на первый раз нашего знакомства с нотами было достаточно, то я решила предложить Даше сыграть мааааааленькую мелодию
Находим клавиши до, ре, ми и, играя только на них поочереди, поем:
До-ре-ми, до-ре-ми
Эти клавиши нажми… И запомни!
Даше очень понравилось и мы проиграли ее несколько раз, сначала одним пальчиком, потом тремя пальчиками, нажимая каждым на свою нотку.
Вот и подошло к концу наше первое занятие. Нам оно понравилось, так что будем продолжать в том же духе!
Маша, вы точно повторяете мои ошибки! Моя дочка с раннего возраста тянулась к музыке. И все говорили, что у неё необыкновенный слух. Дедушка подарил ей на четырёхлетие настоящее пианино. И в 4 года дочка сдала вступительные экзамены в музыкальной школе и начала учиться. Но она в это время ещё не знала букв и читать не умела. Учительница нам досталась молодая и нетерпеливая, поэтому через несколько занятий наша учительница отказалась заниматься с моей дочкой, сославшись на её маленький возраст и неумение читать. Научиться играть на пианино у моей малышки было огромное. Тогда я сама стала её учить. (Я ничего в музыке не понимаю. Никогда в музыкальной школе не училась.) Но у нас была книжка «Нотная азбука» для самых маленьких. И я решила, что по этой книжке сама смогу научить ребёнка каким-то азам музыки. Мы действительно выучили все ноты, даже научились играть штук 10 песенок. Но когда через год, дочка снова поступила в музыкальную школу и начала заниматься с настоящей учительницей музыки, ей, бедной ,пришлось полностью переучиваться. Не смотря на то, что дочка правильно нажимала на все клавиши, играя песенки, которые мы учили с ней вместе, учительница музыки, мягко выражаясь, была не довольна тем, что я сама стала учить ребёнка играть на пианино. Учительница потратила очень много сил и времени , чтобы переучить мою дочку и научить её играть правильно. Ведь всем известно, что научить гораздо легче, чем переучить. Вот такая история.
Светалана, спасибо большое за ваш опыт. Я не задумывалась о том, что это может стать препятствием, если она захочит учиться играть в муз школе. У нас бабушка учитель музыки и воспиатель, надо будет с ней проконсультироваться. Хотя сколько я ее не просила, она Дашку не учит ((
Я очень хотела научиться играть на пианино — тем более, что практически все мои подруги ходили в музыкальную школу. Но смогла попробовать себя в этом деле лишь ближе к концу школы, самостоятельно найдя учительницу и договорившись о встречах с ней. Вот тогда я узнала, что обучение музыке начинается с постановки руки и аккордов. А через несколько месяцев тренировок осознала и то, что игра на пианино — это не то, что мне действительно нравится, и со спокойной душой оставила это занятие.
Оль, я даже никогда не хотела учиться музыке, но ради Дашки решила хоть немного разобраться 🙂 Очень надеюсь, что не наврежу ей этим
Эмилия два года ходила на фортепьяно. Про руку это точно, нужно как-то ее расслаблять и опускать на клавиши парашютиком. Этому уделялось очень большое внимание, и хотя Эмилия научилась играть по нотам обеими руками, мы тоже школу бросили.
Я очень много девочек знала, которые большую часть своей жизни отдавалаи игре на музыкальном инструменте, но после окончания школы о ней и не вспоминали. Я такого не хочу для Даши. для нас это игра, пусть она научится распознавать клавиши и наигрывать простые мелодии
Конечно играйте и развивайтесь! Я тоже училась с Эмилией на синтезаторе играть и получалось, мне очень нравилось. Я свой комментарий писала к тому, что школа у детей отбивает всякое желание заниматься.
Выбиться в мире музыки таким образом, чтобы зарабатывать приличные деньги очень сложно. Это могут сделать только настоящие музыкальные гении, да и то не все… Но я считаю, если у ребёнка есть музыкальные способности и желание учиться музыке, его нужно обязательно начать учить. Опираюсь на свой родительский опыт. Моя дочка начала учиться в музыкальной школе с пяти лет. И как только она начала учиться, уровень её интеллекта резко увеличился, хотя она и не была какой-то глупой или «забитой». Она была нормальным и средним ребёнком. Дочка училась музыке 7 лет, а потом бросила. Но ни я, ни она не жалеем об этом. Сейчас дочке 20 лет. Она отлично рисует, работает художником-графиком. Хочет учиться дальше на дизайнера одежды.
Светалана, я точно не думала о профессии, связанной с музыкой. просто привыкла ловить момент, емли Дашке что-то интересно, а синтезатор ее очень заинтересовал 🙂
Я училась в музыкальной школе 2,5 года. Мне очень хотелось играть на фортепиано, прямо бредила, но мама не отдала меня в музыкалку. надо было покупать инструмент, платить за занятия. Когда возможность появилась, я уже училась в 6 классе, а полный курс по фортепиано 7 лет, то есть я бы закончила в универе. Но был курс сокращенный, за 5 лет.
Моя учитель убила во мне всякое желание играть на инструменте, через год я уже пожалела, что стала учиться, ходила потому что родители не разрешали бросать. Потом все-таки бросила после операции.
Моя сестра доучилась в музыкалке, но она играла на флейте, даже на дополнительный год осталась.
Если отдавать ребенка, то очень надо хорошо выбрать учителя, удобный график для ребенка. Я помню, как приходилось ждать своего урока, хотя я пришла во время, но кто-то другой опаздывал. Часто мне ставили урок сразу после школы, даже домой не зайти пообедать.
По поводу рук. Действительно важно правильно ее ставить, играть не как удобно, а как надо. Я помню, есть упражнения, которые помогают формировать правильную постановку рук и пальцев. Тут стоит с учителем поговорить. Еще важно развивать чувство ритма. Тоже упражнения есть.
У нас Юрчик тоже музыкальность проявляет, но я побаиваюсь его сама учить, а синтезатор тоже купить думали, но я вот боюсь, что он его сломает раньше, чем чему-то научится, пока ломать игрушки у нас еще велико желание.
Но слух и голос у него определенно есть, песенки, в садике выученные, поет чисто.
Олеся, в том то и дело, что даша не просит ее отдавать в школу, ей просто нравится этим баловаться дома со мной. Честно я не хочу, чтобы для нее это стало обязаловкой и отбило желание к музыке, поэтому и про школу пока не думаю
Машенька! У меня законченные 8 классов музыкальной школы. Я ТАК хотела играть на фор-но, что два года в Ленинграде я играла на нарисованном фортепьяно. Но после после окончания музыкальной школы я никогда не хотела играть дома на фортепьяно. Теперь, когда есть Даша, мне очень нравится играть песенки, колядки и т.д. Я, возможно, не права, но пусть лучше руки не так будут стоять, но будет желание играть, чем наоборот:-) У нас есть знакомый мужчина, который вообще не знает нотной грамоты, но играет куда лучше меня. Кстати, мне понравилась книга из-ва «Белый город» «Первое музыкальное путешествие».
Ира, вот ты мои мысли озвучиваешь! Белый город заказала. долго сомневалась стоит или нет, но после твоего комментария заказала, завтра должны привезти 🙂 спасибо!
Стремление детей к музыке несомненно нужно развивать. Вот только сами родители, действительно, могут навредить. Личный пример. Папа у нас осваивал гитару сам, дочка наблюдала, тянулась, повторяла. Через некоторое время записали ребёнка в муз.школу. Так преподаватель запретил дочери прикасаться к инструменту целый месяц, чтобы мышечная память ослабла. Начал заниматься с ребёнком практически с нуля, руки ставил заново, чтобы зажатости не было, гимнастику для пальцев давал, в общем, много всего.
Но мой папа никогда не ходил в муз.школу, учился сам играть на аккордеоне, и у него замечательно получается. А руки привыкли вставать на клавиши так, как ему удобно, но музыка от этого хуже не звучит. Так почему бы и не заниматься ))
Юльчатка. спасибо за ваш опыт и совет. Просто у меня встает вопрос, может она и не захочет в муз школу, судя по ее интересам ей больше хореография, танцы, коньки нравятся и не факт, что она будет в муз школе учиться играть. а сейчас у нее сильный интерес к синтезатору, поэтому я и решила его удовлетворить, как могу. в данной ситуации мне кажется это правильнее. хотя никто не гарантирует мне, что я не ошибаюсь. покажет только время
А мне кажется, что умение читать ноты-это очень даже хороший багаж. А уж как Вы, Мария, ко всему подходите -это не только нотная грамотность получится, а нечто свое-родное для Даши, любимое, радующее… Кроме того, занимаясь музыкой вы занимаетесь еще кучей всего, тк подходите мегатворчески-я даже не берусь перечислить все аспекты! Спасибо огромное за то, что Вы находите силы и время чтобы делиться с нами и идеями и творческим зарядом!;)))
Ну, руку поставить-это да, лучше сразу правильно…я уверена, Вы справитесь, уж если Ваше внимание на это обратили…
Дарья, спасибо большое за такой комментарий. Очень приятно читать про себя такие строки 🙂
Маша, твои арифметические антиспам задачки все сложнее 🙂
Я училась в музыкальной школе, а потом в лицее искусств по классу фортепиано в сумме 10 лет. Не жалею ни об одной минуте в музыкальной школе, даже не смотря на чересчур нервных учителей и не смотря на все жизненные трудности. Честно. Когда мы Марианне купили синтезатор (учебный, но не детский, yamaha), я села играть. Я попросила мужа распечатать ноты тех произведений, которые мне сейчас интересны, кстати, многие из них современные. И за время, пока я их разучивала, я получила такой заряд бодрости и радости, просто не передать! А при этом я чувствовала, как у меня работают пальцы. Они прямо горели после первых нескольких недель игры. И это было клево! 🙂
Марианна уже год играет на синтезаторе. Ходит в музыкальную школу yamaha. Поищи, есть ли такая школа в Москве. Потому что это самое лучшее обучение музыке, которое я встречала! Дети играют, веселятся, поют сольфеджио с улыбкой на лицах, и играют.
Что я заметила в школе интересного — они играют сначала по одной, по три нотки — но вместе с тематической музыкой. Так, чтобы дети следовали какой-то музыкальной истории и подыгрывали ей несложными сочетаниями и чередованиями клавиш. В это же время развивается чувство ритма. Они поют сольфеджио, тем самым развивают слух.
Они учат нотки на магнитных досках. Учитель называет нотку, а дети ее ставят на доску. Или учитель раздает карточки, а детки называют их, как лото.
Или играют в мемо с нотками.
А по поводу правильной постановки руки, о которой все говорят, то есть хорошее упражнение для расслабления кисти и придания правильной постановки: мячик кладется на пол, кисть укладывается на мячик, и мячик кистью катать нужно по часовой стрелке, против часовой стрелки. Как котик. А потом, садясь за синтезатор, ставь ручку, как на мячик. Главное, не класть пальцы плоско. 🙂 Играть подушечками.
Удачи вам в ваших начинаниях :)))
Ира. какой потрясающий рассказ о занятиях. если я и найду что-то подобное. то только в москве далеко от нашего дома, а ездить несколько раз туда очень сложно, я даже не могу на китайский ее возить, так как нашла суперский центр, но до него только 2 часа ехать с пересадками на метро и на маршрутке. ((
Мария, а можно узнать, что за суперский центр?
Я с первого класса мечтала научиться играть на фортепиано, но моя мама, отучившаяся в музыкальной школе полный курс и никогда больше не подходившая к инструменту была категорически против, мотивируя это вредом для осанки -«Лучше танцами или спортом заниматься». Примерно год назад муж принёс с работы списанный синтезатор с песнями, примерно раз в неделю мы с ним «балуемся». Может быть, если Вика захочет отдам её в музыкальную школу. Пусть попробует свои силы.
Юль, вот и мы балуемся, так как я не верю. что сербезная учеба музыки может реально принести счастье ребенку. если сама запросит, отдам, куда захочет, но вот так без ее просьбы, путь лучще баловство будет с интересом
А сколько длилось Ваше первое занятие? А если не хочет бабушка заниматься может стоит пригласить педагога на дом? если ребенку это действительно интересно, и она захочет играть в будущем.
Анна, оно в общей сумме было около 1,5 часов наверное, я не засекала
Чтобы нанять репетитора, нужен профессиональный инструмент, а не детский синтезатор + нужно много денег и на учителя и на то, на чем будут они играть, а у меня сейчас такой возможности совсем нет 🙂
В детстве я, вот так наигравшись в гостях на маленьком игрушечном пианино, уговорила маму отдать меня в музыкальную школу. Потом наигралась, надоело, заканчивала из под палки, но в последствии ни разу не пожалела о том, что отучилась. Конечно, сейчас я не играю и потихоньку забываю нотные знаки, лет то сколько уж прошло, но если было бы на чем, наверное иногда играла бы, вспоминала. Вообще, мое мнение такое, музыкальная школа очень нуждается в изменении методики преподавания. Конечно все эти гаммы, этюды нужны, но большинство заканчивающих музыкальную школу не становятся профессиональными музыкантами и должна стоять цель научить ребенка легко читать ноты, подбирать музыку в две руки на слух, чтоб эти годы не пропали даром. Ведь не случайно большинство заканчивающих муз. школу больше не подходят к инструменту, музыкальным преподавателям пора задуматься об этом. А так я за музыкальное образование, где еще можно так развивать моторику. Так что детки, играющие на инструментах, преуспевают и во всем остальном.
Прочитала все такие противоречивые комментарии. Я не специалист, не училась в музыкальной школе, но гитару чуть-чуть освоила самостоятельно. И очень этому рада. Сейчас дочка 4 лет проявляет интерес к синтезатору (тоже что-то среднее между детским и профессиональным). И я долго ходила вокруг да около, не зная, как подступиться к этой сложной для меня теме. Теперь, прочитав ваше, Маша, занятие, я точно знаю, что мне делать. ИГРАТЬ! Во всех смыслах этого слова.
Девочки дошкольный возраст — это период когда основным едущим видом деятельности является игра. Она меняется с возрастом, он остается игрой!!! И учить детей надо только играя. Я сама музыкальный руководитель. У меня синтезатор ребенок видел с рождения, а слышал и того раньше)))) Ему сейчас 2 года (1,8) — он может его сам включить, выбрать, ритм, звук отрегулировать, и умеет пальчиками по клавишам перебирать ( не просто долбить играть). То же самое он делает и с настоящим фортепиано. Мы с ним часто играем — он у меня коленях сидит а я играю и песенки пою. Он видит, что мама делает и повторяет все за мной (подражает). Это у нас игра такая. Пока ребенку интересно — играйте с ним. Потом этот интерес может как пропасть, так и перерасти во что-то большее!
Анна, спасибо большое за комментарий и личный и профессиональный опыт и совет!
Здравствуйте! Спасибо за дельные советы)
Недавно взял себе новый синтезатор. Ищу какие-то несложные видео уроки. Можете что-то посоветовать?
Александр, к сожалению, тут я посоветовать ничего не могу