Мы как-то недавно увлеклись музыкальными сказками. Дашка у меня вообще не любит кушать в тишине, а я устаю все время говорить, поэтому мы всегда слушали детские песенки. Я ей раньше пыталась ставить аудио-спектакли, но ее они не вдохновляли, а тут в преддверии спектакля, на который мы собираемся очень давно, я предложила ей послушать ей его в аудио записи, пока мы ждем 10 ноября. Так вот с него все и началось. Ей очень понравилось такое прослушивание за едой и я рискнула поставить ей еще немножко, «а потом еще немножко, пока увы.. ничего не осталось».
Так вот вчера мы с утра за завтраком послушали аудио сказку «Городок в табакерке». Он так впечатлил Дашульку, что она попросила поиграть в такой городок. Так как я стараюсь не упускать такие моменты, то я в очередной раз начала лихрадочно думать.
В итоге у нас родилось небольшое занятее по сказке «Городок в табакерке».
Для начала я нашла книгу с этой сказкой, чтобы во время игры читать ее Даше. Потом мы стали из конструктора строить наш городок. Постарались воссоздать все о чем говорилось в сказке: своды коридора, дом для валика, золотой шатер для пружинки. Нашли главных героев: колокольчика, молоточек, валик, пружинку сделали сами из проволоки, намотав ее на толстый карандаш и вручив девочке, символизирующей принцессу пружинку.
Одели главного героя, Мишаню, для дальнего путешествия. Даша решила, что ему обязательно нужен поезд, поэтому пока я Мишу переодевала, она сама собрала поезд.
Я начала читать (рассказывать), а Миша тем временем встретился с мальчиком-колокольчиком, который повел его в табакерку.
В табакерке, Миша увидел много колокольчиков и все они звенели. Он удивился, что они были все разные, так как думал, что все они одинаковые. Мы решили с Дашей провести эксперимент и включили наш синтезатор в режим колокольчика (у него очень много вариантов звучания, даже гусли есть). Стали нажимать на разные клавиши и поняли, что каждая клавиша звучит по-своему, потом поэкспериментировали с колокольчиками и сделали вывод, что музыка получается разной, потому что одни колокольчики маленькие, другие большие и т.д.
Мы нашли на синтезаторе три клавиши, которые звучали по разному (одна очень нежно и тоненько, вторая – более грубо, а третья – глухо и, как будто, басом). Я предложила Даше отвернуться и играла ей по очереди то одну нотку, то другую. А она угадывала, какой колокольчик (маленький, большой или средний) издает этот звук. Потом мы поменялись местами.
Далее игра усложнилась и я уже играла по три ноты в разном порядке, а Даша мне называла, в каком порядке я это делала (все это время она смотрела в противоположную сторону, т.е.игра была на слух).
Еще мы договорились, что как только она услышит звук определенного колокольчика, то будет делать определенное действие (хлопать, топать и прыгать), так вот я играла несколько нот, а она воплощала их в движения. Я постепенно расширяла диапазон маленького колокольчика, среднего и большого и Даша не ошибалась (я первый раз пожалела, что далека от музыки и не смогу ее научить играть на синтезаторе).
Далее Мишаня увидел, что колокольчики не сами играют, а их бьют дядьки молоточки. Он очень расстроился за мальчиков колокольчиков и пошел поговорить с дядькой.
Тут мы провели эксперимент, что если колокольчик висит неподвижно и никто его не трогает, то и музыки не будет и от одних молоточков тоже музыки никакой. А вот когда молоточек ударяет по колокольчику, то получается звук.
Дядька сказал, что он не по своей воле бьет колокольчик и Миша пошел к валику. Тот тоже стал жаловаться на судьбу и на принцессу пружинку, которая заставляет его ворочаться.
Дашка легла на кровать и долго показывала, как валик перекатывается с боку на бок, я пыталась ее ловить, а она уворачивалась от меня.
И вот, наконец, Миша нашел пружинку. Как я уже писала, до этого мы сделали ее сами. А потом вдруг вспомнили, что на юге мы купили радугу пружинкой и поиграли с ней, наблюдая, как она может сжиматься/разжиматься. Мы попытались воссоздать весь процесс, происходящей в табакерке: пружинка толкает валик, валик толкает молоток, а тот бьет по колокольчику. Сделали вывод, что если пружинки не будет, то и музыки не будет.
Так как пружинка очень уж Дашке понравилась, то я нарисовала на листе бумаги спираль, а она вырезала ее ножницами и получилась пружинка. Ей так это занятие понравилось, что она потом навырезала спирали разной формы уже сама, без разметки (и прямоугольные и квадратные и треугольные).
Вернулся Миша домой, и Даша помогла ему пересказать историю, случившуюся с ним в табакерке папеньке.
Я стала готовить кушать, а Дашка еще раза два разыгрывала сама этот сценарий и даже на синтезаторе куклам играла, задания давала. В общем, я довольна, так как информация улеглась. В следующий раз надо расширять
Мария, отличное у Вас занятие получилось!
Не устаю удивляться, как у Вас сходу рождаются такие великолепные идеи и как быстро и легко Вы умудряетесь их реализовывать!
Становлюсь Вашей фанаткой 🙂
Марина, спасибо большое! На самом деле сложно с ходу, потом сижу думаю, что можно и то было вставить и это сделать, но тут или момент упустить или приготовить очень хорошо, но не в кассу 🙂
Прекрасное занятие! И особенно ценно то, что оно появилось спонтанно, в ответ на сиюминутную потребность дочки. Ведь интерес у детей быстро возникает, но так же быстро перегорает. Молодцы, что не упустили этот момент!
Таня, ты права. это самое ценное. даже если учесть недоработки 😉
Я тоже поражаюсь, как спонтанно возникают такие прекрасные занятия, со строительством, экспериментами, играми… Спасибо за участие в проекте «Читай и вытворяй». Моя Эмилия с удовольствием слушала аудио — стихи и сказки в детстве, а сейчас уже большие книжки слушает.
Зеля, тебе спасибо за интересный проект
Какая содержательная сказка — есть где разгуляться фантазии!
Мы тоже недавно ходили в театр, а перед этим также знакомились с содержанием. Правда, мы не обыгрывали, т. к. сказка была совсем простенькой — только пересказывали сюжет.
Оля. содержание будущего спектакля мы не обыгрывали, просто с него началось все прослушивание аудиосказок.
У нас есть вот такая книжка по этой сказке Одоевского — http://www.labirint.ru/books/89772/. Глеб тоже очень любит эту сказку за обилие механизмов и интересный сюжет.
Какие же вы молодцы! Прямо на ходу взяли и придумали такую интересную и полезную игру! И удовольствие получили, и знаний — море! А некоторые мамочки (знаю, потому что с родителями работаю) думают, что игра — простая забава и даже блажь, а заниматься с ребёнком надо, непременно сидя за столом с книжкой или тетрадкой.
Елена, вы правы, некоторые не понимают, что через игру ребенок познает все в этом мире и саму жизнь 🙂
Маша, после таких занятий дома, наверно, ни в какой садик не захочется! Я вот всё переживаю, что у меня не такая богатая фантазия — и сыну может быть скучно в домашнем окружении…. ((((
Ольга, в садик то хочется, но ради общения и игр. Этого я дома не могу ей дать 🙂 (я про общение со сверстниками)
Как здорово! Очень люблю эту сказку. Но мне казалось, что она такая волшебная, все в ней старинное, чтобы ее воплотить — нужна такая старинная музыкальная шкатулка, специальный антураж! А вы молодцы — взяли лего — и вперед!
У меня остался след, что сказка эта очень сложная (еще и мультик какой-то шумный был, музыкальный, я от него вообще запуталась). Ну какой же ты, Маша, решительный человек, что с лету все решила инсценировать. Здорово, что твоя смелость так вознаграждена — вы же разобрались с кучей очень непростых процессов… Уважаю!!!
Интересное получилось у вас занятие! И я не перестаю удивляться тому, что практически у всех маленьких деток есть музыкальный слух. Только развивай. Вот откуда только тогда берутся взрослые , которым слон на ухо наступил.
Маша, а кто учит Дашу игре на синтезаторе? Или это пока просто игрушка?
Интересная идея вот так инсценировать сказку и сделать целое развивающее (да ещё какое разностороннее!) занятие 🙂
Мы тоже читали эту книгу, но превратить ее в игровое наглядное пособие для изучения механизмов даже в голову не приходило. Машенька, в очередной раз поражаюсь и восхищаюсь твоим умениям и способностям!!!
девочки, спасибо вам огромное за такие вдохновляющие комментарии. Вот почитаю и самой вериться, что «море по колено» 🙂