В предыдущем сообщения я рассказала о новой игре для развития тактильных ощущений у ребенка.
В этой же статье мне бы хотелось поговорить о различных способах и играх развития пальчиков и ощущений наших деток.
- Если малыш еще маленький, просто ходите с ним по дому и трогайте, как можно больше предметов. Называетй их свойства: шершавый, гладкий, пушистый. Трогайте не только ручками малыша, но и его ножками. Приводите, как можно больше сравнений. Это помощет вашему ребенку развить образное мышление намного быстрее.
- Поиграйте в игру «Магазин тканей». Возьмите заготовки различных кусочков ткани. Разложите их на прилавке. Пусть к вам приходят в магазин различные зверушки, куклы и покупают ткань для одежды. Например, пришел зайчик, ему нужна тонкая, нежная ткань для кофточки. Мишке нужна ткань потеплее для свитера. Кукле Маше – для шубы. Предложите малышу разделить ткань на две кучки: ткань для зимы и для лета. Поговорите о том, чем они отличаются.
- Намочите разные куски ткани в воде. Посмотрите, какая ткань намокнет быстрее, какая медленнее. Намокли? Теперь предложите ребенку выкрутить ткань. Очень полезное упражнение.
- Делайте аппликации с крупой. Для этого вам понадобятся готовые шаблоны картинок. Намажьте их клеем, и пусть ребенок посыпает в середину картинки крупу.
- Малыш садится на стул, закрывае глаза. Взрослый кисточкой рисует по руке малыша разные фигуры: треугольник, квадрат, солнышко, домик. Малыш должен почувствовать, какой этло предмет. Начинать нужно с простых фигур, постепенно переходя к сложным. В более старшем возрасте можно писать и угадывать буквы и цифры. Я очень любила, когда в детстве мама рисовала у меня на спине буквы, а я угадывала слова, которые из них получались. Иногда мама писала целые предложения или расссказы.
- Насыпьте в миску крупу или фасоль и «спрячьте» в эту крупу мелкие игрушки, пуговицы, бусины и т.д. Предложите ребенку отыскать «клад».
- Собирайте бусы, нанизывайте большие бусины на шнурок.
- Насыпьте в коробку из-под конфет манки или муки и предложите малышу порисовать в ней. Можно использовать различные киточки, «расчески», предметы с неровными краями. чтобы рисунок получался более оригинальный. Если же вы сделаете световой экран для таких игр, ребенка будет не оторвать от рисования.
- Дайте в руки малышу какой-либо предмет или любимую игрушку, попросите внимательно расмотреть со всех сторон и запомнить детали (из какого материала, какого цвета, какие мелкие детали, как они прикреплены, какого они цвета, во что одета игрушка). Затем предмет убирается, а малыш называет детали предмета. После этого взрослый вместе с ребенком еще раз внимательно рассматривают игрушку и находят новые детали.
- В непрозрачный мешочек положите парные предметы. Ребенку предлагается на ощупь определить предмет и назвать его признаки: карандаш длинный; карандаш короткий; пуговица большая и т.д.
- Ребенок закрывает глаза. вы даете ему в руки вырезанную из картона фигурку и спрашивает, что это за предмет. После ответа фигурка убирается, ребенок открывает глаза и рисует ее по памяти. Затем ребенка просят сравнить его рисунок с контуром и обвести фигурку карандашом.
Есть еще очень много различных игр, помогающих в тактильном развитии:
- сенсорный коврик — Это коврик, состоящий из материалов разных фактур, и прикосновение к нему обеспечивает разнообразные тактильные ощущения.
- сенсорные игрышки-мешочки — Это игрушки из ткани, наполненные маленькими шариками (или сшитые самостоятельно и заполненные фасолью, горохом, крупами).
- пальчиковые краски
- Емкости разного размера (коробки, стаканчики, ведерки, маленькие кастрюльки с крышками, шкатулочки) — Малыш с удовольствием будет вставлять емкости друг в друга, складывать в них маленькие игрушки, вынимать и снова складывать
- стаканчики- пирамидки, да и вообще всевозможные пирамидки
- кубики
- вкладыши — это небольшие предметы, которые необходимо вложить в соответствующие отверстия в плоской рамке или в ящичке с прорезями.
- копилки
- матрешки
Выбрать развивающие материалы для скачивания в зависимости от возраста ребенка
Я сама шила несколько разновидностей игрушек, для развития тактильных навыков и мелкой моторики.
- тактильный коврик
- тактильные мешочки — мешочки из разных тканей, наполненные разными крупами: рис. гречка, манка, фасоль разных форм и размеров, макаронины и т.д.
- мягкая книга на развитие мелкой моторики
- игра «Секретики»
- игра для развития моторики
- сортеры и копилки
Ух ты, сколько всего. Понравилось упражнение с выжиманием намокших тряпочек. Дети любят игры с водой, а тут получается два в одном. Спасибочки!
Маша, рада, что понравилось! Я некоторые игры сама недавно для себя открыла, когда озадачилась в очередной раз этим вопросом 🙂
С магазином тканей отличная идея! Моя дочка очень часто играет с тканями, перекладывает, сворачивает, сортирует по цветам, а до магазина мы не додумались.
Также аппликация из крупы очень понравилась. Крупы у нас любимая игрушка чуть ли не с рождения. А ведь, действительно, можно направить процесс пересыпания крупы в более полезное русло.
Машенька, спасибо за идеи!
Очень интересно!)) Давно думала делать световой экран чтобы дочка рисовала песком,теперь знаю как это сделать, это оказывается достаточно несложно!Спасибо большое))
Очень интересный и полезный материал! Я даже не знала, что есть такой световой экран… а какие красивые картины получаются… загляденье!
Спасибо!!! )))
Ольга, Даша у меня вообще может часами сидеть и просто крупу пересыпать из емкости в емкость, искать в ней сокровища и т.д. А в технике аппликации крупой мы все открытки на 8 марта бабушкам делали 🙂
Света, Анжелика, я сама световой экран мечтаю давно сделать, но мужчины мне не помогают в этом деле, а у самой руки уже не доходят.
Мария, спасибо большое за статью 🙂
п.с. не совсем по теме, можно спросить, как Вы заинтересовывали дочку, когда занимались с набором Умница «Букварь с пеленок». Моя сразу «Не хочу» (( и все тут, листалки смотреть не хочет, единственная радость — это когда я ее так сказать «прыгаю» через карточки со словами, но уже спина болит )) 12 кг постоянно прыгать. Когда купили, она сразу полезла в коробку, все достала, носилась с карточками, а на следующий день просто остыла в миг ((
Татьяна, мне, навреное, повезло, так как особо ничем заинтерсовывать не пришлось Дашу, так как заниматься мы начали практически с рождения и в таком маленьком возрасте деткам интересно все. Потом она просто привыкла к карточкам и стала требовать их сама. А потом мы совместили прием пищи и просмотр карточек и упростили и одну и другую процедуру 🙂 Так как ела Даша очень плохо и только карточками я могла вызвать аппетит.
Так, что они нам только помогали и упрощали жизнь 🙂
Мария, спасибо =) Буду выкручиваться
Еще аппликации из ткани и парные кусочки-найди такую же, сначала с открытыми , а потом с закрытыми глазами.
Игнатеночка, у нас эта игра вылилась в поиск одинаковых кусочков на крышечках и тактильном коврике ))