Здравствуйте, уважаемые читатели, гости, друзья. Сегодня я хочу поговорить с вами об очень спорном и болезненном вопросе для многих родителей – нужен ли ребенку детский сад. Почему я решила завести этот разговор? Каждый день последнее время я получаю письма с вопросом о том, ходит ли Даша в детский сад, и как я вообще отношусь к садику. Даша сейчас болеет, и играть сил у нее нет, мы лежим в кровати и читаем книги, играем в настольные игры. Мне сейчас дали час времени передохнуть и, открыв почту, я увидела очередное письмо с вопросом про детский садик, поэтому решила написать свое отношение к нему в посте.
ВАЖНО!!! Сразу хочу сказать, что в этом посте я напишу свое мнение, оно может отличаться от вашего, поэтому спорить я не буду! Агрессивные комментарии я буду удалять, поэтому если вы хотите высказать свою точку зрения, делайте это корректно! Разводить негатив я не собираюсь.
___
У каждой мамы рано или поздно встает вопрос о том, стоит ли водить ребенка в детский сад. Если ответ да, то во сколько, как пройти адаптацию мягко и т.д.
Для начала мама должна для себя решить, хочет ли она отдавать ребенка в детский сад или нет. Если вы чувствуете, что не готовы вы или ваш ребенок к посещению детского сада и у вас есть возможность не водить ребенка в сад, то лучше не стоит. Возможно, окружение будет давить на вас, говорить, что «сад – это необходимо, что ребенок должен через это пройти, переболеть и т.д.». Главное, что вы должны понимать, то ваш ребенок никому ничего не должен, если вы не хотите его водить в сад, если он этого не хочет, то не надо!
Если вы все же приняли решение вести ребенка в сад, то оно должно быть обдуманным и осознанным. Я считаю, что сад может быть очень полезным в развитии ребенка, только если соблюдаются несколько условий:
- ребенку хорошо в саду
- у вас достигнута гармония с воспитателями
- для вашего ребенка созданы безопасные условия пребывания в саду.
К сожалению, в нашем случае такие условия были только во время первого года пребывания ребенка в садике. А потом началось не пойми что. Даша пошла в садик в 3,6 годка и никогда не проронила ни одной слезинки, никогда не сказала, что ей плохо в саду и что она не хочет туда идти. Она получала радость от того, что играла с детьми, от того, что у нее была возможность проявить себя.
Когда вами принято решение о том, что ребенок будет посещать детское дошкольное учреждение, то нужно мысленно или на бумаге составить четкий план действий, чтобы и себя и ребенка настроить на нужную волну, показать, что сад – это хорошо и бояться его не стоит. Что должно присутствовать в вашем плане подготовки к садику:
- Нужно делиться положительным опытом посещения садика, рассказывать ребенку о том, что нравилось в садике вам, какие интересные истории случались с вами (если они были), как вы участвовали в мероприятиях и кем на них были. Мамин положительный настрой и уверенность – это половина успеха во время адаптации.
- Нужно начать прививать ребенку больше самостоятельности, давать ему больше возможностей проявить себя. Одеваясь утром или на прогулку доверьте ребенку надеть колготки самостоятельно, одеть футболку, застегнуть кофточку на молнию или пуговицы. Естественно, что с первого раза у малыша ничего не получится, он будет делать все медленно, ему нужна будет ваша помощь, ему захочется бросить все и поверьте мне, вам тоже захочется все бросить и одеть его самостоятельно, но наберитесь терпения. Вы были такими же. Если вы куда-то торопитесь, просто начните сборы на 30 минут раньше, но не стойте над душой у ребенка и не кричите на него, что вы опаздываете, а он не может что-то сделать. Луше тогда молча оденьте его сами, объяснив это тем, что сегодня вам надо успеть вовремя и вы поможете ему. Но делайте это корректно, если вы отругаете ребенка за медлительность или за то, что у него то-то не получается, он совсем передумает одеваться и будет бояться совершить ошибку, а от нее никто не застрахован.
- Режим дня дома вы должны постепенно перестроить под режим садика, если планируете водить ребенка на целый день. Для малыша и его психики важна стабильность и важен режим, который гарантирует ему безопасность. Если вы не планируете оставлять ребенка на сон и забираете его из сада всегда перед сном, как я это делала я Дашей, то тогда подстраиваться и не стоит. Живите в своем режиме. Я отводила Дашу в сад к 9 утра (как раз в саду заканчивался завтрак) и забирала около часа (перед сном, так как с 2,6 лет она не спала). Все были счастливы и довольны при таком раскладе и воспитатель и Даша и я.
Что еще нужно сделать обязательно? Маме настроиться н нужную волну! Я как-то пару раз оставляла Дашку в садике на целый день и я поняла, что это не мое, так как я места не находила весь этот день, мне было плохо, я нервничала и, видимо, Даша это чувствовала, так как воспитатель говорила, что в эти дни она тоже была беспокойная. Нет, не плакала, просто была настороже, все время ждала меня и была не сосредоточена.
Когда ребенок начал ходить в сад, нужно также придерживаться нескольких правил, которые могут помочь вам в адаптации к садику.
- никогда не обманывайте ребенка! НИКОГДА! Сказали, что заберете его в обед (через час, через 5 минут) – забирайте! Не должно быть отмазок, типа я опоздала, у меня были дела, я стояла в пробке. Стоит один раз не выполнить обещание, ребенок перестанет верить и не останется больше в саду без слез! Лучше придите пораньше, чтобы забрать малыша.
- Создайте для ребенка зону комфорта и ощущение «дома» даже в саду. Это может быть всего лишь маленькая деталь, которую он возьмет с собой, например игрушка, носовой платок, часы! Кстати очень действенная деталь — ребенок не только учится быстрее определять время, но и всегда знает, сколько ему еще ждать маму, поэтому не изводит себя терзаниями.
- Начинайте привыкать к садику по чуть-чуть. Первый день останьтесь с ребенком на час вместе, на следующий выйдите на 5 минут, скажите, что вам нужно позвонить и пусть малыш побудет 5-10 минут без вас. Как правило, в садиках существует такая система адаптации вместе с мамой.
- Уходя не забывайте обнять и поцеловать ребенка, пожелать ему хорошего дня и сказать, когда именно вы придете за ним.
Вы можете сказать, что это все хорошо, но есть детки, которые продолжают плакать, которые не готовы остаться без мамы даже на 5 минут. Да, согласна, есть такие малыши и тут есть несколько вариантов: либо ребенок не готов еще остаться в саду (это не зависит от возраста), либо он все еще не понимает, зачем его хотят оставить и что его ждет (нужно беседовать, проигрывать его страхи во время ролевых игр с игрушками, с вами; отслеживать проявление его страхов в творчестве и т.д.)
Но не оставлять плачущего и бьющегося в истерике ребенка в саду под уговоры воспитателей, что «он поплачет и успокоиться». Это не есть норма!!! Слезы и ощущение потери мамы (он же думает, что вы уйдете и не вернетесь, все ваши доводы могут быть для малыша пустым местом, он знает только то, что сейчас вы его покинете!) может нанести ему серьезный психологический урон.
Чтобы сразу снять все вопросы про лично наш опыт расскажу: Даша пошла в сад в 3,6 года, пошла сразу в среднюю группу. Слез не было, никакой адаптации тоже. Мы пришли в сад, она разделась, я познакомила ее с воспитателем, она помахала мне ручкой и сказала, что до обеда я могу быть свободна. Воспитатель, аккуратно спросила, может на часок оставить. Я сказала, что раз ребенок просит до обеда, давайте попробуем до обеда. На следующий день и на следующий Даша оставалась также до сна, перед сном я забирала ее, и мы гуляли, играли и делали свои обычные дела. Так прошел год и все было прекрасно, а потом Дашу перевели в старшую группу и у нее сменились воспитатели и тут.. началась на селе совсем другая жизнь. Воспитатель сразу не захотела принимать Дашку в свою группу, хотя заведующая подписала перевод. Воспитатель аргументировала это тем, что Дашка младше всех детей в группе и не потянет программы (ага , 1+1 не сложит). В обход меня она решила протестировать моего ребенка (но Даша прошла все ее тесты на ура и шокировала воспитателя своими знаниями), вопрос отпал. Но через некоторое время начались другие трудности, наши новые воспитатели не любили закрывать окна совсем, даже при морозе -30 окна оставались нараспашку, а дети в это время сидели на полу. Итог – 4 ангины подряд и сильный конфликт с воспитателем. Воспитатель вела себя неадекватно и откровенно послала меня далеко и надолго, сказав, что Даша е садовский ребенок и что если я чем-то недовольная могу катиться к заведующей. Собственно туда я и покатилась.. потом мне приносили извинения, обещали не открывать окна при детях, но я так и не вернулась в конце года с Дашей в сад. В этом году я даже не начинала ее водить и собираюсь забрать документы из сада, чтобы даже там не числиться, так как доверять этим людям я не могу. Мне искренне жалко, что так получилось, потому что Даше нравилось посещать сад, нравилось чувствовать себя частью коллектива, и она училась взаимоотношениям в этом коллективе.
Подводя итог всему вышесказанному, хочу выделить основные мысли:
- Ходить в сад ребенку решать только вам
- Не факт, что ваш ребенок вообще готов ходить в садик
- Не каждый сад подходит вашему ребенку
- Если малыш протестует против сада всеми доступными ему способами, значит это не просто так и к ребенку нужно прислушаться
- Если вы приняли решение отводить ребенка в сад (в силу обстоятельств или личных убеждений), то будьте готовы к тому, что все может быть не так гладко, как вы рассчитывали и вы должны быть тогда последовательны и доброжелательны, чтобы объяснить ребенку, что садик теперь часть его жизни и вы вместе постараетесь сделать так, чтобы ему там было комфортно.
Вопрос про садики во все времена будет спорным 🙂 Наш сын посещал сад и дочка сейчас его заканчивает. К счастью, нам удалось сразу наладить контакт с воспитателями и, соответственно, к детям отношение было и есть очень хорошее. А вот наше правительство ( Литва) решила все за родителей: собираются принять закон, который гласит, что ребенок, не посещавший дошкольную группу в саду не будет принят в школу. Печально.
Анна, согласна, поэтому и сказала, что спорить не хочу 🙂 Просто написала свое мнение по этому поводу. Про новый закон в Литве в шоке, так как это более чем глупо, а если учесть, что очереди в садик есть не только в России, то представить себе, что при таком раскладе правительство сможет всем дошкольникам предоставить место в детском саду в подготовительной группе как-то совсем нереально.
Такой же закон уже года два-три на Украине. Но там засчитывается не только посещение детского сада, а любого образовательного учреждения, в том числе и студий развития, курсов по подготовке к школе и т.д. Те, которые выдают официальные документы об их посещении.
Мария, а какова была программа в детском саду у вашей дочки? Были ли у них какие-нибудь занятия по математике, чтению итд?
Мария, программа самая простая была, я уже и не помню какая, но я водила Дашку в сад точно не из-за программы, она у них была для нее очень легкая.
Спасибо Мария за статью. Бальзам на душу. Я вся измучалась совестью, что не вожу в садик дочку (потому что постоянно болеет, хотя воспитатели прекраснейшие и ребенку хочется). Меня заведующая постоянно совестила, что я дочку не вожу (так как я платила, но мы не ходили) «сад – это необходимо, что ребенок должен через это пройти, переболеть и т.д.». Даже говорила: «переболела дочка, не дожидайтесь когда совсем выздоровеет — приводите с соплями — ничего адаптируется и перестанет болеть». Вот благодаря таким родителям которые с бесконечными соплями приводили детей в сад мы и не смогли ходить. 1 день в саду = 2 месяца кашля, соплей и прочего, а сколько это в деньгах при нынешних ценах на лекарства — сами прекрасно знаете. Вот так нам 5,5 годиков, садик нам дали с 3 лет, а мы и «находили» в сад от силы 2 месяца. А дочка хочет, а воспитатели прекрасные, а мы болеем. Хотя: «про окна»….. кто знает, кто знает….А вы Мария как психолог — успокоили меня))))) Не для всех детей садик и ничего тут критичного нет. Мы много всего посещаем и тодес и бэби клуб и теперь с «Катей» по музеям (спасибо Мария за наводку), так что социализация у нас на 5 баллов. А вот еще вопрос: Мария Вы не боитесь что Даше скучно будет в 1 классе, не позовут ее сразу во второй))))?
дети с соплями и болезни в саду — это отдельная песня )) В «переболеть» вообще не верю, объясню почему. Мой муж никогда не был в садике, ни минуты, хотя его бабушка всю жизнь воспитателем работала, и он никогда не болел в детстве и когда пошел в школу тоже не болел.
Я — ходила в сад и болела всем чем только можно (кроме ветрянки и краснухи), пошла в школу и продолжала болеть.
И если следовать логики общепринятой, то я в школе не должна была болеть, а он должен, но суть в том, что у нас просто разная иммунная система 🙂
А ходить или нет, решаете вы и ваш малыш!
Про школу хочу написать отдельный пост , с мыслями, как я ее вижу сейчас. а вот пойдет Дашка в школу осенью и еще напишу, как оно будет 🙂
Мария, согласна с вами про иммунитет. моя подруга забрала сына из садика за год до школы, из-за постоянных болячек. Он ходил только на подготовительные курсы и в бассейн. Не болел весь год, а сейчас и в школе не болеет.
Мы сменили 3 сада прежде чем нашли сад, который нас устраивает. При этом, у меня не было каких-то особых требований к саду и программе, основное требование — воспитатель должен хорошо относится к детям, быть вежливым, добрым, любить своих подопечных. Всё! Больше ничего от сада мне не нужно было, знания и прочее я обеспечу сама. И если раньше я оставляла Олега только до обеда, то теперь могу придти за ним вечером, а он еще уходить не хочет. Но это далось нам не просто, в департаменте образования видеть меня уже не могли, когда я приходила с очередной претензией и просьбой дать нормальный сад.
Настя, я бы сказала, что у вас уникальный случай 🙂 не думаю, что всем дадут возможность выбирать сад, скорее просто пошлют далеко и надолго 🙂 НО ты права, если найти СВОЙ сад и своего воспитателя, то будет круто!
Согласна с Натей, мне кажется самое важное в садике — это воспитатели. Нам всегда везет на половину: одного воспитателя дети любят, второго недолюбливают. И так уже второй раз.
Сменить садик — очень проблематично, так как и этот с трудом достался. Уверения, что садик нужен для того, чтобы всем переболеть и получить нужную социализацию — по мне так бред полный. Недавно переболели ветрянкой, так в садике такой кипишь подняли, будто мы чуму принесли.
Нужен сад ребенку или не нужен — решать только родителям. Получить знания по программе можно и дома и с огромном количестве студий развития.
Олеся, воспитатель создает садик, согласна! Если вот у нас была хорошая, то и все было отлично, но стоило попасться «гнилой», как вся польза пропала и желание водить в сад душу у меня улетучилось.
А у меня детки не ходят в сад, но я оформила семейный детский сад, т.к. У меня 3 деток. Ходим на занятия, и дома они хорошо играют втроем. В прошлом году водила дочку на отдельные занятия в сад, насмотрелась там на всю эту жизнь, и очень довольна, что у нас есть такая возможность обойтись без садика. Хотя допускаю, что если один ребенок и хороший садик, то, возможно, так ему лучше.
Анна, когда деток несколько то это прекрасно 🙂
У меня 2 детей. Старшая в 3 классе в садик не ходила никогда. У меня в детстве была травма психологическая в саду. Издевались дети и мама с моим ором отрывала меня от себя, ей надо было на работу. Поэтому я решила, что мой ребенок не пройдет через этот ад. Ко второму ребенку мы переезали в другой район и здесь оказался лучший садик Москвы, сад Тубельского. Слава о нем гремит по всей Москве. Проверяла его независимая комиссия и сказала, что только в Голландии они вилели такие сады. Мы ждали 4 года очереди. Воспитатели волшебные и добрые. Интереснейшие игры и занятия. Попробовали ходить. Но одеть на прогулку 17 детей им сложно. Кто-то шапку не застегнул, кто-то шарф не одел и варежки, кто-то колготки одеть беспомошно не может… Ребенку очень понравилось там. Но походив 2 дня заболели на месяц. 2 ая попытка тоже самое. В итоге не ходим. Как думаете почему так у нас?
Екатерина, нельзя конечно назвать это нормальной ситуацией, но когда дети только-только начинают ходить в садик — болезни дают о себе знать, даже если до этого вы практически не болели. Больше всего, конечно, простудных заболеваний бывает.
У меня так же с сыном было. Уже подумывала домой забрать, ибо кормить ребенка постоянно таблетками не очень хотелось, по сумме получалось, что месяц в садике. Потом прошло. Сейчас болеем не так уж и часто. Укрепляйте иммунитет.
Даже если ребенок с удовольствием ходит, все равно новая обстановка, новые люди, для организма это стресс. Вирусы в коллективе распространяются моментально.
Екатерина, от этого точно никуда не деться, пока всех деток оденет воспитатель часть уже вспотеет и т.д.
Спасибо, Машенька, за рассказ о вашем опыте детсадовский жизни. Всегда хорошо узнать мнение других, выбрать рациональное зерно и принять свое решение, с учетом своим возможностей, своих взглядов и с учетом индивидуальности ребенка)))
Дашеньке желаю скорейшего выздоровления!!! Пусть «вынужденное» чтение книг подарить самые теплые, самые нежные часы совместного времяпровождения!
Наташ, спасибо! Стараемся не болеть 🙂
Да, тема вечная! Я помню, как спрашивала, Мария, про садик у тебя. И очень благодарна за тот подробный рассказ! Со всеми советами и выводами о том, отдавать ли, когда и как преодолеть адаптацию, согласна на 100%! Я очень сомневалась, и правильно делала! Только спустя год я вижу, что тогда дочка была не готова к детскому саду, хоть и было ей уже 3,5 года. Тогда у нас родилась вторая дочь, и я хотела себе облегчить быт, отправив старшую в сад. Но хорошо, что не стала настаивать! И разрешила дочери быть с нами дома. Не смотря на бытующие фразы, что «все детки плачут», «привыкнет», «надо учиться слушаться воспитателя», «а как же утренники и праздники?», «у неё не будет подруг!» … Всё это ерунда! Прошёл год, и вот теперь дочка с интересом слушает рассказы знакомых девочек про садик и просит меня, мол, может быть, отведите меня в садик. Поэтому, если есть у родителей возможность прислушаться к ребёнку и сделать, как он хочет, это здорово! И родители спокойны за здоровье малыша, и ребёнок чувствует, что с ним считаются, что имеет «веское» слово в принятии важных семейных решений.
Ирина, очень рада, что помогла 🙂 Просто вокруг нас очень много стереотипов, уйти от которых сложно, особенно, если есть рядом люди, которые навязывают свое мнение и маме тогда начинает казаться, что может она и правда что-то делает не так. Я пыталась всегда абстрагироваться от советов и стереотипов и понять, что хочу я и мой ребенок
Старший в сад не ходит, да и не хочет особо. Младшая — посмотрим. Она совсем другой ребенок и ей больше нужно общение. Но учитывая, как я придирчиво смотрю на отношение воспитателей, боюсь мне будет сложно подобрать садик. Тем более, что сейчас нет возможности выбирать — бери, что дают.
Но самое противное во всех ситуациях, как ты, Маша, точно заметила, это давление окружающих. Ведь они, конечно, лучше знают ,что должен делать ребенок и как надо)). Думаю, большинству мам, которые приняли решение не водить в сад, пришлось через это пройти. Я и с мужем поборолась и с его родней. Благо они не сильно агрессивные)) А знаю, что и наоборот бывает.
Всем мамочкам выдержки и терпения!
Женя, проблема советчиков это вообще отельная песня, они всегда лучше знают как воспитывать, как кормить, как развивать моего ребенка. И причем даже самая захудалая бабка во дворе «знает» это лучше родной матери.
В этом плане мне футболка одна понравилась, на ней написано:
Моему ребенку не холодно
Он не хочет конфетку
Да ему так удобно и т.д.
я бы такую носила и не снимала 🙂
Маша ,как раз бабок я воспринимаю проще — не обращаю внимания. А вот когда родня начинает дотошно капать на мозги — это совсем другое.) Но ты меня понимаешь))
Мария, прежде всего, хочу пожелать Вам поменьше болеть — выздоравливайте. 🙂 Затронутая тема, пожалуй, одна из самых болезненных. Читала и вникала, так как «родное». С очень многим согласна. Особенно с тем, что «воспитатель делает садик». Если повезло, то любимые возникающие конфликты и разногласия, кои могут возникнуть, легко решаемы. Ты, знаешь, что я сама психолог детского сада, а потому рассуждаю не по наслышке, а по опыту. 🙂 Свою Маринку не вожу — причин много, но почти все они как раз не относятся к воспитателям. Ты верно отметила, что должны быть, прежде всего, готовы родители. А у меня есть возможность обеспечить «домашнее» воспитание, потому и не вожу — как — то душа не лежит. Со мной никто не спорит 🙂 — ориентируются, я так понимаю, на то, что я психолог со своим пониманием реальности. Но я хотела бы отметить, что воспитатели часто «за кулисами» говорят о том, когда знают, что мама, например, домохозяйка, что «зачем водит в детский сад?» Ведь не для кого не является секретом, что группы сейчас набиваются «под завязку». Хорошо, кто — то приведёт совершенно правильные доводы про социализацию. Но, к сожалению, действительность сейчас совсем иная. Спрашиваю у воспитателей, почему не играют в сюжетно — ролевые игры (социализация) — «некогда», почему не проводится индивидуальная работа — «а когда…». Утренники… Праздники (????) Мне первым доводом при встрече как раз говорят о том, что там же праздники, дети… «Девчонки», — говорю я, — «я же знаю «кухню» всего этого». Улыбаются, соглашаясь. И не идёт речь о жестокости. Когда писала об адвент — календаре в детском саду специально скрыла -не для всех это, что дети устали не столько от заданий, сколько от ежедневной муштры, что зовётся подготовкой к празднику. Всё это: подготовка, праздники, игры, что -то сделать один на один с воспитателем — должно быть!!! Но всё так искажено, что нет, нет и нет… И это часто издержки системы и организации. Есть отдельные звёздочки — воспитатели, музыкальные руководители (довелось сотрудничать — до сих пор вздыхаю и вспоминаю, что ушли, так как сетовали, что система убивает любое творчество), «от Бога» — и все им задают вопросы: «Когда и Как???» И у нас такие есть. Но когда проанализируешь обстановку, то на деле оказывается, что большим подспорьем является то, что они работают на малокомплектных группах — количество детей — ОЧЕНЬ важный фактор!!! Такие воспитатели и в профессиональном плане более успешны. Большинство работают в условиях эмоционального выгорания. Поэтому в наше сложное время с дефицитом садов появляется замкнутый круг. Я бы добавила к твоим фактором и вот этот -обязательно проанализировать при возможности обстановку в плане заполняемости группы и т.п. Описанное мною, на первый взгляд, кажется косвенным, но это «изнанка» часто предопределяет, хорошо будет ребёнку или нет. Так как большое количество детей (не оптимальное, а именно большое) — это не социализация, а психология толпы… Не удивительно, что даже «знающие» воспитатели теряются, как организовать такую ребятню. Проследила перед своим решением вывода один из дней Марины в детском саду: пришли, сели на занятие, встали, сходили по очереди в туалет (говорить нельзя громко (а громко — это просто нормально) — шум…), одеваются в коридоре (говорить нельзя громко — шум…), спускаются и идут на прогулку (бегать нельзя — в такой «каше» воспитатель боится, что не уследит, а игрушек для занятия себя почти нет…), после прогулки в обратном порядке, сон… И какая польза? Где социализация?
Единственно, не столько против, сколько дополню про болезни. Всё — таки педиатры (во всяком случае у нас такой) каждый раз говорят заранее, что если в садик, то начинайте укреплять иммунитет. Да, каждому своё. Но большинство из того, что я наблюдала и беседовала с родителями, проистекало именно из этого. Сами не готовим ребёнка, а потом ищем виноватых извне (я сейчас не имею в виду открытые окна — это, безусловно, из категории того, что не допустимо). При всё этом я ОБОЖАЮ свою работу, свой детский сад! Мне почти каждый год (до декрета) предлагали стать заведующей то в одном саду, то в другом… Но мои администраторы, моя заведующая и методист в унисон говорят, что это не моё, что я просто сгорю, так как сильно переживаю и часто иду наперекор системе. Пишу не для хвастовства, а чтобы показать, что даже любя и отдавая себя, часто с большим разочарованием именно воспитатели понимают, что организовать комфортные условия для ребёнка всё сложнее и сложнее. Пазлов в мозаике намного больше, чем кажется и можно описать. Так что взвешивать и взвешивать. А если есть возможность и желание, то я рекомендую ДОМ с кружками, секциями, музеями, да, и праздники можно организовать без муштры, с разнообразием и любовью.
Извини, написала много — зацепило. 🙂
Катя, ко мне давно можно на ТЫ 🙂
Спасибо большое за твой взгляд как психолога детского сада на проблему. Я понимаю, что чем меньше деток, тем всем проще и воспитателям и детям. Но я вот смотрю на свою свекровь, какие бы у нас с ней не были отношения сложные, но воспитатель она от бога, дети ее обожают и она с ними ладит и так, что лучшего бы воспитателя я бы и не желала ребенку. Жалко, что в другом городе она работает 🙂
Катерина, скажите, а какое количество детей в группе оптимальное? Сыну 2,9 — в группе у него детишки примерно его возраста. По списку их 12 человек, хотя понятно, что редко все 12 приходят. С ними всегда воспитатель и няня (которая именно занимается с детьми, а не выполняет функции уборщицы) и приходят еще музыкальный работник, преподаватель английского и другие дополнительные преподаватели. Скажите, 12 человек это не много? Или это как раз оптимально?
Анна, да, для детишек такого возраста это оптимально. Тем более, как Вы верно написали, ежедневно весь списочный состав редко присутствует. А у нас золотые воспитатели (одна уже бабушка, но такая активная! 🙂 ), но работают в условиях, когда вот в такой возрастной группе списочный состав более 20, а ходит в среднем 18 — 20… Для более старших возрастов деток можно и больше, но это и понятно — они более самостоятельны. Но всё равно не оправданы списочные составы до 40!!!
Хорошо, когда золотые воспитатели. А бабушки они вообще часто отличные воспитатели. У старшей дочки как-то воспитательница была в отпуске, и ее заменяла бабулечка лет 65. Так детям она так нравилась — она с ними и на улице в разные игры играла (а не трепалась с воспитательницами из соседних групп), и зарядку делала, и что-то новое каждый раз выдумывала. Жалко она у нас не всегда воспитательницей) Ну и еще у меня есть бабушка, которой 85 лет. она больше 30 лет проработала в саду. Но ее воспитанники как-то узнавали ее спустя 20-30 лет, после окончания сада и общались с ней. и во дворе своем бабушка организовывала детей — просто так, ради удовольствия. Сейчас она переехала к нам с Украины и живет у родителей. Во двор не выходит — потому что не ориентируется в городе и болеет уже. Но моих детей организовывает на игры и пляшет с ними, и зарядку делает, и из конструктора строит… Видимо бабушка тоже воспитатель от Бога. Побольше бы таких! Но сейчас их становится к сожалению все меньше. Может это еще и старая школа воспитателей, когда больше внимания уделялось процессу, а не отчетам и бумажкам?
Да, мнений много… Но я с тобой полностью согласна — дети разные, садики разные, в каждом случае надо разбираться на месте. Лично у нас самый прекрасный опыт с садиками. И старший сын полностью отходил, и дочка. Оба садик любили, оба нашли там первых настоящих друзей. У обоих годам к 4 появилась очевидная необходимость в компании сверстников, которую я не могла им обеспечить, оставляя дома — все дети из двора тоже пошли в садик и гулять просто напросто стало не с кем. Но в садик я водила не на полный день — до сна, чтобы оставить время на домашние занятия с ними и просто игры «для себя». Этот режим меня полностью устраивал — я пол дня отдыхала от детских дел, занималась собой и к обеду уже успевала соскучиться по нашему общению 🙂 И дети за это время успевали наиграться с детьми, получить порцию «светской жизни» и новые впечатления.
Кстати, насчет программы обучения в садике. Тут даже не важно, какая у нее сложность, как важно как это делается. Сейчас в первом классе учительница наша только к концу первого полугодия привела некоторых детей к состоянию школьника. Они никогда не ходили в детские коллективы, не умели не промолчать, когда спрашивают не их, не умели не психовать, когда их ответ как-то не так оценили и т.д. В общем, не могли понять, что они не единственные в классе и надо соблюдать хоть какую-то дисциплину. Так что очень советую — если вы не водите ребенка в детсад, то запишитесь на какие-то занятия перед школой. Все равно какие, лишь бы ребенок имел возможность привыкнуть, что бывает игра, а бывает урок. И вести себя на них надо по-разному.
И еще о субъективности впечатлений о садике. Мне наш садик нравился — и по благоустройству, и воспитатели хорошие. Не идеальные, но очень милые и приятные люди. А, главное, дети их любили, шли к ним без проблем, никогда ничего плохого про них не сказали. И дети в группе были неплохие — даже самые хулиганы 🙂 И ели мои дети все с аппетитом, любимые блюда были — рассказывали сами, какой вкусный сегодня обед. То есть садиком я полностью была довольна. И вдруг случайно услышала, как мамочка ребенка из нашей же группы рассказывала знакомым о садике. Я была в шоке: с ее слов получается, что у нас не садик, а дом пыток! Воспитатели все звери какие-то, ее ребенка просто гнобят, скандалы с заведующей постоянные, дети вокруг какое-то быдло, еда невозможная — ее дите в рот ничего не брало, голодное ходило, на занятиях их ничему не учат, утренники убогие и т.д. и т.п. Настолько противоположный взгляд на вещи, как будто мы на разных планетах живем!
Таня, вот да, забыла я эту тему затронуть. Что садик он учит детей именно некой дисциплине перед школой.Спасибо большое, что озвучила 🙂 А мнение действительно у всех разные. Это как с фильмом, смотрим с Ромой одно кино, а когда начинаем впечатлениями делиться, как будто на разных сеансах были 🙂
Впечатления от одного садика действительно могут быть разные. Но это наверное зависит и от того, чего ждут родители, и от того чем они кормят детей дома, и от других факторов. Мне вот совсем не нравится муниципальный сад дочери, но я понимаю что за эти деньги лучшего там и не будет, и с тем количеством детей которые есть в саду. И тем более дочери нравится. Правда она была с младшим в частном саду, и сказала что и еда там вкуснее, и порции больше, и воспитатели лучше — что они все время ее хвалили, а в муниципальном садике на них все время только орут. И вот я даже не знаю. у нее остался последний год перед выпуском из сада. В этот сад она уже отходила 4 года, 5 идет — здесь у дочки подруги, выпускно
А еда на мой взгляд вообще во всех садах не вкусная))) Я с сыном сходила на адаптацию в несколько частных детских садов, пока мы выбрали свой, и везде я потихоньку пробовала суп или кашу — дома каша и суп вкуснее)
Как-то странно отправился комментарий, не полностью — видимо я куда-то не туда нажала. Но суть в том, что в частном саду конечно лучше. Но ребенок был в одном коллективе 4 года и нашел друзей, и не понятно — стоит ли за год до школы переводить дочь в частный сад, или пусть уже заканчивает муниципальный.
Моё мнение :), если дочке нравится, если она с лёгкостью пропускает мимо ушей «ор» (…!), есть друзья и подруги (другими словами, ребёнок хорошо адаптирован и необходимость в детском саде присутствует), то не стоит.
Сколько комментариев, обязательно все прочту:
у нас проблема с детским садом, я в него никогда не ходила, но со мной были дедушка и бабушка, которые мной занимались. А у нас нет такой возможности держать дочку постоянно дома. Я работаю, да и хочется мне хотя бы два раза в неделю тишины и покоя, и чтобы меня не дергали через каждые 5 минут. Да, вот такая вот я. Люблю небольшое уединение сама с собой. К сожалению папу приходится заставлять заниматься ребенком. Даже когда я болею, а болею я сразу же как дочку вылечу: вот такая вот у нас котовасия — я ее из болячки вытащу, а дальше уже я следом слегаю, ну а ей то побегать-попрыгать хочется.
Но разговор не про это. Разговор про детский сад. Каждое утро у нас начинается с истерики — не хочу, не пойду в детский сад. Истерика длится до группы — по пути в детский сад, я ее отвлекаю разговорами, играми. в итоге приходим мы в садик к 10 часам и естественно я получаю втык от заведущей, что мы опять все занятия пропустили, а потом будем говорить, что сад к школе не подготовил. Папа на машине отвозит ее до сада за 10 минут — вместе со всеми сборами, поскольку сад располагается близко от нашего дома. У меня дорога занимается примерно 30 минут. Я стараюсь когда есть возможность оставлять ребенка дома: дома она вырезает, на развивающие занятия я ее вожу — лепка, рисование, музыка,занятия по постановке руки. Книги она читает дома с бабушкой и дедушкой. со мной бесится.
С 08.02 я перешла на работу в домашних условиях, в итоге в моей голове зарождается мысль: а надо ли мне вообще тащить ребенка в сад?! Если каждое утро начинается с истерики? Как только запускаешь в группу — истерика прекращается.
Екатерина, а вы не пробовали говорить с ребенком о ее поведении почему она плачет? Или в игре как-то обыгрывать тему, предложить поиграть в кукол и одну куколку в детский сад мама повела, посмотреть, как ребенок себя поведет (как правило дети копируют жизненные проблемы), только пусть она будет в роли мамы в этом случае. Возможно вы узнаете то, что ребенка беспокоит. Если нет, то просто проигрывайте ситуации сами, в игре показывайте как кукле хорошо в саду, т.е. не заканчивайте игру на приводе куклы в сад, а обыгрывайте ситуации, что в саду делает кукла и что ее мама, пока кукла в саду.
Рисуйте!!! Рисунок вообще универсальное средство понять многие страхи и мотивы ребенка. Предложите нарисовать настроение, которое было у нее по дороге в сад, дома, в самом саду. не обязательно это должен быть рисунок красивый, просто смешение цветов скажет о многом.
Возможно в саду есть психолог, который может помочь разобраться в ситуации. Но если у вас есть возможность не водить в сад, то ради эксперимента попробуйте посмотрите, как ваш день будет проходить при таком раскладе и как будет вести себя ребенок
спасибо, за совет. я попробую поговорить с ней пока что она замыкается при слове сад, даже играя в сказкутерапию при слове сад идет замыкание
Я дочку в садик не вожу. Она там плачет, в группе у нас списочно числится 43 человека, а ходит примерно 30. На мой взгляд это ОЧЕНЬ много. В группе два унитаза. Воспитатели вроде не плохие, но при таком количестве детей общение получается, как в армии, иначе дети там просто все разнесут.
Спасибо за Вашу статью. Просто приятно прочитать поддерживающую информацию. Обычно все укоризнено интересуются: Почему не ходите? А как же она у Вас в школе будет? и т.п.
В будущем рассматриваю вариант частного садика, но пока под вопросом.
Лена, 30 — реально много!! У нас по списку всегда было 25 и то много. Частные сады тоже разные бывают. Поэтому тут еще тщательнее надо выбирать!
Мария а расскажите о системе домашнего обучения более подробно. Перед нами стал вопрос садика, но очередь не подошла вовремя, а тут еще и второй малыш должен появиться и я стала задумываться о системе обучения дома. Но интересно как все спланировать, организовать, чтобы ничего не упустить
Оксана, я о составлении плана развития ребенка подробно вот тут писала
http://vk.com/topic-43722384_29551540
Еще можно много информации почерпнуть вот в этой статье
http://earlystudy.ru/rannee-razvitie/plan-razvitiya-2/taym-menedzhment-rasporyadok-dnya
Мария, написали Вы как всегда замечательно: коротко, четко и в тоже время искренне. Старший сын ходил в сад, тоже сменили 3 садика, прежде чем нашли «свой». Но у нас так получилось само собой: место жительства меняли, вот и садик можно было сменить. Когда ребенок нашел свой садик сразу и количество болезней резко уменьшилось.
Сейчас у меня двое малышей. Дочке скоро 5, а сыну недавно 2 исполнилось. дочка очень в садик хочет уже давно — она очень общительная. Этой осенью даже путевку дали, но я не повела. Все равно дома со вторым сижу. так хоть вирусов домой таскать не будет. Порой просыпается чувство вины, что я большую такую девочку «взаперти» держу. а потом думаю: так хоть они здоровые. играют, много гуляют. А то бы дома больные сидели весь год с перерывами на 2-3 дня. Дочь отличается повышенной восприимчивостью к вирусам. мы уже и имунограммы сдавали…сказали, такая особенность, надо перерасти.
Я согласна, что в д.с. все от воспитателя зависит и надо по возможности выбирать воспитателя. Но вот что хочу подчеркнуть: все же важно не распространить это правило на школьную жизнь. Там уже пора учить ребенка адаптироваться к имеющимся условиям. И у ребенка уже для этого достаточно ресурсов. Мой личный опыт со старшим сыном подтверждает это мое убеждение.
Светлана, согласна про школу! Дашке уже сейчас говорю, что школа — это не сад и не кружок. Надо будет ходить, учиться и стараться!
У самой стоял такой вопрос несколько месяцев назад. Через садик прошли 3 мои дочери и темы водить или не водить не возникало. Единственное последние 2 девочки с разницей 1ги11м , постарше держала дома почти год т.к. приносила нам домой вирусы которыми сама болела легко, а с малой загремели в 3мес. в больницу с бронхитом. Через год как то все наладилось, не водила обеих только весной когда обострялись вирусы. Да и что говорить, в то время с темой водить или не водить было проще, писать заявление на сохранение места можно было без ограничений. Теперь же больше 3х мес. сидеть дома нельзя, надо освобождать место. Так вот с мальчишками у которых разница 2,5 года проблема встала как то острее. Поскольку выход на работу в ближайшие 4 года мне не грозит, встал вопрос нужен ли нам сад вообще. Когда в феврале прошлого года нам позвонили и пригрозили что если не станем водить ребенка(ему было на тот момент 3 и 3) то надо освободить место. Решили пойти, поскольку бабушек которые будут нам помогать сидеть с ребенками если приспичит нужда у нас нет. В результате после перенесенных совместных вирусов мы получили букет осложнений, у малого которому ещё года не исполнилось был бронхит, на фоне антибиотиков лечили крапивницу, а сам виновник после бронхита лечил гайморит и отит. Вообщем восстанавливались с апреля по сентябрь. Когда 1 сентября мы побежали бегом что бы сохранить наше место, проходили 3 дня и на 4х оба свалились с тяжёлым вирусом. Опять антибиотики, опять восстанавливались после аллергии на антибиотики. Вот тут то и случилась у меня истерика. А надо ли? Пока раздумывала мы стали ходить в группу Развиайка, устроились на хор и танцы(поскольку по возрасту нас никуда в спорт не взяли), программа занятий дома у нас круче чем д/с. Но посоветовавшись с крёстным мнение которого мы уважаем он нас благословил ходить в сад для того что бы учиться общаться. Надо сказать что характер у сына очень живой, и он в вечном движении. Я успокоилась и с ноября месяца опять начали ходить. Но график у нас 2-3 дня в саду остальные дома, сейчас опять лечим сопли, а по городу пошёл грипп, и руки чешутся написать заявление до конца марта на отпуск. Наверное я так и сделаю. Сейчас мы ещё ходим на лепку и собираемся в группу на рисование. Вообщем и без сада дел хватает.
А про внутренний уклад в саду что я хочу сказать. С девчонками как то повезло и они ходили у меня в любимчиках (старшую правда последний год по семейным обстоятельствам пришлось перевести в другой сад где ей было мораль тяжело но это был последний и год и я работала). Особых проблем не было. С сыном пришлось сменить кучу групп, заведующая не знала куда нас пихнуть (мы ноябрьские). Первый раз мы посетили сад в 2 и 2, я была в шоке как их там приучают к самостоятельности(сумел обуться значит пошёл в группу после прогулки обутый, не сумел пошёл босиком а в раздевалке лужи растаявшего снега, на прогулку одевали не всю одежду, молодая няня просто ленилась это делать, причём эта же няня орала на них во время обеда. Как вспомню аж мурашки по телу…)
Нынешняя наша воспитальница с ленцой, ей лень даже зарядку провести по правилам, физ-ры нет, и по остальным занятиям я что то сомневаюсь в их качестве.
Младшего отдам не раньше 3х.
И ещё моё мнение мальчикам всё же надо ходить в сад в отличии от девочек, т.к. им действительно необходимо учиться общаться со сверстниками.
Светлана, прочитала вашу историю и я бы при таком раскладе однозначно не водила, но каждый тут выбирает сам. Я бы не смогла водить, когда столько болеет малыш. но вам как маме лучше знать!!!
Хочется как то допинать до подготовишки, наш сад даёт(давал покрайней мере) хорошую подготовку в школу, не знаю как теперь будет после реформ которые проведены в программе садов. Две дочери поступили без проблем в гимназию после него.
Мария, спасибо за статью. Даше скорейшего выздоровления.
У нас как раз решается вопрос с садом… Вся в раздумьях. Ваши размышления очень помогли мне в своих мыслях и чувствах.
Мария, у нас Арина тоже днем давно не спит. Скажите, пожалуйста, какой у вас режим, во сколько Даша просыпается, во сколько засыпает.
Елена, Даша встает с 7-8 утра и ложится в 8 вечера.
Рада, что мои мысли вам помогли 🙂
Маша, желаю Дашеньке Здоровья!
Виктория, спасибо!
Добрый день! Хотелось бы услышать мнение не врачей. У нас удочеренная девочка, на сегодняшний день ей в этом месяце исполняется 4 года. В сад мы не ходим, хотя попытки были. Она родилась преждевременной 6.5 месяцев. Кроме неврологии, отклонений нет. При том неврологию врачи как таковую нам не ставят. Лишь на уровне легких неврозов, с учетом последствий того, что мать пыталась избавится от нее и это повлияло. И не мало важную роль играет психо-эмоциональное состояние матери во время беременности. Так как мать узбечка, была не замужем, без денег и жилья. Так вот когда мы пошли первый раз, нам было почти два. Адаптация не произошла. Доходило до заиканий , рвоты и на фоне невроза открылось ясновидение. Она начала видеть фантомы. Почти все дети их могут видеть, но у одних это на уровне фантазии, а у других, в частности у нас это на уровне страхов. Вот и возникает вопрос, стоит ли настаивать на садике или как говорят врачи оставить как есть?
Татьяна, вам стоит действительно обратиться к врачам 🙂 мы не врачи, я уж точно!
Я бы рекомендовала обратиться к психологу со знанием дефектологии обязательно. Учитывая то, что есть предположение, что всё это наслаивается с рождения при таких обстоятельствах здесь необходима и консультация детского психоаналитика. Случай сложный. Неврологи будут лечить медикаментозно, а хороший психолог тщательно проанализирует психо — эмоциональное состояние и порекомендует то, что поможет избавиться от фобий, выработать индивидуальную программу адаптации, чтобы предупредить столь острые проявления в отношении новых условий. Если ребёнок так реагирует на садик, то водить не следует сейчас. Лучше рассмотреть другие варианты развивающей среды. Оставаться в вакуумной среде дома тоже не следует — главное не торопиться и подстраиваться под актуальное психоэмоциональное состояние ребёнка. В Вашем случае в стабильности (режим, как можно плавнее перемены, успокаивающие процедуры от массажа, ван до спокойной музыки и сказок, доброжелательный тон и атмосфера, в целом) и есть путь к оптимизации. Что очевидно, для ребёнка сад послужил мощным стрессом, к сожалению.
Татьяна, как не врач, я бы не водила, если есть такая возможность. У меня сыну 4,5. Тоже не ходим. Впрочем, даже и не пытались.) По ряду причин. Но я иду из интересов ребенка.
Сложно советовать не зная многих деталей, но вам можно попробовать просто поискать компании для общения детей (на площадках, в развивающих центрах, кружках (не ради развития, а ради общения). Если нет такой крайней необходимости (выход мамы на работу, еще что-то), то зачем насиловать ребенка? Тем более с ее страхами уже подсознательными и негативным опытом. В остальном вам Катерина уже замечательно написала.
Прочитала недавно книгу Ньюфилда «Не упускайте своих детей», как я поняла автора, ребенку может быть хорошо в группе в саду только если складывается привязанность с воспитателем. Опять же, если я правильно поняла, привязанность к детям в группе это хорошо, но обязательно при условии наличия привязанности к взрослому, воспитателю или может нянечке. Мария, может вы читали, и сможете прокомментировать сад с точки зрения теории автора о важности ориентации детишек на взрослых.
Я согласна с мнением, что отношение родителя к саду определяет, как будет ходить ребенок в сад. И считаю, что часто именно проблемы родителя (психологические, амбиции, страхи, неумение довериться другим людям и прочее) являются причиной переживаний ребенка и конфликтов в саду. Так что мой совет себе в первую очередь — всматриваться в себя, если у меня правильное понимание происходящего, то и у ребенка все будет хорошо (ну почти все ) ).
Хочу написать про свой опыт. Старшего ребёнка я отдала в сад рано, в 1,8. Нам повезло с воспитателями, но ужасно не повезло с родителями других деток. В основном это были мамы-одиночки, которым нужно было зарабатывать на жизнь. Поэтому они считали нормальным приводить своих малышей больными. После двух месяцев бронхитов, коньюктивита и ангины я своего ребёнка забрала и он сидел с няней. В 2,5 года я отдала его в другой сад, где нам нравилось все. Младшего ребёнка я отдала в 3 года, на второй день она осталась на сон, никакой адаптации не было. Ребёнок с удовольствием ходит в сад и не было пролито не одной слезинки. Нам повезло с воспитателями, вернее с одной из них. Поэтому адаптация ребёнка зависит от многих факторов, к сожалению, не всегда зависящих от нас. И не все дети «созданы» для детского сада.
Инна, у нас были в основном мамы -домохозяйки и все водили больных детей. Для меня это дикость. я пока Даша не выздоровеет, пока не отсидится, не закрепит здоровье не вожу никогда никуда. Мне кажется это просто неуважение к здоровью своего ребенка и окружающих детей
Екатерина, книгу о которой вы пишите, я не читала, поэтому прокомментировать мысли автора мне сложно.
Мои дети ходят в сад. С дочкой у меня особого выбора не было — нужно было устраиваться на работу и кормить себя и ее, поэтому отдала в сад рано и не переживала об адаптации. Да я про нее ничего и не знала, наверное я была молодая беспечная мама — мне было 21. Но дочка на удивление легко пошла в сад. С сыном я боялась будет сложнее, но я стала замечать что ему дома становится скучно со мной, что на площадке он тянется к другим детям, что на отдыхе интересуется анимацией и занятиями с другими детьми под руководством других взрослых. Тогда я решила попробовать отдать в сад и его. Адаптации тоже не было. из сада ребенок не хочет уходить, насильно увожу) Но если бы ему не нравилось, наверное бы не водила своих детей в сад.
Просто у меня детишки общительные, а я бука — мне и сейчас иногда хочется побыть час-два в одиночестве и чтоб никто не беспокоил. И еще наверное уже имеющийся положительный опыт хождения в сад старшего ребенка давал позитивный настрой. Я никогда особо не переживала — как мои дети в садике. Тем более что как в садике ведет и чем занимается мой сын я могу наблюдать в режиме онлайн. Это очень успокаивает.
Анна, очень любопытно, что за режим онлайн для наблюдения? Расскажите поподробнее, первый раз слышу.
В саду установлены видеокамеры абсолютно во всех помещениях и на детской площадке. Можно зайти на специальный сайт, и введя логин и пароль получить доступ к видео. Единственное что раздевалку и туалет не транслируют родителям, но запись все равно идет. И в случае конфликта или какого-то происшествия можно и с этих камер просмотреть видео
Ой, девочки, и у меня отлегло. Ведь можно не водить, если есть возможность не работать. Сегодня второй день посещения садика. Были до сна, держала меня в поле зрения постоянно. Только выйду в раздевалку — истерика. Дочке 2,1 ей там скучно, она не знает, чем себя занять. Я начала заниматься с ней с 1 года, (по методике «Умница») она у меня очень любознательная. Дома за день успевает все: краски, карандаши, почитать, поиграть, полепить, поклеить, мультики и т.д. Знает буквы, цифры, геометрические фигуры, цвета, считает до 15, читает отдельные слова и словосочетания и многое другое. Так вот, о садике: первая младшая группа — некоторые дети не разговаривают, воспитательница бегает подтирает сопли одним полотенцем всем!!!!!!!!! Игрушки по верхним полкам убраны (Все игрушки поломали!). Дочка не знала чем себя занять, только и твердила: «Мама, ты только никуда не уходи». Воспитательница второго дня пыталась с ними порисовать, поиграть, но моей было важно не отпустить меня и она ничего не хотела делать. Правда попрыгала немного под музыку. Меня успокаивают: Все плачут, оставьте на 2 часа, поплачет — перестанет. А я думаю — А МНЕ ЭТО НАДО, что бы мой ребенок плакал. Похожу с ней недельку. Результат напишу. Всем здоровья и удачи. Спасибо за статью.
Любовь, вот золотые слова «а оно мне надо» 🙂 Проблема в том, что детки 2х лет в большинстве своем не умеют себя занимать и даже если дома у вас малышка все делает и любознательная, то тут другая обстановка. Дома ей комфортно и спокойно, а тут она не может расслабиться. Я бы лично сказала, что 2 года — рано! но это мое мнение, оно может быть ошибочным.
Мой старший сын пошел в садик уже в подготовительную группу. И, да, увы, мы нарвались почти на такую же проблему: воспитательнице он не понравился, и как следствие: плач по утрам и частые болезни…
Младший сынок — полная противоположность. Пошли в 3,2 года. Был недолгий адаптационный период, когда было не все так просто. Но сейчас ребенок с радостью бежит в садик. Воспитатели у нас очень хорошие. Хотя сам садик у детей — один и тот же…
Люда, это показательно! Воспитатель — это 50% залог успешной адаптации!!! И как хорошо, что младшему все нравится, а старший не мучился долго 🙂
Спасибо за статью, интересно было узнать о вашем опыте и об опыте участниц обсуждения. Есть материал для размышлений.
Татьяна, рада, что материал был полезен!
Маша, отличный пост! Жаль, что у вас так произошло с садиком. У меня своя история с этим учреждением) Причем, отличная от истории моих детей)))) Мне жутко самой не нравилось ходить в садик) Я не любила ужасную еду, что там давали (до сих пор может возникнуть рвотный рефлекс, когда забираю младшенького и пахнет «той» едой), до первого класса я никогда не спала днем, и мне совсем не везло на воспитателей (чего не скажешь об учителях)
Когда старший пошел в садик, я поддалась, в общем-то на уговоры родителей (моя мама настаивала, что мне надо выйти ан работу, а мама мужа — заведующая садиком — на том, что Мишенька будет под её присмотром;-))) Ну, мы-то понимаем, что больше хотелось «похвастать» умненьким внуком))) Поэтому отдали его рано — в 1,8 мес. Правда, уход там был отличный, сами понимаете, «заведующий внук» — как он любил себя называть))) Поэтому никакой адаптации у нас не было))) Надо сказать, что все трое у меня очень социальные — для них сиденье дома, пусть даже и в собственной компании уже на третий день — испытание) Мы начинаем знакомиться со всеми подряд на площадках, гулять по гостям или зазывать к себе))) Наверно, это всё же образ жизни уже такой;-)
Дочка у меня вообще очень правильный ребенок) В садик мы пошли в 2 года — в частный, где мало детей и очень качественный уход. Там было море занятий, частые прогулки, садик был в соседнем доме, и Ульяшка всегда с огромным удовольствием туда шла. Когда родился Илюша, нам практически сразу дали путевку в муниципальный садик — и именно туда. куда мне хотелось!) Это было просто чудо))) И нам очень повезло с воспитателем — она была детям практически бабушкой — внимательной, любящей и в меру строгой. Улька бежала в припрыжку))) Очень быстро «обросла» подружками — с некоторыми до сих пор встречаемся и «дружим»)
А вот у младшенького как-то совсем по-другому все сложилось) Пошли мы поздно (относительно старших) — в 2,9 — из-за ГВ. Думала сразу «спрыгнет» — ан нет — мы были возле груди до 3,5 лет). Для Ильи садик представляет ценность только тогда, когда там есть занятия))) Иначе ему там скучно, и он просит остаться дома. При этом дома он очень охотно занимается: рисует, лепит, собирает конструктор, пишет в прописях) С точки зрения общения он более самодостаточен, чем старшие) И ему тоже несказанно повезло с воспитателем и нянечкой — чудесные женщины! Опять же, у нас чаще всего среда — выходной) Такой порядок сложился- его и придерживаемся))) Иногда он не хочет оставаться дома, но когда остается мы отлично проводим время!!)
Маша, абсолютно с тобой согласна насчет внутреннего настроя мамы! Хотя лично у меня все по-другому))) Дети учили меня привыкать к садику: я очень внимательно следила всегда за тем, что они говорят, когда приходят оттуда, как себя чувствуют, чтобы при малейшем неудовольствии (моем или их) забрать их — благо, у меня такая возможность есть — я ведь уже 9 лет Дама-Хозяйка))))
Желаю вам с Дашуней здоровья и благополучия! Спасибо за пост и возможность высказаться!
Настя, спасибо за рассказ о вашем опыте. Это чудо, когда воспитатели настоящие, «золотые», когда детям сад приносит радость. Я бы сказала, что это исключение в сегодняшней жизни. У меня свекровь работает воспитателем в детском саду, но в другом городе. ВОт если бы мы жили там, где она работает, я бы без раздумий Дашку отдала к ней в группу, дети ее обожают и она их. Но (( это было нереально.
Если свой опыт вспомнить, я не помню ничего плохого, мне было достаточно комфортно, когда я не болела. Только я не спала днем и меня заставляли по началу, потом перестали. разрешали сидеть и рисовать, пока детки спали или играть.
А еще один раз меня забыли в садике и воспитатель забрала меня к себе домой. Это было страшно, помню, как она стояла и рассуждала, забрать меня или оставить с пьяным сторожем 🙂 Но забрала, накормила ужином и уже постелила кровать, как прилетел мой папа, испуганный!! Каждый дома думал, что забирает меня не он и в итоге уже в ночи они поняли, что никто меня не забрал и папа носился по всему городу пешком, чтобы узнать, где живет воспитатель (мобильников то не было). а так в принципе было весело (я правда несколько садиков сменила, как и школ, карма у меня такая видимо, вот первый совсем не помню, а 2 3 да ))
Да, Маш, я тоже считаю это огромной удачей и просто Божьим провидением, что им «идут» хорошие воспитатели и учителя. Я до сих пор с содроганием вспоминаю мои «простои» на мокром холодном каменном полу в тихий час (ведь именно тогда нянечки мыли пол, а меня за то, что не хотела спать, наказывали, выставляя в холодный туалет и коридор), а еще страх быть наказанной, поставленной голышом на окно (именно таким наказанием нас держала в руках одна из воспиток). Представь, как мне было трепетно…особенно за дочку….За старшего беспокоиться вообще было не о чем;-) Но все случилось благополучно, и даже этот период в нашей жизни уже через год закончится, когда Илья пойдет в школу. Вот так, через детей, я училась доверять чужим людям…Жизнь-интересная штука!
Голышом на окно! Боже мой какой ужас! А что никто из родителей об этом так и не узнал — как обращаются с детьми. Это же ведь очень жестоко. А заведующая куда она смотрела! Честно я в шоке.
Настя, ужас какой!! Неужели правда, родители были не в курсе. это же издевательство! За это мне кажется статью получить можно и наказание не хилое
Девушки, мне, советскому ребенку, даже и в голову не приходило пожаловаться родителям))) Да и, думаю, остальным — тоже. Все БОЯЛИСЬ оказаться на том окошке без трусов: наказание могло быть жестоким за ябедничество…..А что, вам никогда не доставалось от ваших воспитателей??? Моя пятая точка часто знавала «карающую руку»)))) Надо сказать, я была еще тот шилопоп))) И крови моим мучителям попортила тоже достаточно;-) Так что всё было — за дело;-)
я никогда не ходила в детский сад, поэтому у меня в голове подобное не укладывается.
Тема садиков — вечная тема 🙂 дочка уже в 7 классе. но мне тоже захотелось вспомнить её садик. Нам, видимо, повезло. Это я осознала потом, как наслушалась рассказов подружек про садики их детей. мы ходили не в муниципальный сад. а в ведомственный, от работы мужа. Это было дороже, чем муниципальный, но дешевле, чем частный. Из плюсов были хорошие воспитатели и няни, с одной няней до сих пор я раскланиваюсь, если встречу случайно. очень хорошее питание, 4 раза плюс десерты, никаких утренних горелых каш. был свой автобус. ездили в театр и филармонию. Минусом было относительно слабое образование, это я тоже поняла потом. когда в первом классе обсуждали с мамами, какие вещи «проходили» в саду. Но для меня было важным отношение к детям, а «образовательные дырки» мы благополучно залатали в процесс учёбы в школе. Дочка очень любила садик. помню, приду за ней, а она играет на участке и не хочет идти домой. Я ей объясняю: ты позоришь фамилию, вдруг в саду подумают. что тебе дома плохо 🙂 и я очень любила свой садик, хотя это было давно 🙂 наверное. и отдала дочку в сад. чтобы у неё были такие же добрые воспоминания. как у меня. у меня с сада есть два чудесных друга. есть чёрно-белая фотка. как мы втроём сидит на горшках. мы дружим все вместе до сих пор. Один мой друг юрист, другой предприниматель. Когда вышла моя книжка и моя подруга помогала мне устраивать презентацию в областной библиотеке, кроме представителей лит. объединений на фоне женской аудитории выделялись двое мужчин с цветами. мои друзья по детскому саду. Детский сад! как много в этом звуке для сердца моего слилось, как много в нём отозвалось 🙂 🙂 🙂
Лена, это так здорово, когда садик нравится и когда опыт общения с ним положительный 🙂
Про друзей из садика — я имена то многих не помню, после сада никогда их не видела 🙂
Мария, хочу поделиться ссылкой на мнение психолога по данному вопросу, если это некорректно — удалите.
http://www.doktorpapa.ru/2398
статья довольно мрачноватая, но стоит задуматься и, по крайней мере, минимизировать риски.
В противовес статье у меня опыт положительный. Моей дочке с садом повезло, правда приходится ради этого ездить. У нас Монтессори группа (в обычном саду) и это прекрасно, столько плюсов, что и перечислять не буду. А ещё есть дет сады при храмах, тоже прекрасный вариант для верующих родителей. Можно найти хороший вариант, сейчас много альтернатив, но надо искать (если надо, конечно).
Ольга, спасибо за ссылочку. В любом случае, читая чьи-либо советы и рекомендации маме нужно ориентироваться на своего ребенка и на свою ситуацию и пытаться найти оптимальное решение в конкретном случае