Тайм-менеджмент. Распорядок дня

Тайм-менеджмент. Расписание занятийЗдравствуйте, уважаемые читатели, гости, друзья. Недавно в своей рассылке я пообещала вам ответить на вопросы по поводу моего тайм-менеджмента. Вопросов пришло ОЧЕНЬ много, поэтому буду отвечать поэтапно (постов будет несколько, они буду сгруппированы по темам).

Итак, сегодня я буду рассказывать о распорядке дня. Вы просили меня расписать свой распорядок дня чуть ли ни по минутам. Я так честно не смогу, так как я не засекаю время, что и сколько я делаю (могу сказать только приблизительно).

Давайте, прежде, чем говорить о моем расписании сейчас  поговорим о расписании вообще на разных этапах жизни ребенка.

0-1 год

Когда только родилась Даша, все в моей жизни поменялось абсолютно все, думаю, что такое ощущение испытывает каждая мама  после рождения ребенка. Но вместе с тем появляется страх новой жизни: а как я буду все успевать, а как с ребенком на руках делать все то, что дела до?  И вот тут на помощь приходит расписание. Оно будет зависеть не от нашего с вами желания, а, в первую очередь, от ребенка. Первые месяцы жизни ребенок сам будет задавать ритм вашей жизни, со мной было именно так. Даша установила свой режим: кормление, сон, бодрствование, я добавила прогулки, купание, игры и у нас получилось свое расписание, которое я никуда не записывала, но мы жили по нему каждый день. Когда она спала, я готовила и убиралась, когда она бодрствовала, мы разговаривали, читали, играли, гуляли. На тот момент я не работала, а просто привыкала к новой роли. Надо  заметить, что в нашем расписании был еще и Доман, по которому мы занимались с рождения. Это значит, что 3 раза в день мы смотрели карточки по чтению и математике. А каждый вечер я готовила карточки на следующий день и тратила на это минут 40. Оглядываясь назад, могу сказать, что для меня это был одновременно и самый легкий и самый сложный год. Легкий, потому что Дашка много спала, ее можно было везде перенести на руках, накормить только молоком. Тяжелый, потому что все было ново, всему приходилось учиться самой и учить ребенка).

Психологи говорят, что маленьким детям нужно расписание, так как оно привносит в их жизнь стабильность и от этого им спокойнее. Тоже самое я бы сказала и о новоиспеченной маме 🙂

Поэтому, если у вас ребенку от 0-1 года, я рекомендую вам составить расписание, в котором вы отразите время сна ребенка, время на прогулки, время на домашние дела и ваши с ним игры и разговоры. Хорошо, если вы оптимизируете  свои домашние дела, запланировав их на сон ребенка, тогда у вас освободиться больше времени, чтобы просто наслаждаться общением с малышом и мужем, который в первый год жизни ребенка также нуждается в ощущениях стабильности и спокойствия.

 1-3 года

Вот тут все становится намного сложнее. Ребенок уже спит меньше, он ходит, говорит, появляется много новых задач и целей, поэтому нужен особый подход к составлению расписания.

Прежде, чем составлять расписание нужно понять, а что в него включить.

  1. Домашние дела: готовка, уборка, глажка (стирку не пишу, так как стирает машины, а загрузить вещи в нее времени много не занимает)
  2. Хобби + личная жизнь
  3. Игры и занятия с ребенком

Вроде бы все написала? С одной стороны да, но с другой, как включить в расписание игры и занятия с ребенком? Какие игры, какие занятия, а сколько они должны занимать время? (и т.д.) Без ответа на этот вопрос расписание составить сложно.

 Поэтому давайте разберемся, как понять, во что нужно играть и чем нужно заниматься. Что нужно чтобы составить индивидуальный план развития ребенка?

  1. Напишите список того, что умеет ваш ребенок в данный момент времени. И отметьте, что он делает сам, а что с вашей помощью, чтобы знать, на какие области сделать упор.
  2. Напишите список того, чему бы вы в идеале хотели бы научить вашего малыша в течение полугода. Помните, цели должны быть реальными!!! А это значит, учитывать возрастные особенности ребенка в целом и способности вашего малыша в частности (в интернете очень много информации о том, что необходимо развивать у детей конкретного возраста). По мере взросления ребенка меняются приоритеты и вы не должны забывать об этом. Вот те навыки, которые ребенок только начинает осваивать с вашей помощью и которые в последствии должны перейти на самостоятельный уровень называются Зона ближайшего развития (ЗБР).
  3. Распишите более подробно шаги, с помощью которых вы будете добиваться своей цели.

 Например, Даша очень долго не говорила, и мне нужно было как-то стимулировать ее к разговорной деятельности, для этого я составила план.

Основная цель – добиться того, чтобы Даша начала разговаривать короткими предложениями (2-3 слова)

Шаги:

  • Ежедневная пальчиковая гимнастика
  • Развитие мелкой моторики
  • Подвижные игры со звукоподражанием
  • Артикуляционная гимнастика
  • Логопедические сказки
  • Провоцирование на произношение отдельных слов и словосочетаний

Для каждого отдельного пункта вы соответственно должны придумать игры и упражнения.

 Итог: в 2 года Даша говорила предложениями из 3-4 слов, а где-то к 2,3 уже сложноподчиненными.

 Вот так вы должны расписать каждую область знания, которую вы собираетесь развивать с ребенком. Когда ваш план будет готов, следует приступить к составлению расписания.

 Я составляла расписание поначалу от руки, а потом уже на компьютере. Честно скажу, на компьютере проще, можно его легко корректировать. Я старалась отразить в плане каждый «чих», мне так было удобнее на тот момент, и я ничего не упускала из виду.

Сейчас покажу одно из наших расписаний (к сожалению, у меня все они были на старом компе и не все я перенесла на новый, но что есть покажу).  Важно! Такой план нужно составлять раз в пол года где-то, так как ребенок развивается, задачи меняются.

Так выглядело мое расписание, вы составляя свое должны во-первых, учесть ключевые моменты дня, которые будут определяющими в вашем расписании, а уже все остальное вы напишите в оставшиеся промежутки времени.

Итак, что определяет ваш день? Сон, прием пищи и прогулки. Вот их и запишите в ваш план. У меня Даша, например, где-то с 2 лет питается 4 раза в сутки в одно и тоже время каждый день. И это не меняется (+-30 минут) даже на отдыхе, в поездках. У нее всегда завтрак в 8-9 утра обеда 13-14 часов, ужин 17-18 часов и второй легкий ужин 19-19.20. Это очень важно, так как, во-первых, у ребенка к началу приема пищи вырабатывается желудочный сок (организм работает как часы и уже знает, что его в это время будут кормить), во-вторых, это всегда веский аргумент для ребенка, у нас обед (ужин, завтрак) поэтому мы сейчас садимся и кушаем и «не хочу» не уместны.

 Вы уже отметили в своем расписании время приема пищи? Отлично, теперь давайте отметим подъем и отбой. Он тоже  желательно должен быть в одно и тоже время каждый день. Если у вас есть дневной сон, внесите в расписание и его. В сутки ребенок должен спать 12 часов (можно чуть больше, но врачи говорят, что 12 часов минимум).

 Вносим в расписание прогулку (так как количество прогулок зависит от времени года, то лучше составлять расписание на каждое время года свое (или три: зима, лето, весна и осень).

 Теперь думаем дальше, нам нужно выполнять домашние дела, поэтому их тоже включаем в план: готовка, уборка, глажка. Глажку я рекомендую сразу вписать на время сна малыша, так как гладить при маленьком ребенке сложно (+ вы же не каждый день гладите, поэтому выберете 1 сон (лучше дневной) в течение недели и впишите в него глажку).  Если говорить обо мне, то я глажу не все белье: я не глажу постельное белье и некоторые домашние футболки и штаны.

Еду хорошо бы готовить 1 раз на 2 дня, тогда времени сразу освободиться больше. Еду старайтесь готовить такую, чтобы и вы и ребенок могли ее есть. Это выгодно по двум причинам: 1- мама старается накормить малыша здоровой пищей, а значит, и вы будете есть более полезные продукты. 2 – это сэкономит время + покажет пример ребенку, что вы тоже ЭТО едите. Что именно готовить и себе и ребенку писать не буду, так как у всех разный режим питания (мы до 2-х лет заказывали еду только на ферме, так как у Дашки была аллергия и весь прикорм должен был быть натуральным и я, так как кормила молоком ее до 2х лет, должна была есть все натуральное, поэтому у нас были овощные супы из собственных овощей, мясо  и птица, которые привозили нам под заказ. Когда мы с аллергией справились, стали потихоньку переходить на магазинные продукты.  Но я отошла от темы. Говорила я о том, что еду нужно готовить натуральную и сразу на 2 дня.

Уборку я обычно планировала на 1 день, когда Даша была маленькой, это был выходной, в который ее забирали мои родители, и я спокойно убиралась. Или Дашу занимал Рома.

Вот теперь у вас получилась «рыба» вашего расписания, в котором вы наглядно видите, сколько времени  и главное когда вы можете потратить на игры с ребенком.

Нужно начать его заполнять. Список игр у вас уже должен быть (вы же уже составили план развития на ближайшие полгода 😉 ) Вписывая игры в свое расписание вы должны помнить:

  • Чем меньше ребенок, тем меньше времени на 1 вид занятия вы должны отводить (ребенку в 1 годик достаточно 10 минут на 1 вид деятельности, ребенку 3х лет — минут 20)
  • Виды деятельности должны чередоваться (активные-пассивные)
  • Вы обязательно должны закладывать время на самостоятельные игры (с каждым разом все больше и больше). Начинать можно с 2-3х минут (если ребенку годик)
  • Чем ближе вечер, тем более спокойные игры вам стоит выбирать
  • ! про вечер. Не забывайте о вечернем ритуале, который подготовит ребенка ко сну, особенно, если вечером уложить малыша проблема. Имея ритуал, вы заранее уже начинаете настраивать ребенка на сон (это происходит непроизвольно). У нас такой ритуал есть: кружка молока на ночь, чистка зубов (2 раза в неделю купание в ванной, но когда Даша была меньше, купались почти каждый день), обмнимашки в кровати и чтение книги.
  • Составляя расписание с играми, учитывайте вашу занятость в этот момент времени. Например, если вы готовите на кухне еду, то пусть на это время в вашем плане стоят самостоятельные игры ребенка на кухне (например, вы можете дать ему стопку пластиковых контейнеров с крышками и предложить поиграть с ними «в матрешку», извлечь музыку из деревянных ложек, поиграть с крупами. В общем, вариантов очень много). Чем старше ребенок, тем более сложные самостоятельные игры вы можете ему предлагать
  • Расписание готово! Добавьте в него столбики с днями недели (у меня было обычно 5 дней, так как в выходные мы много проводили времени вместе с папой и расписание менялось, неизменным оставались только сон и еда) и теперь, выполняя каждый день что-то из плана вы можете напротив этой строчки в столбце с нужным днем ставить галочку. Так вы наглядно будете видеть, что именно вы уже сделали, что осталось. И так легче отследить игровую деятельность. Например, в вашем плане есть строка, в которой у вас стоит Творчество, а ниже расшифровывается рисование, лепка, аппликация, конструирование и т.д. вы в пн лепили, во вт рисовали и т.д. напротив каждой строчки стоит галочка и вы зрительно видите, что у вас выпало, например на этой неделе совсем не было аппликации, значит надо уделить ей внимание на следующей неделе больше.

 Мне такой план в возрасте 1-3 года просто спасал жизнь, так как удержать все в голове было просто нереально!

 Важно понимать, что даже если что-то в вашей жизни не соответствует плану (все мы люди, мы можем устать, заболеть, на нас просто может напасть лень), это не трагедия. Главное все делать в удовольствие, ведь дети чувствуют фальш и если вам не хочется играть, а по плану «надо», не играйте, пообмнимайтесь, побеситесь, почитайте и т.д. главное, чтобы вам нравилось ваше занятие. Это принесет вам больше пользы, чем игра, которая вас раздражает.

 3-5 лет

В принципе тут стратегия составления расписания и плана идентична предыдущему возрасту, только тут может появиться садик, дополнительные развивающие занятия и игры в центрах вне дома и больше самостоятельной деятельности.

И вот тут важно понимать, что если ребенок провел день в детском саду, то ему вечером дома нужна мама и как бы вам не было тяжело, нужно 1-2 часа посвятить только ребенку, потому что он ждет этого целый день!

Дополнительные секции конечно можно и нужно включать в ваше расписание, но без фанатизма. Их не должно быть много. Иногда я смотрю расписание деток и ужасаюсь, они ходят в сад, после сада на кружки, а потом еще и занимаются с репетиторами. Детям дошкольникам не нужно столько нагрузки (я сейчас сразу скажу, что ваше мнение может не совпадать с моим, ок. я это принимаю, но споры в комментариях вести не буду об этом. В этом посте я пишу свой взгляд на этот вопрос, и  я не претендую на истину в первой инстанции).

 Так как у вас был вопрос относительно нашего расписания, то бумажного варианта у меня не сохранилось, но если говорить о нашем распорядке на этот возраст (на зимний период) он выглядел так:

  • 7.30. Подъем, завтрак
  • 9.00-12.30 — садик
  • 12.30-13.30 — прогулка
  • 13.30-14.00 – обед
  • 14.00-16.00 — Тематические игры и занятия дома
  • 16.00-17.00 — самостоятельные игры  домашние дела, незапланированные игры
  • 17.00-17.30 — ужин
  • 17.30 – 19.00 —  прогулка (иногда в это время 2 раза в неделю мы ходили на занятия в школу искусств или спортивную школу).
  • 19.00-19.20 — второй ужин (легкий)
  • 19.20- 19.30 – подготовка ко сну
  • 19.30-20.10 — чтение книг
  • 20.10-  отбой

 Естественно у нас были не только целенаправленные тематические игры в отведенные время, но и спонтанные игры и занятия по 10-15 минут на закрепление разных видов деятельности. Их я сейчас подробно не обозначаю, так как на них можно найти любое время по желанию ребенка и вашему.

 Прогулки также можно записать в актив развивающих, так как зимой – это лыжи, коньки, горка, снеговики и валяние в снегу (это радость и физические занятия), летом это наблюдение, исследование, ролевые игры на улице и также физические упражнения (ролики, велосипед, бассейн и много всего).

 В этом возрасте очень важны совместные игры с другими детьми, как с вашим участием, так и самостоятельные по их правилам и их сюжету.

 Я помню, как у нас во дворе собирались огромные толпы детей разного возраста (это поздняя весна, лето и ранняя осень) и мы с ними играли в вышибалы, в классики, в кошки-мышки и т.д. Я носилась с ними босиком по всему двору и мы играли много.  Они привыкали к правилам, учились взаимодействовать, поэтому побегав 2-3 раза на 4-й я могла просто сесть на лавочку и смотреть за ними 🙂 Но в следующий раз нужно было опять что-то придумывать. Взрослые смотрели на меня с выпученными глазами и крутили пальцем у виска, но в принципе это не важно. Вам же не их растить и не с ними жить.

А один раз, помню, мы начали строить с Улей и Дашей замок из песка, к нам пришел мальчик, попросил играть вместе, мы придумали ему задание и стали строить втроем, потом подошел еще один и попытался сломать, я его остановила и вовлекла в игру, потом было еще несколько девочек и мальчиков. Когда приехала Улина мама, нас уже человек 10 строило замок, кто-то возил на игрушечном грузовике камушки для замка, кто-то рыл ров, кто-то строил дорогу. Замок получился огромный, красивый и все были очень довольны! В следующий раз дети на моих глазах уже сами пытались сделать замок и распределить роли, у них это получилось.

Важным на прогулке является и пример более старших детей. У нас девочки первоклассницы любят выносить на улицу одеяла, кукол, посудку и играть с этим. Даша с Улей всегда так смотрели на них завороженно, что я в один из дней вынесла им и плед и кукол и посуду и другие игрушки и они стали играть, сами! Потому, что до этого они наблюдали за старшими.

 Казалось бы, какое это имеет отношение к расписанию? Прямое. Вы же должны учитывать в нем различные виды деятельности для развития ребенка, а прогулка, особенно если она игровая, познавательная, активная – одно из лучших временных отрезков для достижения поставленных в расписании задач.

 5-7 лет

В этот период вы можете составлять расписание и план развития по той же схеме, что написана выше, но лично я уже этого не делаю. За годы взросления Даши такой план автоматически складывается  у меня в голове, да и игры носят более спонтанный характер. В это время достаточно просто наблюдать за ребенком, выявлять его интересы, слабые и сильные стороны и учитывать их  в ваших играх и занятиях.

В этот период ребенок уже должен активно участвовать в домашних делах, у него уже должен обозначиться круг его обязанностей, например, Даша всегда вытирает пыль во время уборки в квартире, убирает за собой со стола во время еды, помогает развешивать белье после стирки и сортировать его, когда оно высохло. Если я никуда не тороплюсь, то даю ее возможность пропылесосить самой  или шваброй помыть полы (естественно, я потом сама доделываю за ней, но она счастлива, что ей дал возможность самой попробовать себя в роли взрослого). Она очень любит сама разбирать кровати перед сном или иногда утром сама их застилает (да, получается не идеально, но я хвалю ее, и с каждым днем получается все лучше и лучше). Она очень любит участвовать в приготовлении еды (чистить яйца, мешать тесто, резать для салата ингредиенты и т.д.). И каждое это действие – огромный развивающий момент. На даче она в этом году сама попросила разрешить ей сажать с нами картошку, а потом выкапывала ее с нами. Она трудилась целый день наравне со всеми и это был ее выбор. У нее появился свой огород, которым она очень гордилась и все, что выросло там, она ела с особым удовольствием.

Все это уже не игра, но это совместная деятельность, это развитие, это общение, это единение взрослых и ребенка и в период 5-7 лет это очень активно должно поддерживаться родителями. Не заставлять, но создавать такие условия, чтобы ребенок сам хотел помогать и принимать участие во взрослых делах.

 Что касается игр, то отдайте ведущую роль в играх ребенку. Пусть он сам предлагает сюжеты для игры, пусть он сам выбирает направление деятельности, а вы очень аккуратно можете это корректировать (незаметно) и обязательно поддерживать все начинания.

 Пост уже получился очень большим. Поэтому я продолжу в следующий раз и постараюсь дать более подробное расписание наших будней на данный момент.

 А я жду ваши мысли в комментариях.

___

Читайте также:

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с моего письменного согласия. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены. Автор: Костюченко Мария. «Учимся играя»

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Вам будет интересно:

Запись опубликована в рубрике План развития, Размышления о РР, Тайм-менеджмент. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

50 комментариев: Тайм-менеджмент. Распорядок дня

  1. Смальницкая Ирина говорит:

    Мария! я в восторге!!! и от того, что в этом посте написано, и от тех, на что ссылочки есть! Мне все знакомые и близкие говорят, что столько, сколько я занимаюсь с дочками, никто не занимается. Но, то что я увидела здесь… — в тыщу!!!! раз больше ))) Есть к чему стремиться! Беру в закладки.

  2. Ольга говорит:

    Спасибо, Маша, замечательная статья! Я тоже вечно собираю толпу детей вокруг себя во дворе!)) так хотелось бы, чтобы вот такие люди работали с детьми в детских садах и школах!

    • Мария говорит:

      Ольга, мне кажется я не смогу работать ни в саду ни в школе, так как я человек настроения и если меня что-то раздражает я не могу сдерживаться, я могу прикрикнуть (а с чужими детьми это не очень хорошо), поэтому мне комфортнее придумывать игры, а проводить их с 1 или 2 детьми

  3. Tavika говорит:

    Маша, ужасно интересно было прочитать! Очень много полезных мыслей и замечаний насчет организации жизни и занятий! Хорошо, что ты решилась поговорить на эту тему 🙂 Поддерживаю все твои методы на все 100! И по-хорошему завидую твоей целеустремленности и работоспособности 🙂

  4. Виктория говорит:

    спасибо! очень полезна статья. тоже пытаюсь составлять расписание. но только несколько пунктов из занятий и игр с детьми (у меня двое — 4,5 г и 1,11г ) получается выполнять регулярно. остальное — по возможности, в зависимости от моей загруденности

    • Мария говорит:

      Виктория, опыта жизни с двумя детками у меня нет 🙂 Но, думаю, что основные принципы планирования все равно останутся те же 🙂

  5. Евгения говорит:

    Очень мне понравился пост и все дополнительные ссылки!!! Искренне завидую людям, кто так может организовать свой день! Сколько бы планов я не писала, очень редко получалось им следовать (может в силу моего темперамента, характера — тяжело в таком темпе жить постоянно). Для меня очередной пинок — все зависит от нас самих! А легко ли Даша включается во все ваши запланированные занятия или бывает отказывается? Сейчас с 3мя детьми мне трудно включить много занятий и игр в течение дня, но, вспоминая, даже первого ребенка трудно было усадить (пазлы, конструктор, задания в книжках) — очень он был активный, подвижный. Читая про ваши игры во дворе, мне вспомнилось мое детство. С соседнего двора приходила женщина со своим ребенком, которая организовывала все наши игры. Собиралось до 20 детей и играли во все народные уличные игры. И я думаю, что зря сейчас сетуют на то, что современные дети не умеют играть на улице, просто многие мамы и папы не показывали и не рассказывали как и во что можно играть. И еще вопрос: не увидела, когда же у вас время для хобби, полагаю ночью? Буду рада ответу. Спасибо!!!

    • Катерина говорит:

      Тоже подключусь к вопросу о занятиях с Дашей: всегда ли она согласна? 🙂 У меня, как и у Евгении, моя Маринка в этом плане «неудобный» ребёнок: она очень самостоятельна, подвижна, активна и не всегда ей хочется. 🙂 Конечно, изобретаю и стараюсь увлечь — думаю, с такими малышами необходимо владеть этим арсеналом увлекающих моментов. В нашем случае упускать какие — то занятия — игры даже не имею права, так как из — за своей подвижности есть опасения, что она где — то что — то упустит, у нас уже были такие моменты. В частности нам по — прежнему необходимо коррекционное влияние на развитие речи… Да, и я сторонник как активного самостоятельного изучения мира ребёнком, но и активного соучастника этого познания (хотя бы в рамках организации соответствующих стимулирующих условий). 🙂

      • Мария говорит:

        Екатерина, у меня Дашка по сути очень увлекающийся ребенок )) я уже Евгении написала, что бывает она не хочет, но обычно она всегда поддерживает меня, а я ее )) Она всегда рада новым играм и придумкам, часто просит меня составить игры а определенную тему, в которую мы потом можем играть очень долго. Но и я же не пытаюсь дать ей то, к чему у нее душа не лежит. я наблюдаю за ней, что сейчас ее интересует, на что она обращает внимание и именно эти темы развиваю. Если мы рассматриваем одну тему в несколько подходов из года в год, я меня сложность или угол зрения, уходим вглубь темы. Вы правы, все очень индивидуально, но я думаю, что тут просто надо отлавливать интерес ребенка и предлагать игры, основанные на этом интересе 🙂

    • Мария говорит:

      Евгения, Даша включается в игры очень легко. Бывает у нее плохое настроение и она говорит, что не хочет играть в то, что я предлагаю, тогда я прошу ее сделать предложение , во что хочет играть она и мы играем 🙂 Я не вижу в этом проблемы. Можно заранее спрашивать ребенка, а во что мы будем играть завтра? я так иногда делаю и Даша говорит во что, если наши взгляды различаются, я следую за ее интересом, не давлю своими идеями.
      Про хобби напишу еще, но работаю я ночью, да

  6. Катерина говорит:

    С удовольствием , Маша, прочитала о Вашем распорядке. 🙂 Мне особенно нравятся вот такие посты — помогает лишний раз оглянуться «со стороны» и на свой ритм. И в каждом вот таком описательном сообщении об организационных моментах жизни с детками каждый раз нахожу для переосмысления всё новые моменты. Безусловно, всё очень индивидуально. Например, сейчас мне приходится подстраиваться под двух детей (4,4 и 1 мес) — всё очень разное, муж уже не такой помощник (постоянная занятость), а родные, как говорят, «на подхвате» какими — то периодами, связанными с их душевными порывами. Мне помогает с домашними кое — какими делами моя мама, но… Преобладающую часть времени со своими заботами и занятостью, а тем более временем нахождением с детьми я одна (так что в моём варианте очень актуальны статьи, например, «Что может мама сделать одной рукой» :))) ). Поделюсь, с рождением второго крохи я сейчас чувствую себя несколько «ожившей», летающей, а вот придерживаться ритма при второй беременности мне было крайне тяжело: и физически, и морально… Эх, сколько же необходимо учесть нюансов. 🙂 Тем не менее, Маша, всё так: необходима индивидуальная адаптация. Просто сесть и «посмотреть» на свою организацию… Согласна с Татьяной: поднятая тема очень нужная!!!

    • Мария говорит:

      Екатерина, да, все безумно индивидуально, поэтому я и говорю, что есть основа, как можно это сделать, но все равно у каждого получится свое расписание, свой ритм. его можно не прописывать на бумаге, он все равно сложится сам, потому что мы подсознательно стараемся оптимизировать какие-то вещи в нашей жизни. И я пишу с позиции мамы 1 ребенка, для мамы 2х и более детей подход должен быть другой, просто я не могу сказать какой )) я не была в этой роли 🙂

  7. Ольга говорит:

    Посмотрела на план и озадачилась, на прогулки отведено всего 2,5 часа (временами она ещё заменяется), хотя для дошкольников ежедневная продолжительность прогулки должна составлять не менее 4-4,5 часов. Получается, что здоровье уходит на второй план. Я тоже гналась с занятиями, но сейчас корю себя за это, всё же двигательное развитие и свежий воздух наиболее необходимы. Конечно, времени на всё остальное остается меньше, но кое-что можно организовать и на улице. В наше время можно найти столько идей для занятий с детьми, что иногда лучше просто вовремя остановиться 🙂 Но тем не менее интересно читать блоги мам, заряжаться, вдохновляться, спасибо вам за это! А ещё было бы интересно узнать у мам с двумя — тремя детьми как вы организуете свой день? Или может кто ссылками поделится?

    • Мария говорит:

      Ольга, если вы посмотрели возраст, на который написан план, то он как раз выпадает на зиму. А в холод 2,5 часа прогулки для меня лично и для моего ребенка достаточно. Поэтому говорить, что здоровье уходит на второй план не правильно. Я писала в посте, что для каждого времени года лучше делать свое расписание именно из-за разницы во времени прогулок. Например, летом мы вообще гуляем с утра до ночи и все игры проходят на воздухе.

      Я никогда не гналась за занятиями!!! но они часть нашей жизни и я старалась их только гармонично вписать в нашу жизнь.

  8. Елена говорит:

    Маша, огромное спасибо, что так подробно все написали! Реально большая помощь! Если не сложно, не могли бы вы ответить на несколько вопросиков по посту?
    1) У моего сына тоже аллергия с рождения, очень мучаемся 🙁 Где, если не секрет вы заказывали продукты!
    2) Не могли бы вы написать или дать ссылку на игры по развитию правого полушария по Шичиде?
    Заранее спасибо за ответ!!!

    • Мария говорит:

      Елена, это была Фермерская лавка (у нее даже сайта не было), о ней знал узкий круг людей (но им хватало), у меня муж этим занимался. Я его спросила сейчас, он не помнит тоже координат, так как мы 3 года назад, даже больше перестали там продукты заказывать (Дашкину аллергию отпустило, сейчас она сезонная, + цены были безумно дорогие). Это не значит, что мы перестали уделять внимание здоровой пище 🙂 просто мы нашли несколько мест, в которых можно купить мясо хорошее (это магазинчик рядом с дачей), фрукты -овощи стараемся свои есть.

      Про шичиду. Я давала ссылку на то, в какие игры играли мы раньше (сейчас список сократился), я когда-то брала их на форуме Умницы, но после того, как форум перерос в клуб я не могу найти этот раздел там ((

      вот все, что я нашла
      это мой пост http://earlystudy.ru/dnevnik-dashi/razvitie-pravogo-polushariya
      это ссылка на то, что осталось на умнице http://club.umnitsa.ru/node/360728/forum/49699

    • Рита говорит:

      Елена, проверти ребенка на паразитов, если это возможно. Грамотные аллергологи говорят, что это паразитоз. У меня самой была с детства аллергия, когда я начала регулярные чистки от паразитов, всё прошло. Мне скоро сорок и у меня сейчас здоровье лучше, чем в 20.

  9. Маша, спасибо! Очень содержательно и доступно. А главное с учетом возрастных особенностей ребенка выстроено.

  10. Маша, очень интересно почитать твой распорядок! В очередной раз хочется за тобой тянуться. Мы наверное и половины не делали.

  11. Рита говорит:

    Здравствуйте,Мария. А меня вот удивило отсутствие сна в расписании 3-5 лет, Даша в 3 года с 7.30 утра до 20 вечера спокойно бодрствовала и вы не считали сон необходимым?

    • Мария говорит:

      Рита, я то считала сон необходимым, но Даша нет. она отказалась спать днем в 2,6 года и все мои попытки ее уложить заканчивались моими нервными срывами. вон девочки мои, Василисы, не дадут мне соврать, сколько слез я из-за этого пролила и сколько переживала, но потом отпустила и мы перестали спать. Моя мама говорит, что я тоже не спала с годика наверное, поэтому в нашем расписании нет сна. Дашу отсутствие сна не напрягало совсем, она не нервничала не плакала по этому поводу (если вы имеете в виду переутомление), поэтому я приспособилась к такому расписанию и мы живем в своем удовльствие

  12. Рита говорит:

    Спасибо, Мария. Мы просто тоже очень тяжело укладываемся днем (дочке 3), сложно, правда, стало с окончанием ГВ в 2,2 🙂 Но я вижу, что сон ей необходим , она устает очень к вечеру, если какой-то день не поспит. Но… час укладывания (и моих нервов), плюс даже час-полтора сна, действительно, иногда думаешь, лучше бы в это время позанимались чем-нибудь, потому что по факту очень мало сейчас времени на это остается. Спасибо, что делитесь своим мнением!

    • Мария говорит:

      Рита, если устает и ей плохо от того, что не спит, то наверное, стоит укладывать, но у меня Даша никогда из-за отсутствия сна не капризничала. Мы могли 3 часа укладываться и ни секунды не спать, поэтому я посоветовавшись с нашим врачом решила даже не пытаться, жизнь стразу стала краше, жить стало веселей 🙂

  13. Эльвира говорит:

    Маша большое спасибо за такую подробную информацию по составлению распорядка дня для разных возрастов. Есть куда стремиться и знаешь на кого равняться! Сейчас, с двумя маленькими детками, начала понимать, что без распорядка дня просто никак- обязательно упустишь много важных дел и моментов.
    Только недавно прочитала статью где было написано, что «Десятки исследований показывают, что сила воли это самая важная привычка, обеспечивающая личный успех…»- Маша- это про тебя!

  14. Марина говорит:

    Здравствуйте, Маша!
    Оч. ждала этого поста.
    Читается интересно, как все Ваши статьи.
    Но, может я , конечно, забегаю вперед, не нашла ответа на вопрос, который лично меня волновал больше всего: а когда Вы работаете (создаете комплекты, делаете журнал, ведете блог и т.д.)?
    Наше расписание с дочкой практически на 99% точно такое же, только конкретных занятий поменьше, а вот время на работу найти не получается…

    • Мария говорит:

      Марина, вы забегаете вперед ))) я все расскажу обязательно, просто в этом посте было и так много букффф

  15. Ольга Т говорит:

    Мария, добрый день. Спасибо за статью. Присоединяюсь к остальным девочкам — очень нужный. Дочке сейчас 4,5 года. Расписания у нас нет, хоть и ходит в садик, но я ничего не успеваю)))))))))) Это, конечно, особенности моего характера, я себя не оправдываю, лентяйка та ещё))Давно хотела заняться расписанием, но всё руки не доходили. Ваша статья является хорошим стимулом. Спасибо ещё раз. С нетерпением жду следующей.

  16. Лада говорит:

    Расписание не для меня.. Отвыкла я за последние четыре года работы на дому от четкого времени начала и конца действия: могу как безумная осваивать новое увлечение, а потом два дня читать книгу, не отрываясь. С детьми мне проще -других всегда легче организовывать(для меня), чем себя: есть обязательное чтение вслух с 8 часов, перемежающееся ваннами, чистками зубов, прыганием по кроватям. Когда я читаю Дине, то даю ему прочитать заглавие, слово крупными буквами -так мне проще провести занятие, чем отдельно садиться за буквы.. У семилетнего Дини обязательно(план висит на стене) мытье чашек, какое-то творчество на его выбор, вынос мусора. Ну и школа плюс кружки.
    А у меня висит на стене план дел на ближайшие дни, и как только у меня получается окно -то можно , посмотрев на список, сразу сделать важное.
    Все-таки, мне кажется, каждый должен найти сам оптимальную организацию времени, и тут чужой опыт -только подсказка, но никак не образец/шаблон.

    • Мария говорит:

      Лада, вы правы, каждый находит то, что близко и оптимально для него! В моем случае — это четкое планирование 🙂

  17. светлана говорит:

    спасибо Маша за то что так легко делитесь информацией и отвечаете на многочисленные вопросы. уже в комментариях нашла для себя ответы про прогулки и дневной сон. еще хотела уточнить про режим питания. у вас он то же получается отличный от обще рекомендованного: я так поняла, что вместо полдника два ужина, причем перед сном легкий и обедали вы получается позже чем детки в садике? но в принципе я поняла: вы сделали так как удобно вашему ребенку и это здорово! а вопрос у меня вот какой. наш режим дня сформировался сам по себе. мне в нем не все нравиться. причем мне не нравятся те же моменты, которые присутствовали и в режиме старшего сына и с дочкой без младшего и сейчас, когда у меня 2 малыша. вывод, это не от детей (они все разные), зависит, а родительские ошибки. например, мы поздно выходим гулять, соответствено позже обедаем, позже днем спать укладываемся, позже встаем и поздно на ноч укладываемся. причем даже если удается иногда раньше положить, засыпают тяжело и все равно в 15.30-16.00. а на ночь после 11! а то и к 12.30. хотя в постель позже 11 не ложимся. и ритуалы у нас есть отхода ко сну. но вот все как-то так растягивается. раньше купаться пошли — подольше покупались. раньше легли книжки читать подольше почитали. или если мама сказала все, то подольше поговорили при выключенном свете, песни попели. на крайний случай просто повозились сами с собой пошептались. всем тяжело переносить такой режим. младший все равно рано просыпается. папа не высыпается. у мамы нет времени на личные дела. Остается ночь с 12.30 до 2-3 , а в 8.15 сын будит. может подскажите как нам себя организовать? я пробовала днем с дочкой будильник ставить: вот будильник прозвенит, значит книжку закрываем и спать ложимся. сработало, а то проблемы с дневным сном были. но что же теперь на каждое действие будильник заводить? если других вариантов нет, буду конечно. но может вы знаете более оптимальный вариант? мне бы хотелось спать укладывать их днем в 14.30, а на ноч в 10.30 (что бы спали уже).

    • Александра говорит:

      Насчет успевания с детьми — это к Наталье Потеха. У нее четверо, и какая мама!

    • Мария говорит:

      Светлана, вы правы, режим у нас такой, как удобно именно нам и я стараюсь от него не отходить. У нас только могут бабушка с дедушкой, когда Дашка с ними полностью провести день и ни разу не попасть в еду и сон, но я спокойно к этому отношусь, так как выпасть из привычного образа жизни и сменить обстановку тоже полезно 🙂

      может подскажите как нам себя организовать? я пробовала днем с дочкой будильник ставить: вот будильник прозвенит, значит книжку закрываем и спать ложимся. сработало, а то проблемы с дневным сном были. но что же теперь на каждое действие будильник заводить? если других вариантов нет, буду конечно. но может вы знаете более оптимальный вариант?

      Если честно, то вопрос в мотивации вашей. Значит вы не замотивированы сделать что-то вовремя и вам так комфортно. Есть несколько уровней мотивации и вам нужно просто найти то, что будет побуждать вас делать все вовремя. Никто кроме вас, боюсь, тут вам не поможет.

  18. Supergil говорит:

    Мария, покорена вашей дисциплине и распорядку! Это у вас с детства любовь и привычка, врожденное или приобретенное?
    Мне очень тяжело жить по распорядку, с детьми, похоже, тоже самое. Единственное- подьемы и отбои стараемся в одно время устраивать)

    • Мария говорит:

      Вот только что Ксении отвечала )) в принципе с детства я старалась сама делать все вовремя и четко, очень не любила, когда куда-то опаздывали или что-то не складывалось из запланированного. Если очень тяжело жить по распорядку, то тогда лучше этого не делать, чтобы не было постоянно гнетущего чувства, что вы не успеваете. Тогда просто закрепите время в течение дня на сон и еду, которая скорее всего должны быть ежедневно в одно время, а остальное оставьте для экспромта 🙂 Мне сложно сказать, будет ли получаться так что-то успевать 🙂 Но попробовать можно

  19. Машенька, спасибо большое за прекрасный пост, что поделилась своими хитростями и расписанием!!! Очень-очень понравился твой подход, у меня тайм-менеджмент — прямо самое главное, без него никуда, а то дел невпроворот. Тоже составляю расписание, но потом — так всегда сложно ему следовать :-((( У Глеба есть всегда свое мнение относительно того, чем ему нужно заниматься, поэтому иногда мой тайм-менеджмент только на бумаге остается 🙁

    • Мария говорит:

      Марин, значит просто надо закладывать время на игры и не писать, что именно за игры, а уже по факту отталкиваться от Глеба. Я так сейчас делаю. у меня есть например 2 часа на игры, я спрашиваю Дашку, во что будем играть, она говорит, я по ходу что-то добавляю и модернизирую и все довольны

  20. Ксения говорит:

    Восхищаюсь людьми, которые умеют так все тщательно планировать! Вот интересно было бы знать от чего это зависит, чтобы это качество проявилось в детях? Даже если я составляю планы, то придерживаться их у меня не получается, возникает много попутных идей и желаний, которые замещают все написанное в плане.

    • Мария говорит:

      Ксения, спасибо. от чего это зависит я не знаю, тут наверное и образ жизни и воспитание и характер врожденный.
      Я точно помню, что в детстве мы всегда везде опаздывали с родителями и я так это не любила, мне всегда так неловко было. И я себе слово дала тогда, что я буду стараться все вовремя делать, если в гости ехать , то чтобы не с опозданием а вовремя или чуть раньше. У меня есть подруга любимая, она всегда опаздывает и она сама переживает, а сделать ничего не может. Поэтому я когда с ней договариваюсь, всегда 20 минут в плюс закладываю. И она спокойно опаздывает и я знаю, что можно не ждать

  21. Наталья говорит:

    Читая про то как Вы играете во дворе,я вздохнула с облегчением,оказывается я не одна такая сумашедшая мамочка,которая играет со всей детворой округи. Мой сын самый маленький во дворе и пока он не ходил в садик я придумывала совместные игры с детками школьного возраста,чтобы он мог научится взаимодействовать с другими детьми. Все соседи были в шоке,а дети в восторге. Тайм-менеджмент я проходила в институте и когда родила начала искать тайм-менеджмент для мам, ведь он помогает рационально использовать свое время и все успевать. Информации было мало,больше воды. Составила свой план интуитивно,но четко под себя и своего малыша.А эта статья настолько близкая к реальности,что мне кажется,что я ее написала основываясь на свой опыт. Я думаю она поможет молодым мамочкам.

  22. Елена говорит:

    Мария,здравствуйте ! Мне очень помогли Ваши рекомендации и примеры в составлении плана развития ребенка! Большое спасибо, за то, что делитесь своим опытом с нами!

  23. Helen Z говорит:

    Грандиозный пост! ))) Очень интересно было почитать)))
    Думаю, что он многим поможет собрать себя! ))

  24. vera-vera говорит:

    Маша, большое спасибо!

  25. Катарина говорит:

    Маша скажите пожалуйста, мне нравится ваше расписание с ребенком, и мы подходим к этому возрасту. Мне хотелось понять что такое Ми Л и БСП, а так спасибо.

    • Мария говорит:

      Екатерина, это краткое обозначение названий пособий от Умницы БСП — букварь с пеленок, МСП — математика с пеленок МНЛ — мир на ладошке и т.д. 🙂

  26. Светлана говорит:

    Тоже с интересом прочитала статью. Думаю, в наше время вопрос тайм-менеджмента для мам очень важен — слишком много спешки, мало времени, ничего не успевается. Читала книги по ТМ, блоги их авторов, но как-то особо не вдохновило… Но всегда интересно узнать, как со своими делами справляются другие мамы — «работающие». У Вас, Мария, нашла очень свежие идеи для себя в плане организации. Спасибо. Мне тоже всегда требуется четкость в планах.
    Мария, неужели Даша так рано ложится спать??? И по вашему расписанию получается, что вы постоянно с ребенком (дома). А если нужно решить какие-то вопросы вне стен дома, что бывает с запланированными занятиями с ребенком?

    • Мария говорит:

      Светлана, спасть ложится рань да. Нам всем так удобно и ей самой в первую очередь.
      Мы не всегда дома, зимой чаще, но летом почти всегда на улице. Если вопросы нужно решать, мы выезжаем и делаем это постоянно. просто я не могу отразить это в расписании. оно есть вот такой идеальный вариант, скажем так, но я не придерживаюсь его, как чего-то неотъемлемого. Это как канва, а что мы на ней нарисуем в течение дня — это уже наша фантазия 🙂 Вот сейчас сдаю сессию, так вообще все не так, потому что обстоятельства другие. поэтому не стоит думать, что если я вот так написала у нас по -другому нет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *