Финансовая грамотность для детей

Финансовая грамотность для детейЗдравствуйте, уважаемые читатели, гости, друзья. Сегодня я хочу поговорить с вами на тему  обучения обращения ребенка с деньгами.

С 1 сентября 2017 года в школьной программе появится спецкурс «Финансовая грамотность». Планируется, что школьникам расскажут базовые вещи о процентных ставках, ценных бумагах и банках. И вот мне подумалось, а давайте поговорим о том, как мы можем научить своих детей финансовой грамотности.

  1. Разрешите ребенку иметь свои финансы – это карманные деньги, которые вы выдаете ребенку раз в определенный период. Хорошо, если сумма будет фиксированной.
  2. Если ребенок потратил всю сумму раньше, чем наступил момент ее пополнения и просит у вас еще денег, то правильно будет мягко сказать ему, что у вас есть договор, по которому он получает такую-то сумму раз в такой-то период.
  3. Научите ребенка контролю доходов и расходов. Можете прямо на бумажке прописать, откуда к нему могут прийти деньги и куда он может их потратить.
  4. Школьнику уже можно разрешить попробовать заработать денег (вариантов много, каждый решит для себя как. Главное не платите за учебу и хорошие дела)
  5. Научите ребенка копить.
  6. Донесите до ребенка, что деньги копятся и зарабатываются не ради денег, а ради каких-то определенных достижений. Важно, чтоб эта цель была реальной
  7. Учите ребенка делиться.
  8. Показывайте ему правильный пример!!!

Пусть Ваш ребенок осознает, что деньги не приходят ниоткуда и даются просто так, а мама с папой получают их за свой труд, порой очень нелегкий. Рассказывайте чаще о своей работе, о некоторых ее трудностях и, конечно же, о ваших успехах.

А сейчас поделитесь вашими мыслями на тему денег и детей.

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с моего письменного согласия. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены. Автор: Костюченко Мария. «Учимся играя»
Запись опубликована в рубрике Даша школьница. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

50 комментариев на «Финансовая грамотность для детей»

  1. Елена говорит:

    Мой ребёнок совершенно равнодушен к этой теме, мы никогда не поощряли хорошую учёбу или добрые дела деньгами. Выдавать фиксированнную сумму -отличная идея. Но тогда предлагаю закрепить за ребёнком какую-то работу, иначе у него может сложится неправильное ощущение, что кто-то сверху эти деньги всегда должен дать просто так. Может разделить обязанности его личные и те, которые он готов сделать, как работу? Не знаю, наверное это трудно будет, т.к. ни мама, ни папа не делают дела по дому за деньги. Ещё можно заключить настоящий договор, где и обговорить все источники заработка. Например, закрепить а ребёнком 10 обязанностей, их отдельно выписать и каждый месяц выдавать эту сумму, о которой Вы, Мария, говорите. Бланк договора будет интересен и даст понимание, что это за документ, зачем составляется. На него надо ссылаться, при невыплении обязательств сторон 🙂 Не знаю, до чего нужно доиграться, но стоит пробовать!

    • Ольга говорит:

      Бланк договора — интересная идея. А что касается работы. Вот за домашнюю работу, если честно, платить не хочется. Вы здесь правы, что мы ее бесплатно делаем. Тогда нужно что-то еще… У меня пока как мысль, предложение заключить договор со своим ребенком, что я буду ему платить за то, что он будет сочинять сказки и истории — не просто набор слов, а именно осмысленные, с хорошими речевыми оборотами. Пусть это будет как бы его работа…

      • Мария говорит:

        Ольга, вот как раз Елене про варианты работы написала в комментарии ниже 🙂 не буду дублировать, посмотрите пожалуйста. Вы правы, за домашние обязанности платить нельзя

      • Даша говорит:

        Мне кажется плата (и иное вознаграждение) за сочинение рассказов и историй может убить творечество на корню. Потому что тогда ребенок будет что-то пытаться выжать из себя не потому, что ему это интересно, хочется вот сейчас нарисовать/написать/рассказать, а потому что очень хочется куклу/машинку/шоколадку.

        А почему вам не нравится идея карманных денег просто так? Вы же все равно тратите много денег на ребенка: еда, одежда, игрушки, книжки, развлечения. И все эти вещи помимо просто принесения удовольствия ребенку еще и учат его чему-то. И карманные деньги тоже учат: финансовой грамотности, например.

        • Ольга говорит:

          На самом деле так можно сказать о любом занятии — если мне будут платить, то я буду это делать ради оплаты, а не ради творчества (и т.п.). Ведь если заниматься каким-то рукоделием и продавать изделия — это тоже самое, что и сочинять что-то и продавать свой труд. Я не вижу в этом ничего плохого — оплатить творческий труд. Все дело в подходе.

          Идея денег просто так, на самом деле, может сработать с самыми младшими школьниками. В школу итак каждый раз дается денег чуть больше, чем нужно на проезд и покушать и остаток этих средств вполне можно рассматривать как карманные деньги и накапливать их на что-то.

          Идея же научить ребенка зарабатывать самому еще со школьных лет мне нравится, так как финансовая грамотность — это не только сохранение тех денег, что дали родители. У него должно сформироваться уже тогда мнение о цене и ценности. Он уже в школе (по крайней мере в средних, а тем более в старших классах) должен понимать откуда берутся деньги. В этом вопросе я категорична исходя из личного и семейного опыта. Я не хочу кормить своего ребенка до его пенсии (если доживу). Ребенку нужна самостоятельность, в том числе и финансовая, чтобы когда мамы и папы рядом не будет, он смог о себе позаботиться сам.

          В качестве своей точки зрения предлагаю вам Роберта Кийосаки почитать — «Богаты папа, бедный папа». Либо «Самый богатый человек в Вавилоне» (автора не помню, но по названию не ошибетесь точно). На основе этих книг я пытаюсь разобраться в финансовой грамотности и составить небольшую методичку в виде игр, ребусов и т.д. Еще бы с игрой крысиные бега разобраться — на ее основе тоже неплохо потренироваться и взрослым, и детям постарше (можно и под младших адаптировать).

          • Мария говорит:

            Ольга, спасибо, поищу, почитать.

          • Даша говорит:

            Я не против приучения к труду и зарабатыания денег. Я очень даже за. Я против оплаты мамой творческих занятий ребенка. Был такой эксперимент: детей разделили на три группы, каждую провели в комнату с альбомами, бумагами, карандашами, красками и т.д. — короче, все для рисования. В первый день первой группе пообещали конфету за рисунок, второй и третьей группе сказали рисовать. В конце в первой и второй группе раздали сладости, в третьей не дали ничего.

            На второй день всем группам сказали рисовать, но сладостей уже не обещали. В первой группе не рисовал никто (! одного дня хватило, чтобы убить природную мотивацию), во второй все рисовали еще больше, надеясь получить конфетку (в прошлый раз же не обещали, но все равно дали). В третьей все осталось, как и было: кто рисовал, тот продолжил рисовать; кто в прошлый раз не проявил интереса, и в этот раз не усердствовал. Сладостей не дали никому.

            Третий день: опять сказали рисовать, и опять не пообещали сладостей. В первой и второй группах не рисовал никто. В третьей осталось все по-прежнему.

            Вывод, думаю, очевиден.

            • Ольга говорит:

              Даша, Вы пишите о чужом эксперименте, а я Вам личный опыт приведу. Постоянно на ярмарку делали поделки и рукоделки и продавали их за деньги. Пусть, деньги шли не нам в карман (или не всегда нам в карман), но охоту этим заниматься ни у кого не отбили. Все дело в подходе и только. Поэтому останусь при своем мнении. Спасибо за Ваше мнение:)

              • Даша говорит:

                Так это ярмарка — это другие люди платят деньги. Не мама. Это совсем другое.

                Впрочем, не буду настаивать.

        • Мария говорит:

          Дарья, почему не нравится? я не против карманных денег, но я за то, что в какой -то момент ребенок должен учиться сам путь по чуть-чуть зарабатывать.
          не в 5 лет )) нет, но ближе к подростковому возрасту, почему бы и нет

          • Даша говорит:

            Так я не против зарабатывания вообще, а против того, чтобы мама платила за «связные рассказы»/нарисованные картинки (пусть даже очень красивые) и прочее. Если напишет рассказ, и его опубликуют, то почему бы и нет? Если нарисует картинку, а мама использует в своей профессиональной работе (например, мама пишет книгу и использует детские иллюстрации), а потом поделится частью гонорара, то тоже отлично. Но если мама выложит из своего кармана за рассказ-картинку, то я вижу в этом фальшь.

            • Ольга говорит:

              Даша, Вы столько критикуете:) А свои варианты заработка — конкретику — можете предложить? Я с удовольствием приму к сведению. Потому что все мы здесь делимся знаниями, опытом и мыслями…размышлениями. Мария очень важную тему затронула. По крайней мере, для меня.

              • Даша говорит:

                Я внизу оставила большой комментарий, в котором описала свои мысли. И даже в комментарии, на который вы ответили, описала два вида подработки. А вы почему-то замечаете только критику. Интересно, почему?

                Для меня приемлема оплата мамой только той работы, на которую в любом случае нанимали бы человека. То есть если папа не моет машину сам, а везет в автомойку, то можно заплатить ребенку за эту же работу. Если мама не делает влажную уборку сама, а нанимает домработницу, то можно «нанять» ребенка.

                Что касается подработок, за которые платит не мама, а другие люди, тут надо смотреть по способностям и возрасту ребенка. Подросток может подработать няней (забрать из школы, просто посидеть и поиграть), помочь с домашним заданием, поучаствовать в той же ярмарке самоделок. В городах многие подростки подрабатывают промоутерами.

    • Мария говорит:

      Елена, когда я писала о работе, я ни в коему случае не имела ввиду домашние дела, оценки или хорошее поведение.
      Помните, в книге о Никитинах, Лена и Борис рассказывали о том, как дома у них была мини-швейная фабрика, где у каждого ребенка были свои обязанности, своя трудовая книжка. и каждый получал в конце месяца зарплату. Мама брала заказы не пошив фартуков, если я не ошибаюсь и приобщала к этому детей. Так же и тут, вы можете с ребенком придумать себе работу, брать заказы и за них получать вознаграждение.
      Или ребенок будет выгуливать собаку соседа за символическую плату, может быть мыть машины на даче соседям и т.д. вариантов можно придумать много, но главное, чтобы это не было платой за повседневные обязанности по дому или учебу, которые и так нужно выполнять хорошо

  2. Женя говорит:

    Все рекомендации логичны и правильны. Поддерживаю. У меня вот вопрос: как адекватно расьяснить разницу между ценой вещи (допустим 2500 рублей) и ценой зарабатывания этих же денег? Все чаще сталкиваюсь с тем, что дети особенно в возрасте 10-14 могут считать вещь (игрушку, куртку, развлечение и т.д.) недорогим, хотя для их родителей сумма эта весьма внушительная.

    • Ольга говорит:

      Мне кажется, надо просто дать им шанс заработать самим эти деньги. Сейчас в городах есть возможность заработка для подростков (по крайней мере для 14-тилет точно). И когда он получит зар.плату, наглядно показать ему, какие расходы нужно оплачивать (квартплату и т.п.). Чтобы он увидел, что есть более первостепенные вещи, за которые платить необходимо, иначе лишишься этих благ (воды, света, газа). Над остальным тоже еще думаю, так как старшему 7 лет и ему тоже надо разъяснить понятие цены и ценности.

      • Мария говорит:

        Ольга, согласна!
        Знаете, есть такой анекдот, про мужа, который на жену ругался, что она тратит все его деньги. Тогда она отдала ему все деньги и говорит, плати за квартиру, покупай продукты сам и т.д. после чего он пришел к ней с вопросом, как они вообще умудрялись выживать на эти деньги 🙂 так же и тут. все на личном примере

        • Ольга говорит:

          Хороший анекдот))) Да, детям нужен личный пример и толчок. Когда я в детстве просила у мамы какую-то игрушку, она покупала лишь то, что считала нужным, а об остальном говорила:»Начнешь зарабатывать деньги сама, будешь ими распоряжаться на свое усмотрение». И я все ждала, когда же я закончу школу и у меня появится возможность зарабатывать))) Дождалась)))

    • Мария говорит:

      Евгения, мне кажется тут только на собственном опыте. Пока ребенок не поймет ценность денег и труд по их зарабатыванию, для него все будет игрушки.
      У меня был знакомый мальчик, который постоянно терял мобильные телефоны, фотоаппараты и т.д. проговаривал все деньги на телефоне, потому что не могу понять, что это стоит денег. когда он первый раз, лет в 19 вышел на работу (продавцом в магазин), то смог оценить, что оказывается все не просто так, что со своими деньгами так легко расставаться уже не хочется и к вещам бережнее стал относиться. с подростками по-другому, увы никак больше, хотя может найдутся идеальные 🙂

  3. Ольга говорит:

    Мария, тема очень актуальна и в этом направлении работаем. Сейчас, пока до автоматизма счет денег не доведен, карманные деньги не ввожу. Но с лета планируем с мужем начать выделять раз в месяц некоторую сумму старшему сыну (50-100 рублей). Про денежные разговоры беседы ведем постоянно, особенно когда сталкиваемся с конкретными ситуациями по этому вопросу. У тетушки Совы вполне неплохие уроки на эту тему есть, но их недостаточно.

    • Мария говорит:

      Ольга, я Даше стала давать деньги только , когда она в школу пошла, до этого они ей не нужны были в принципе. Зато сейчас она уже научилась понимать, что есть сумма, что она может себе на нее позволить и т.д. а то первые дни она тратила все за 1-2 дня и угощала весь класс. я говорю, что делиться это хорошо, но постоянно все всем покупать не нужно. вот тебе 100 руб на неделю и сама планируй, как ты их потратишь. хотя мне кажется, что это очень мало, но до конца года решила такой суммы хватит, потом видно убудет

      • Ольга говорит:

        Я тоже своему сыну стала деньги давать, как в школу пошел (он тоже в первом классе сейчас). Правда, с лета начала (просто так давали) и он быстро тратил их на игрушечки в автомате (которые в коробочках из под бахил) — там можно кучу коллекций собрать, вот только автомат не выдает те, которые он хочет и много денег тратилось в пустую (на этом примере объясняла пустую трату денег). Но все равно еще не переболел.
        В школе вроде деньги на весь класс не тратит, но с ним именно деньгами уже два мальчика делились (зачем, не поняла, так как свои деньги у него были). Тоже объясняю, что просто так нельзя деньги брать, так как родители этого мальчика тратили свое время, здоровье и энергию на заработок этих денег (суммы небольшие были, но все равно надо сразу этот вопрос закрывать).
        В общем, в связи с такими ситуациями возникла сразу необходимость обучать ребенка финансовой грамотности:) Пока только материал собираю на эту тему и что-то внедряю уже.

  4. Женя говорит:

    Если они заработают сами, ценить будут больше, но этого не достаточно. Ведь заработают и потратят на свои блага, а еда в холодильнике ж не почкуется и, Ольга правильно говорит, что вода и т.д. тоже оплачиваются.

  5. Женя говорит:

    Мне кажется, что если ребёнок что-то хочет ( новую игрушку, велосипед…), хорошо, чтоб он это какое-то время желал, а не сразу получал. Даже если у родителей всегда есть возможность аупить. Конечно, обьяснять, на что деньги тратятся и почему нельзя купить сразу

  6. Наталья говорит:

    Актуальная тема для нашей семьи, тк финансовую грамотность развиваем и в себе с мужем и дочь привлекаем в данной теме. Дочери 9 лет, с 8 лет стали выдавать ей карманные деньги, она ими распоряжается довольно грамотно, тк до этого мы ей дали весьма нужную информацию о финансовой грамотности и сейчас постоянно изучаем новую информацию вмсете с ней.

  7. Самосвета говорит:

    Маша, очень актуальная тема! Сейчас все чаще сталкиваюсь с тем, что родственники-знакомые понабрали кредитов-кредитных карт и платят такие огромные проценты по ним… Очень хочу научить ребенка считать и уметь копить. Если немного подождать, можно позволить себе намного больше.
    Про деньги на карманные расходы — это хорошая идея. Нас так воспитывали, с каждой зарплаты родители давали нам деньги, которые можно было потратить на что угодно.
    Сейчас у Жени есть копилка, туда правда подаренные деньги складываем и потом вместе выбираем, что купить. Уже чувствует, что некоторые игрушки стоят дико дорого… Единственное, что из-за цены часто выбирает китайские игрушки — их можно больше купить…
    О реальной работе — я тоже думала. Сейчас, конечно, рановато — 5 лет. Но лет с 8 у нас были домашние дела, которые выполнялись именно за деньги. Кроме обязанностей, которые и так делали по дому. Мы например, ухаживали за кроликами. На свое усмотрение — можно было и не делать, но тогда зарплаты не было. Опять же надо было на 3 дня вперед решить, будешь ты работать или отдыхать. Нельзя пообещать и не сделать.
    Лет с 10 папа брал у нас карманные деньги под проценты ))) Тогда у нас был небольшой магазинчик. Покупал на них товар — мы потом смотрели, что продалось из нашего товара и получали «выручку» — часть товара зависало… был брак… интересный опыт получили, что вложения денег не всегда бывают удачными. После этого детского опыта заниматься «купи-продай» мне совсем не хочется.

    • Мария говорит:

      Света, интересно про проценты 🙂 Я выше про варианты работы писала в комментариях девочкам, что это может быть. Я помню в детстве мне когда дарили деньги, то я их складывала в копилку тоже, но вот потратить я могла их только на одежду, точнее я могла потратить их и на конфеты, но тогда, когда мы ехали за одеждой на рынок, у меня бы осталось меньше. Конечно , что зимнюю одежду, обувь родители сами покупали, но вот на сарафанчики, юбки, шорты и т.д. у меня были свои деньги

  8. Зачем ребенку знания о ценных бумагах, процентных ставках и кредитах?
    И какой финансовой грамоте могут научить преподаватели в школе — большинство сами по уши в кредитах и живут от зарплаты к зарплате?
    Если хотите чему-то научить детей — покажите это на собственном примере.

    • Мария говорит:

      Ирина, на этот вопрос я ответить не могу, но логично было бы приглашать преподавателей из вузов, которые практикуют то, что рассказывают. но на деле сложно представить, как это будет выглядеть. в конце концов, когда я училась в школе, компьютеров дома не было и в помине, учились практически на словах работать на ПК и ничего научились 😉

    • Женя говорит:

      У меня в школе был курс «Экономика», нам не рассказывали о ценных бумагах или о ценообразовании товаров, а моделировали ситуации из жизни взрослых, с которыми мы можем столкнуться. К примеру, нам рассказывали о правах потребителей; потом учитель играл роль продавца, а мы покупателя, разыгрывались разные ситуации, когда мы хотим вернуть товар или когда мы хотим поменять его и т.д. Помню был урок, на котором учитель играл роль работодателя, а мы устраивались на работу. Точно помню что, рассказывали о планировании бюджета (выдавался список разных вещей и благ с ценой, а также обозначалась сумма, которой мы владеем. Наша задача была из списка выбрать то, что мы приобретем на данную сумму). А еще как-то было задание, придумать рекламу и продать какой-то товар. Может, это и не совсем экономика, но это то,что мы делали на уроках. И это был 5-6 класс. Возможно, этот курс будет подобным.

  9. Мария говорит:

    Для детей помладше хорошо вообще наглядно показать и рассказать, как устроен дом и домоводство. Откуда в кране вода, откуда идет электричество. Потом можно рассказать про производство бумаги, хлеба, объяснить, кто и какие силы затрачивает, чтобы создать что-либо полезное.
    Когда-то в Европе было популярно дарит маленьким девочкам кукольные домики со всем интерьером. Эти домики обучали девочек домоводству через игру.

    Детям постарше можно рассказать, на что тратятся доходы : квартира, машина, налоги, еда, предметы гигиены итд. Это обязательные расходы. То, что остается можно отложить, чтобы накопить на крупную покупку, например.

    Я против, чтобы детям платить за домашнюю работу. А вот подростков можно устроить на стаж, чтобы они представили, как работает предприятие.

    • Мария говорит:

      Мария, полностью согласна! и с Дашей всегда беседую и если платить, то точно не за домашнюю работу. я как раз выше в комментариях написала варианты, которые на мой взгляд приемлемы, как оплата за работу детям уже лет с 8-9

  10. Валерия говорит:

    Здравствуйте! Увидела тему «финансовая грамотность для детей» и не могу не поделиться: как раз сегодня получила посылку с книгами и среди них книга «Пес по имени Мани» (автор Бодо Шефер). Мария, простите, пожалуйста, если Вы не приветствуете «рекламу» каких-то изданий… Я сама начала читать книгу (прочитала пока несколько глав) и мне нравятся мысли и идеи, описанные в ней — как раз в тему этой статьи. Мне кажется, что родители, которые сами интересуются этой темой, убедятся, что в простой для понимания форме в книге даются отличные советы и объяснения «природы денег». Еще два года назад узнала про эту книгу, но ждала, когда дети подрастут (старшей дочке в этом году будет 7 лет), поэтому купила ее только сейчас. Согласна, что лучший пример для детей — это личный пример родителей )))

  11. Даша говорит:

    Мне нравится идея карманных денег для ребенка, и когда дочка подрастет, я буду давать ей карманные деньги. Мне кажется, это не только (а возможно, даже не столько) обучение финансовой грамотности, но и глоток свободы: можно не просить у мамы игрушку/конфету, а пойти и купить самой.

    Еще это обучение терпению, постановке целей: можно растратить все на дешевые безделушки «все по 10», а можно потерпеть несколько недель и купить что-то хорошее. И обучение щедрости — если купить что-то хорошее не себе, а в подарок маме/папе. Все-таки, когда подарок покупается на деньги родителей, это не осознается ребенком. А когда это цена нескольких недель несъеденных шоколадок, то совсем другое отношение.

    Как я уже сказала, дочка еще маленькая, ей всего 2 года, но в 5-6 лет я уже собираюсь давать ей небольшие карманные деньги каждую неделю. С возрастом сумма будет немного увеличиваться. То есть, к примеру, в 5 лет — 50 рублей в неделю, в 6 — 100, в 7 — 150.

    Это будут именно карманные деньги, т.е. если дочка будет ходить в школу и покупать там обед, то на обед будет выделяться отдельная сумма; если будут транспортные расходы, то это тоже будет оплачиваться отдельно. Аналогично запланированные школьные и семейные развлечения. Внеплановое развлечение (например, подружки позвали в цирк/кино вот прямо сейчас) будет рассматриваться в зависимости от семейного бюджета.

    Также я планирую и уже потихоньку начинаю приобщать дочку к ведению семейного бюджета. Пока она только знает, что такое деньги, что их дают дяде (в автобусе или такси) и тете (в магазине). А так будем вместе прикидывать: что нам нужно, что можно потратить и т.д.

    Оплачивать никакую домашнюю работу я не буду. Чисто теоретически я была бы готова оплачивать работу, если бы мы нанимали других людей ее делать. То есть, к примеру, мы нанимаем на влажной уборки домработницу пару раз в неделю, а сами пол не моем. В этом случае вместо домработницы я могла бы за те же деньги «нанять» дочку. Но мы все делаем сами.

    • Мария говорит:

      Дарья, ну в 5 лет ребенку до денег совсем нет дела 🙂 Муж пытался давать Дашке деньги, она приносила их мне и говорила, что ей они не нужны )) сейчас просто в школе иногда бывает что-то хочется купить, хотя думаю это просто, как новая ступень в развитии, а не потому что реально хочется эту или другую конфету скушать

      • Даша говорит:

        Дети разные, я не знаю, как у меня будет с моей дочкой. Сейчас только активно изучаю опыт других мам. У некоторых дети, как ваша Даша, не интересуются деньгами, а некоторые уже могут копить на игрушки. Я не загадываю и буду поступать согласно обстоятельствам.

  12. Мамы, а почему многие из вас собираются или уже дают карманные деньги уже с шести лет? Почему так рано? В школе за обеды заплачено, куда им еще деньги в школе тратить, они проводят там всего несколько часов.

    В магазин без родителей все равно один не пойдет, долгосрочные адекватные цели дети еще ставить не умеют, на мой взгляд. Подарок маме или папе можно сделать своими руками, дети в таком возрасте этим очень гордятся.

    Я за разъяснение о домоводстве, работе вообще, но против раннего использования детьми денег. С одной стороны мы боремся с менталитетом общества потребителей, а с другой толкаем детей стать такими же активными потребителями.

    Это, конечно, мое мнение.

    Кстати, детей можно сводить в Кидбург или Кидзанию, чтобы изучить профессии 🙂

    • Мария говорит:

      Мария, я вот только что выше писала, что в 5 точно рано. Я только из-за школы стала давать, просто, как новая ступень, не потому что ей так необходимо что-то купить. Я помню себя, мне не давали карманных денег, практически никогда, а иногда хотелось ту же шоколадку 🙂

    • Даша говорит:

      Я не считаю, что знакомство с деньгами — это обязательно воспитание потребителей. Деньги — это часть нашей жизни, если мы не живем в глухой тайге на полном самообеспечении. А еще деньги — это свобода. Свободой тоже надо учиться пользоваться.

      Ребенок не пойдет в магазин один без мамы, но он может пойти с мамой и купить себе игрушку сам. Да, он еще не может планировать, но как же он научится, если не будет этого делать? В 2 года ребенок не может качественно помыть пол, аккуратно сложить свою одежду или вытереть посуду, но начинают приучать его к аккуратности и работе по дому именно сейчас или даже раньше.

      Это, разумеется, мое мнение. 🙂

  13. Елена говорит:

    Недавно попалась статья о маме-миллионерше Дени Джонсон.В интервью она говорит о том,что их семья обходится без домработниц и бебиситеров(у нее 5 детей!). Своим детям она платит за работу по дому и много чего еще,но есть и регламент на что тратить…вообщем выстооена целая система финансого образования.Кстати, сама она дает семинары как раз на эту тему. Не скажу,что я решила все это применять к своим детям,но опыт мамы,которая из нищеты стремительно взлетела уникален на мой взгляд.Она разбогатела за 2года,но память о том на каком дне она была до этого не дает ей трать безрассудно деньги и тому же она учит своих детей.

    • Мария говорит:

      Елена, никогда не слышала эту историю. очень интересно. спасибо! надо поискать про нее информацию

    • Даша говорит:

      Я читала про эту женщину. Думаю, она перегибает палки. Она не просто не дает им карманных денег просто так, но и одежду они вынуждены покупать себе на заработанные деньги, потому что на одежду-обувь она выделяет весьма скромную сумму в год: 50 долларов на обувь и покупает 4 пары джинсов. Все остальное ребенок должен заработать сам. Получается, что вместо того, чтобы тратить душевную и физическую энергию на развитие, ребенок должен думать, как бы ему заработать, чтобы купить вторую пару обуви.

      Ну, и еще по мелочи: она пишет, что мобильные телефоны дала своим детям только в 16 лет. Я считаю, что мобильный телефон должен быть у ребенка, как только ребенок начинает регулярно где-то быть без мамы (например, идет в школу).

      Мне было бы интересно узнать, как сложится жизнь ее детей (и отношения с мамой), когда они вырастут.

  14. Maria говорит:

    Нашла пример по пробным урокам по Финансовой грамотности в школах Алтайского края :
    — Ребята будут больше узнавать про деньги – что такое их «лицо», как слепые люди различают деньги, почему ребро монет неровное, чем отличаются деньги разных стран, что значит «орёл» и «решка», можно ли защитить деньги от подделки. В конце урока второклассники перечислили, что они узнали нового, и пришли к выводу, что облик современной монеты формировался многие века. Он не только отражает особенности своей страны, но и выполняет важную роль защиты от подделки.
    — На содержательной части урока ребята пытались найти ответы на вопрос: что лежит в основе экономики как науки и экономики в семьи? На занятиях дети проявили большой интерес и задавали много вопросов: почему не хватает денег для покупки всего того, что хочешь? Что такое бюджет? Почему многое зависит от курса валюты и какие бывают пособия?
    — Самым интересным на занятии стали размышления детей о том, сколько нужно стране денег, чтобы и дороги были качественными, и зарплаты большими, и чтобы в магазинах продавались всегда то, что нужно и по разумной цене? Почему нельзя любому желающему выпускать свои собственные деньги? Что нужно делать, если у тебя вдруг появились фальшивые деньги?
    — Отдельные модули этой программы посвящены банковской системе, страхованию, ведению собственного бизнеса, финансовым рискам, фондовому рынку, пенсионному обеспечению. На занятиях рассматривали формирование и расходование семейного бюджета, налогообложение, финансовое мошенничество, вклады, кредиты и многое другое.
    http://www.altairegion22.ru/region_news/v-altaiskom-krae-podveli-itogi-aprobatsii-v-shkolah-kursa-po-finansovoi-gramotnosti_482574.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *