Школа или домашнее обучение?

Школа или домашнее обучение?Этот вопрос я с каждым днем слышу все чаще и чаще. Давайте попробуем сегодня поговорить и порассуждать. Только, чур, не будем спорить и кидаться друг в друга резкими фразами. У каждого из нас есть свой взгляд на ситуацию, свою жизненный путь и мы в своих суждениях всегда опираемся на личный опыт. Вот и я во время написания данного поста анализировала свои знания и наблюдения о школьной жизни и они могут отличаться от ваших 🙂

Итак, последнее время очень модным становится домашнее образование! Не спорю, я сама несколько лет мучительно сравнивала школьное и домашнее образование, искала отзывы мам, которые учат детей дома, узнавала подробности обучения в близлежащих школах и беседовала со всеми, кто только под руку попадался на данную тему.

Начну с того, что за свою школьную жизнь я поменяла, по-моему, 5 школ 🙂 Так складывались мои жизненные обстоятельства и мера всегда была вынужденная. Ничего страшного со мной не случилось, хотя не спорю каждый раз вливаться в новый коллектив и детей и взрослых задача не простая, но я с ней справлялась! Поэтому я всегда знала, если я отдам Дашу в школу и мне она не понравится, я смогу ее перевести, страшного ничего в этом нет.

Когда я для себя это усвоила, стала сравнивать два способа обучения: домашний и школьный.

Давайте я озвучу, что именно меня привлекает в каждом из них.

  • Домашнее обучение: возможность самостоятельно планировать учебную нагрузку, свободный график, более глубокое погружение в изучаемую тему, качественные знания.
  • Школьное обучение: социальная адаптация (и  да, я знаю, что вы сейчас можете сказать, я чуть ниже отвечу на все ваши возражения по этому пункту), режим, умение подчиняться правилам (даже если эти правила вас не устраивают), школьные друзья, совместные интересы, совместная внеурочная деятельность (походы, постановки спектаклей, посещение музеев и т.д.), дух соперничества, первая любовь, умение постоять за себя и решать конфликты, умение жить в системе (поясню ниже).

 Пока вы не начали писать мне комментарии со своими возражениями, давайте я более подробно поясню каждый пункт.

Итак, если внимательно посмотреть, то получается, что основным достоинством домашнего обучение является качество получаемых знаний, а вот основное достоинство школы – социальная  жизнь.

Мамы, которые выбрали для своих детей образование дома, наверняка, сейчас начнут говорить, что социализировать можно и не в школе, это друзья, это кружки, это прогулки во дворе. Возможно, но это все равно все не то. И да, я согласна, что если ребенок по характеру активный и общительный он найдет контакт практически с любым человеком. Но я сейчас немного не о той социализации.

Вспомните свое школьное детство (а наверняка, вы все учились в школах, за редким исключением, и, кстати, хуже не стали 😉 ), в коллективе всегда есть группы детей: лидеры, хулиганы, ботаны, невидимки, те, кого всегда высмеивают и издеваются. И чтобы вы не делали, оно всегда будет так, всегда будет эта «межклассовая» группировка. И только в школе (не во дворе, не на курсах, куда ребенок приходит на 30-60 минут) ребенку придется отстаивать свое место «под солнцем». И если он не научится делать это в школе, он не сможет сделать это и в ВУЗе и на работе. В какой-то момент ваш домашний ребенок выйдет во взрослую жизнь и что?  Как ему быть? Подумайте об этом! Даже если он будем самый умный, самый красивый ему нужно научиться отстаивать свое место и свой статус.

И вот тут, кстати, моя смена 5 школ многому меня научила.

С этим разобрались, идем дальше. Многие мамы говорят о том, что учителя не справедливы к детям, что часто требования противоречивые или вообще нереальные, но выполнять их приходится. Давайте подумаем, у вас на работе все гладко? Все вокруг идеальные? Начальник душка, коллеги на вес золота? Если да, то срочно пишите, где вы работаете, мы все пойдем к вам наниматься 🙂 К чему я это? Да к тому, что чем раньше ребенок поймет, что жизнь не идеальна, что есть разные люди, что часто нам приходится подчиняться тому, кто для этой роли не подходит, тем проще ему будет понять, как себя вести и как научиться использовать ситуацию себе во благо.

Вы сейчас опять можете сказать, что  я предлагаю растить «стадного человека» без своих взглядов и позиции. Отнюдь! Я говорю за то, что ребенок должен понять, как устроена жизнь, а вот как себя проявить, как не быть серой массой, как остаться при своих мыслях и стать тем, кем хочет, несмотря на все трудности, вот чему он должен научиться САМ С ПОДДЕРЖКОЙ РОДИТЕЛЕЙ!

Дальше? А дальше давайте вспомним, в каком возрасте вы влюбились первый раз? И в кого? Думаю, что 90% ответят в одноклассника (ну или мальчика из вашей школы, который скорее всего был старше вас). А теперь представим, у вас нет одноклассников, нет возможности проводить каждый день с потенциальной «первой любовью». На курсах и во дворе можно влюбиться, но контакт не такой. А ведь это очень важный момент в жизни ребенка. И не важно тут взаимная или безответная любовь будет, важно, что она будет и в ней нет ничего страшного, потому что мы все проходили через это и это очень важный этап взросления.

Первые враги и первые конфликты, кстати, также очень важны  и важно научиться самостоятельно выходить из этих конфликтов. А сидя дома, это сделать сложно!

Вы сейчас думаете, что я накинулась на домашнее образование. Нет, оно имеет место быть, просто я поняла, что это не мое, поняла, когда пригляделась к Даше, к ее желаниям. Возможно, есть дети, которым домашнее обучение подходит на 100%, но оно точно не подходит нам.

Остался нерешенный вопрос с качеством образования. Но я не вижу в этом проблемы. Я отношусь к школе, не как к месту, в котором мой ребенок получит качественные знания, только базовые. Поэтому я точно знаю, что качественные знания я дам ей сама + репетиторы, когда возникнет в них необходимость и поэтому мне спокойно от этой мысли и комфортно.

Я хотела еще о нашей школе поговорить и что мне нравится именно в ней, но я уже столько написала, что давайте об этом в следующий раз, хорошо?

Я очень жду вас для БЕСЕДЫ в комментариях, но еще раз повторю, спорить не буду. У каждого своя правда и у меня она такая. У вас она может быть совсем другой и вы будете правы!

Другие статьи на тему домашнего обучения:

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с моего письменного согласия. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены. Автор: Костюченко Мария. «Учимся играя»

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Вам будет интересно:

Запись опубликована в рубрике Даша школьница. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

234 комментария: Школа или домашнее обучение?

  1. Елена говорит:

    Простите за оффтоп, но не смогла удержаться. Абсолютно согласна с Дашей! Вот мне посчастливилось встретить такого педиатра. Я и сама знаю, как лечить и чем лечить, но когда сложный случай — всегда ей звоню именно вот за такой моральной поддержкой! Почаще нам бы работать и общаться с такими специалистами от Бога!

  2. Ольга говорит:

    У меня короткий вопрос: все мамы, кто выбрал ДО, вы не работаете, да?

    • Мария говорит:

      Ольга, на сколько я лично поняла, то да 🙂 в моем представлении ДО с работающей мамой в офисе очень сложно, если только нет личного гувернера и кучи репетиторов

  3. Елена говорит:

    Спасибо за добрые слова. Да, мой пост мог задеть некоторых коллег, «бежавших с поля боя», это я знаю. Но есть и в школе возможность стать таким учителем, которому будут писать в контакте о проблемах в личной жизни, о счастье стать Матерью, а другой о радости стать Крёстным. Не на всеобщее обозрение, а в личной переписке, хотя этим деткам уже не 7, 8, 9, 10 лет, а по 18 — 19. Не приходили бы мои выпускники из другой школы навестить свою первую учительницу, если бы эта учительница была бы им «до фени» (простите за ненормативную лексику). И вряд ли бы некоторые родители продолжали бы общаться с учительницей, с которой их сейчас не связывает ничего чисто внешне — ни учащиеся у неё дети, ни проживание в одном районе, ни что-то другое. Более того, у меня есть друг, взрослый дядька, который был одним из пап одной ученицы обычной школы. Именно друг, не ищите в моих словах никакого скрытого подтекста. Он военный врач, я дочь военного, мы понимаем в чём-то друг друга. И он, и я в счастливом браке со своими вторыми половинками. Он приходил к концу собрания, когда освобождался на работе, я убрала материалы после собрания и у нас было время поговорить о чём-то важном для него. Просто моральная поддержка, ничего заоблачного. А вот мама одного ученика, милая женщина, но когда мы как-то сошлись ближе, доверительнее в разговоре я многое смогла поведать ей. Она мама троих сыновей, растит их сама, зарабатывает на всех, и очень их всех любит. НО кое-что она не заметила в характере сына, а это кое-что очень важно, он крайне раним и впечатлителен. И если мама не стала бы внимательно прислушиваться к его внутреннему миру, особенно когда он ушёл в 5 класс и дальше, ещё неизвестно, какая бы трагедия могла быть. Кто-то поднимал тему самоубийств в школе, вот этот мальчик из тех, кто мог бы, но у него была МАМА, до которой смогла достучаться простая учительница из обычной школы. Пишу я об этом не для того чтобы пели дифирамбы, а потому что хочу показать, хороший учитель может стать для своих учеников и их родителей «надёжным тылом» и в простой школе. Это труд, важный труд. Я не осуждаю тех, кто с этим не справился, я благодарю их за честный выбор. Надеюсь, вы увидите разницу. Но у этих детей из обычной шолы не было бы другого шанса встретить близкого человека, если бы я работала не в школе. Ещё раз подчеркну, это не осуждение.
    «На каждое критическое замечание идёт 9 похвальных. А у нас обычно наоборот. Нас так воспитывали, и мы так же воспитываем наших детей. » Вот для меня ключевая мысль, мы или осознаём что делаем, или живём по привычке. И тут уже от нас зависит, что мы транслируем своим детям. Учимся ли мы видеть хорошее в людях, в том числе в своём ребёнке? В своих родных? Спасибо за эту важную мысль.

  4. Лариса говорит:

    Здравствуйте!
    С огромным интересом прочитала пост и все комментарии. Долго думала, оставлять здесь свой комментарий или нет. Но, может быть кому-то будет интересен ещё один взгляд на это. Так сказать, с высоты пройденного уже полёта). Очень интересно было читать, как дети учатся на ДО в других странах — спасибо, много узнала нового для себя. Но, как я поняла из разговора, здесь нет мам и детей, прошедших какой-то большой срок обучения в такой форме в России.
    Дочка училась с первого по 8-й класс включительно на ДО, сейчас ей 21 год, т.е. начинали мы это всё в довольно сложных условиях: и психологически давили со всех сторон, начиная от ближайших родственников-знакомых, и школ, готовых принять нас таких распрекрасных ( в большом городе по факту их оказалось всего пара-тройка), да и с программами… — их обилие потрясало) — было всё непросто.
    В детский сад дочка не ходила, пыталась я (как изначально фанатичная мама), водить с 1г.4 мес. ( — это ж надо было додуматься до такого! — на развивающие занятия, где мамы занимались вместе с детьми, но, слава богу, я вовремя одумалась, и мы это быстро прекратили)). Что касается именно садика, сразу скажу, что позиция моя тверда в этом вопросе: нет. Только по большой необходимости и от безысходности). И связано такое категоричное мнение как раз с возрастной детской психологией. Всё индивидуально, но вот по поводу садиков думаю так. Сама я по образованию педагог и психолог и сразу скажу, что выбор формы домашнего обучения напрашивался сам собой (и могу точно сказать, что без этих знаний, без той базы, что есть у меня за плечами, я никогда бы не решилась на ДО). Всё не так-то просто, как может казаться). И не всегда получается у мам-преподавателей учить своё чадо). Очень всё по-разному всегда происходит, в каждой семье.
    Что касается самой формы домашнего обучения (у нас тогда это называлось «экстернат», и не было таких отличий, как сейчас в самих понятиях — ДО, СО или как-то ещё) — дочка сдавала экзамены за 1-й класс сразу за год (это было с моей стороны ошибкой, конечно), а далее сдавала по четвертям. С 5-го класса сдавали по 2-3 предмета за один поход, объём — четверть. Это были контрольные работы и устные экзамены по всем предметам. Физкультуру и музыку за началку проставили так (не было их у нас), в средней школе так же. Так что на физкультуру как на урок дочка попала только в 9-м классе)). И нормально всё) — и бегала, и прыгала, и все нормы-кроссы, «козлов» и прочее сдавала прекрасно, как ни странно).

    За столько лет, конечно, много всего было у нас с дочкой. Повторила бы я это сейчас снова? Не знаю. Зависело бы от очень многих составляющих. Всё очень и очень сложно). Что касается начальной школы — однозначно да, а вот дальше… правда, не знаю. Мне очень запомнился комментарий Татьяны — на себя времени точно не останется, если подходить к вопросу обучения серьёзно и интересоваться не только знаниями, которые нужно передать дочке, но и методиками, самой постоянно развиваться в этом направлении, чтобы глаза у ребёнка не гасли, чтобы постоянно поддерживался ИНТЕРЕС, и учение не превращалось либо в натаскивание к бесконечным экзаменам, либо в противостояние с самым родным человеком. Убеждена, что не каждая мама сможет передать знания, научить,тем более охватить такое количество предметов, если мы говорим, конечно, уже о средней школе, класса с 5-го. И да, маме на это надо положить немаленький отрезок своей жизни на такое обучение. (А надо ли?!) …
    Я бы, конечно, хотела, чтобы дочка сама здесь написала комментарий, — как оно ей было), как училось-то на ДО, тем более это интересно, что по профессии она сейчас сама педагог, и ракурсы снова немного изменились. Может быть найдёт время и расскажет, попробую уговорить, сейчас я работаю над этим)).
    Пока мои впечатления как мамы и как педагога от этого всего.

    Часто заглядываю в блог Марии, это просто настоящий кладезь. Огромное спасибо, Маша, могу представить, какой это труд!

    Как мама я прошла все стадии)) — была поклонницей раннего развития (ну да! ведь после трёх уже поздно! ), обучения по Монтессори, кубики Зайцева и таблицы, книги Никитиных, учебные пособия делались по ночам для любимого дитятка, старались постигать всё через игру, так что блог Маши мне очень близок, — сердце сразу откликнулось и запело). И так радостно от самой мысли, что мамам это полезно и помогает, игры и находки, идеи в этом блоге замечательные. Ещё раз скажу — Машенька, Вы — большая умница! Восторги мои Вам). Блог потрясающий!

    Что я получила от всего этого раннего развития дочки к моменту «пора идти в школу»? Очень развитого, на ходу ловящего информацию, ребёнка. Были ещё подключены занятия английским и музыкой (этим занималась с дочкой не я, приглашались педагоги). Ещё с 5 лет были занятия в планетарии (жили в пригороде Санкт-Петербурга, поэтому дорога на занятия занимала очень много времени) и школа-студия танцев. Всё, конечно же, с самым серьёзным уклоном — мама же старалась от всей души)). И вот как-то так получилось, что к первому классу времени на обычную школу просто не осталось, да и понятно было, что знания бегут впереди, а значит, сразу поступать бы пришлось не в 1-й, а во 2-класс, тогда по возрасту было бы не очень там комфортно. Отступать было некуда, поэтому я и приняла решение взвалить на себя началку, а дальше — поживём-увидим). Что касается социализаций, я даже не хочу говорить сейчас об этом, потому что действительно общения на ТОТ возрастной период (я это сейчас подчёркиваю намеренно) хватало за счёт такого обилия «кружков»: и умение выстраивать отношения в группе детей, причём разного возраста сразу (планетарий, танцы, хор, сольфеджио), и общение со взрослыми (педагоги, родители других детей, разные ситуации). Никаких проблем с коммуникацией и никогда. Конечно, опять-таки — всё очень индивидуально, зависит от темперамента и характера ребёнка. Но здесь, считаю, что как раз «непосещение» детского сада и сыграло свою роль,- в том числе. Странно, но у некоторых подружек дочери, будучи студентками(!) стоял прямо барьер какой-то в общении с преподавателями, некоторые стеснялись что-то подойти и спросить)). Да вот, оказывается бывает и так. А все они и в садик ходили, и в школу. С ровесниками общались нормально, а вот с другими возрастными категориями и особенно с командным составом) не могли, доходило до абсурда. И это, конечно, комплексы из школы. Вот то самое, когда учитель всегда прав,- вбитое и вбиваемое и по сей день. Даже не из школы это всё, а скорее из садика, когда ребёнок впитывает такое отношение к себе и статус воспитателя-педагога с самого раннего возраста. Попав к такому авторитарному воспитателю, ребёнок, а иногда и взрослый, может потом долго расплачиваться и убирать все эти комплексы.

    Из многих слагаемых нужно исходить маме, когда она решается или не решается на подобные шаги с домашним обучением. Отдельно надо рассматривать и условия города, деревни, разные возможности в семьях, сколько деток в семье и какого возраста. Моя ситуация была, считаю, идеальной для такой формы обучения ребёнка, но не представляю, что бы я делала с несколькими детьми, да ещё разными по возрасту. Такое обучение нереально для меня.
    Ну и)) если уж впряглись, то обратной дороги не будет). Почему? Психологически очень и очень трудно будет такого ребёнка «перенести и воткнуть» посередине начальной школы например. Придётся воз тянуть хотя бы до 5-го класса. Это надо понимать и быть готовыми, чтобы не было потом сложностей, — за столько лет наслушалась я разных историй. Вот те, кто уходил из школы на ДО, особенно класса с 7-го, — когда всё так плохо в школе, масса дополнительных занятий, но(!) когда научены организованности, горят желанием обучаться самостоятельно и ценят это, — с теми было как раз всё хорошо. Но не наоборот! Дети на ДО и правда другие: они имеют свою точку зрения, их мнение уважают, выслушивают, эти дети умеют рассуждать, они более самостоятельны оказываются потом в отношениях со взрослыми и со сверстниками. Была масса ситуаций, которые подтверждали это. Во всём нужна мера конечно. Когда потом на уроке в начальной школе, например, встаёт девочка, которая училась на ДО и с вызовом говорит учительнице: «А мне мама не так говорила! Это неправильно!», — это уже без комментариев, это невоспитанность или амбиции, переданные мамой, что её детка белая ворона…). Ребёнок тоже должен понимать и чувствовать границы в своей самостоятельности, к месту или нет будет его мнение именно сейчас). Не белых ворон надо растить и гордиться своей модностью обучения на ДО, а именно воспитанных людей, тонко чувствующих ситуации и психологические моменты чисто интуитивно. Для ДО всё-таки должны быть причины мне кажется.
    Вообще, я всегда была именно за хорошую школу, а не за ДО. Вот так, да). Но вся беда в том, как многие здесь говорили, что нет пока, к сожалению, таких школ, которые бы полностью устраивали всех. Такого и не будет никогда, мы все настолько разные. И на выбор формы обучения влияют очень многие вещи. В том числе и финансовая сторона вопроса. Во времена обучения дочки экстернат был не бесплатным, мы проплачивали каждый экзамен. Сразу скажу, что это не отражалось на оценках).
    Здесь был вопрос, работают ли такие мамы, которые обучают детей на ДО. Совмещать можно только работу дома конечно, но это либо ночью (а отдых всё равно никто не отменял, и чтобы маме быть добро-весёло-умной на следующий день, она элементарно должна высыпаться), либо, как было в моём случае, это репетиторство, когда дочка была занята дополнительными занятиями. Английский у нас проводился как обмен детьми с тем педагогом. И это действительно хороший выход и экономия бюджета семьи.
    По поводу «мама вела все предметы и в средней школе?» Да, почти все. Математику мы добирали в планетарии, там были специальные занятия для желающих — математика и физика, в очень интересной форме. По образованию я гуманитарий. Конечно же постаралась)), и так получилось, что дочка как раз получила огромный крен именно в эту сторону, что и не удивительно. Возможно, что при других обстоятельствах и постоянных встречах с педагогами из других областей (да, потом мне говорили и не раз это самое математики-физики, преподаватели музыки), из дочки получилось бы нечто иное. Возможно, что в этом я её обделила. Но сейчас вроде бы никто не жалуется и не жалеет совершенно)). Всё сложилось так, как сложилось! Мне приятно и радостно, что дочка выбрала такую же специальность и направление, как у меня, что сейчас она работает с детьми, ей нравится, но самое главное, что дети чувствуют её неравнодушие, что ей действительно не всё равно, как всё складывается у них и на занятии, и потом на экзаменах. По-моему, всё получилось и удалось), — это я говорю уже как мама (конечно же с гордостью)).

    Какие моменты ещё бы хотелось не пройти мимо? Самое главное: я сказала, что на ДО мы с дочкой были по 8-й класс включительно. Потом я оказалась для себя в тупиковой ситуации. Даже не знаю, как всё это сейчас тут складно изложить… Ох, как правы те мамы, кто сказал, что подростку нужен свой мир, нужно общение, секретики с подружками… Я это поняла тоже. Страшно было окунать её в социум? Да, страшно. Мне тоже всё казалось тогда «сборищем». Но! Мама-подружка, конечно, замечательно, но и тут я считаю, что нужна мера, и одно общение никак не подменить другим, так же, как и умение работать в группе сверстников, причём не всегда с теми, кто тебе нравится и симпатичен, а с разными людьми. Нужно и то, и другое. Так получилось (случайно — не случайно, как всегда!), что я увидела объявление о Дне открытых дверей и экзаменах в Академическую гимназию СПбГУ. Почитала, всё изучила, поняла, что хотела бы, чтобы моя дочка там училась. Поехали всей семьёй на День открытых дверей. Хохоча и веселясь, абсолютно несерьёзно, стала дочка сдавать туда экзамены, в гуманитарный класс. Вообще не думала туда поступать. Но есть экзамены, — там были и тесты, и УСТНЫЕ вступительные собеседования, — а это всегда дочке было любопытно, именно такие встречи, есть ИНТЕРЕС, поэтому завертелось. Всё получилось. Так нежданно-негаданно, шутя, она оказалась в АГ! Это школа, но она всё же отличается от обычной школы или гимназии. Преподаватели университетские, то что это очень интересные и замечательные люди и личности, — и говорить не стоит, — счастье уже встретиться и пообщаться с такими, и сама система обучения тоже отличается: она не как в школе, никто тебя не будет из-под палки заставлять и тотально контролировать, всё как раз на самостоятельности и твоей личной ответственности. Конечно же дочке идеально подошла такая система! Классы малой наполняемости, на профильные предметы делили на 2 подгруппы, что тоже очень нравилось. Дети… друзья…впечатления… — вот тут основной восторг! И это очень и очень важно. Именно для подростка, именно для его самоутверждения, успехов и каких-то удач — неудач. Можно с уверенностью сказать, что эти хорошие впечатления останутся с ней на всю жизнь. И конечно друзья!
    Ну, а с моей стороны, — ох), было очень непросто внутри себя согласиться и ОТПУСТИТЬ, окунуть её сразу «первый раз в 9-й класс»). Но всё получилось отлично, наверное, как и должно было быть, не знаю.

    Многое, что, возможно, кого-то интересует по ДО, осталось у меня недосказанным, что-то упустила я из виду, но слишком большой отрезок охватывает наше домашнее образование (и это не только восторги и радости), были разные моменты. Буду рада ответить, если есть какие-то вопросы по нашему обучению.

    • Мария говорит:

      Лариса, спасибо большое за рассказ, очень интересно было почитать про реального человека, который прошел путь ДО, вы очень многие мои мысли подтвердили, какие-то опровергли. Спасибо за добрые слова в мой адрес. У меня возникло к вам предложение. сейчас на почту напишу 🙂

    • Неля говорит:

      Лариса, какая у вас замечательная история! И какой колоссальный труд и великолепный итог! Здорово! Конечно интересно узнать о трудностях с которыми вам пришлось столкнуться. Как вы смогли мотивировать дочь, чтобы это было интересно и без насилия? Но еще больше мне интересно, как вы смогли себя организовать, ведь бывает же упадок сил, когда ничего не хочется, выгорание… где брали источник вдохновения?

      • Лариса говорит:

        Что касается трудностей — в старшей школе нереально охватить все предметы одной маме, да и не нужно это. Вот (в том числе) поэтому я задумалась о школе для своей дочки после 8-го класса. ( Когда-нибудь, наверное, появится возможность уходить на специализации к 9-10 классу, чтобы мусорных знаний, которые никогда не пригодятся ребёнку, стало поменьше. Будем ждать)).
        Мотивировать дочь как удавалось? Ответ на этот вопрос в названии Машиного блога)). Играла я с ней постоянно, играли и учились! Её не нужно было как-то специально мотивировать, интерес к учёбе сохранялся всегда. И вот в этом огромный плюс такого обучения. Но есть и минус уравновешивающий)) — маме всё время будет, чем заняться, на себя времени не останется. И это тоже к трудностям ДО.

        Если себя не организовать, то дочка сама точно никак не организовывалась). Я напишу подробнее об этих моментах обязательно.
        Про источник вдохновения — занималась и с другими детьми, общалась с прекрасными педагогами, которые для меня были примером и самоорганизации, и развития. Про выгорание я не думала, если честно. Некогда было))
        У нас были и каникулы с дочкой, и дни ничегонеделания). Здесь всё в порядке. В один день успевали больше, а иногда ничего не успевали, и это нормально. Не бывает ничего идеального и полностью запланированного.

        • Лариса говорит:

          Нужно не опоздать «учиться играя» в начальной школе, тогда в средней и старшей школе не нужно будет мотивировать. Вкус к учёбе и новым знаниям появится навсегда.

    • Maria говорит:

      Очень интересно было прочитать ваш рассказ! Видно было, сколько стараний вы вложили в образование дочки. Интересно ваше мнение об организации времени и о социализации ребенка.

    • Татьяна говорит:

      Спасибо большое за комментарий,очень ценная информация для меня,тоже размышляем о ДО,Вы дали нам ответ на многие вопросы.

  5. Елена говорит:

    И от читателей Машиного сайта тоже огромное СПАСИБО! Очень важно видеть опыт человека, который прошёл этот путь до самого конца, а не стоит у его истоков. Мне всегда было интересно, а что же там, дальше? К чему это приведёт и насколько реальность будет отличаться от задуманного? Обычно, реальность уводит куда-то, о чём и не думалось.

  6. Анна говорит:

    У меня у лучшей подруги трое мальчиков на ДО. Я никогда на это не пойду. Она перестала быть им мамой, а просто вечно орущей теткой. Не возможно для нее оказалось сочетание двух ролей. Я даже и пытаться бы не стала. ДО НЕТ однозначно.

    • Мария говорит:

      Анна, да это тоже риск. Мы с девочками это обсуждали в скайпе (недавно), что сложно сохранить отношения любимый ребенок -мама, когда мама еще и педагог и цербер, если дети не хотят учиться. Это все очень и очень тонкая материя. Маме душевных сил может просто не хватить, я про знания и время и личную жизнь я молчу 🙂

  7. Людмила говорит:

    Лариса, спасибо большое за Ваш интереснейший рассказ!
    Но вы начинали с вой путь в ДО совсем в другое время, сейчас многое кардинально изменилось. Пришло время , интернет и онлайн-технологий. Скажите, пожалуйста, насколько проще и может быть интереснее было ваше ДО, если бы у Вас под «рукой» был к примеру такой ресурс
    http://interneturok.ru/
    с наличием интерактивных видеоуроков лучших учителей России, замечательных конспектов к ним, онлайн-видеовстреч с учителем, тренажеров по решению задач, тестов, и многого другого.
    И это не единственный ресурс (но мне он очень нравится, можно посмотреть другие отзывы, в том числе учеников и мам на ДО)).
    Некоторые мамы , свободно владеющие английским языком, активно пользуются аналогичными зарубежными ресурсам (я читала об этом на форумах ДО)
    Моя внучка 1 класс отучилась на ДО. Из-за трудных взаимоотношений со школой, к которой были прикреплены (с учителем и администрацией) 2 и 3 класс внучка отучилась в школе (училась на отлично). В 4-ом классе ушли на заочное обучение в МШЗД (г. Москва) Таким решением все очень довольны, из-за тех самых преимуществ, которые дает ДО. На усвоение материала уходит гораздо меньше времени. Внучка сейчас посещает художку, английский класс, танцы, кружок бисероплетения. Это то, что она очень любит и что ей доставляет удовольствие. В 3 классе художественную школу приходилось бросить из-за накладок во времени с другими занятиями. Можно выспаться, есть время для прогулок, встреч с друзьями, много читает. Конечно, в следующих классах добавляется много новых сложных предметов, а семья у нас многодетная и средств на репетиторов нет, прогнозировать как будет дальше сложно. Но пока наш путь ДО. Не удивительно, что мы тоже начинали с увлечения ранним развитием, занимались и по кубикам Зайцева, читать научились по Доману, чему бесконечно рады. Бытует такое понятие-«врожденная » грамотность, не знаю насколько оно правомерно, но внучка счастливая обладательница такого «дара», и я так думаю это результат обучения чтению по Доману. И как это облегчает изучение русского и английского языка не передать. И с Марией Костюченко мы познакомились (виртуально -:)) очень давно, когда Дашенька была совсем малышкой и с удовольствием читали ее дневнички на сайтах раннего развития-:). И очень благодарны судьбе за такое знакомство, сколько пользы мы получили от этого замечательного сайта.
    Лариса, спасибо Вам еще раз и будем с нетерпением ждать рассказа вашей доченьки.
    Мария, а Вам спасибо за тему, такую для нас актуальную.

    • Лариса говорит:

      Да, конечно, начинали мы такое обучение давно. Жизнь не стоит на месте, всё меняется, сейчас появилось много интересных и достойных интернет-ресурсов (главное в них не захлебнуться)), такой огромный поток информации и изобилие), и это очень здорово: большой выбор всех предметов, уроков. Но мне и сейчас бы не очень понравилось брать готовые уже уроки. Что-то использовать — да, возможно, и я согласна, что это огромная помощь кому-то.
      Не скажу, что с момента окончания школы дочкой всё так устарело. Я внимательно продолжаю следить за новостями и мнениями по разным формам обучения, школьными программами, что вообще появляется интересного и в начальной школе, и в средней.
      Вот Вы так замечательно расписали плюсы ДО при большой занятости ребёнка! Постараюсь как можно быстрее подготовить и свой рассказ, как и чем мы занимались, уже с конкретикой и проблемами, которые возникали при ДО.

    • Мария говорит:

      Людмила, время то может изменилось и какие-то электронные «примочки» придумали, но по сути, все равно вся ответственность и подготовка лежит на маме и это крайне тяжело.
      Спасибо большое за приятные слова 🙂

  8. Людмила говорит:

    Забыла указать, что внучка с этого года с большим увлечение занимается еще и в театральном кружке, так что время для общения с детьми при нашем ДО более чем достаточно!

  9. Анна Федорова говорит:

    Мария, спасибо, что подняли эту тему, она очень актуальна. Пока я перечитываю все комментарии. Пытаюсь сформулировать свое мнение. За текущий месяц у меня рождалось масса различных решений, как поступить с поступлением в школу в этому году моего старшего сына. Пока написать больше не могу — каша в голове. Спасибо всем, кто написал свои комментарии и толковые аргументы за ту или другую форму обучения. Думаю, думаю, и думаю. Читаю, читаю и читаю…

  10. Прочитала статью, села и задумалась над тем, что действительно нужного для жизни мне дало школьное или даже университетское образование. И словила себя на мысли, что затрудняюсь придумать реальную пользу. Все, действительно полезные навыки и знания, те, которые позволяют зарабатывать на жизнь получены не за школьной партой и не за университетской скамьей, а результат моего саморазвития и самообразования. Так что ДО определенно имеет место быть.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *