Тематическое занятие. Богатыри

БогатыриЗдравствуйте, уважаемые читатели, гости, друзья. Во-первых, хочу сказать огромное спасибо всем участникам проекта «Картинная галерея» за ваши идеи, картины и игры! Во-вторых, очень хочется поделиться с вами нашими играми по картинам Виктора Васнецова. Сегодня речь пойдет о картине «Богатыри». Именно ее Даша выбрала после просмотра презентации с картинами Виктора Васнецова (слайды переключаются по щелчку мыши).

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле!

Не топтать их коням землю русскую,

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь — не шатается!

И века простоит — не шелохнется!

Древняя Русь славилась далеко за её пределами. Русь была большим и богатым государством. Чужеземцы, посещавшие столицу Древней Руси — Киев, рассказывали о его богатстве. Недаром Главные ворота Киева назывались Золотыми. Обитые золочёной медью, они ярко блестели на солнце. Золотом горели и купола многочисленных церквей.

  Были на Руси и «могучие богатыри».  «Богатырская тема» с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, в поэзии, литературе, музыке, живописи, театре, кино. Это от того, что с давних времен и, можно сказать, до нашего времени со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ богатыря и родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины.

Мы достали репродукции картины «Богатыри» и стали ее рассматривать. Прочитали стихотворение Андрея Усачева про богатырей.

Тематическое занятие Богатыри

Вот они, знаменитые три богатыря русских. Три воина на могучих конях. Стоят они на страже русских границ. Старший, самый сильный и мудрый – Илья Муромец.

Средний — Добрыня Никитич. Он искусен не только в воинском ремесле, но и в науках, и в игре шахматной. Если нужно, какое дело миром уладить – лучше Добрыни никто не справится. И богатырской силы и храбрости ему не занимать: одолел самого Змея Горыныча! Забаву Путятишну, племянницу князя Владимира, вызволил из змеевых пещер.

Младший – Алеша Попович, победитель Тугарина Змеевича. У Алеши главное – смекалка да хитрость. Веселый человек Алеша, потому и любят его товарищи.

Мы вспомнили былины про каждого из богатырей и прочитали их.

После прочтения былин снова вернулись к картине и я стала задавать Даше вопросы. Каким нарисовал художник каждого из богатырей. Что их объединяет? Каков пейзаж? Кто старший? Как он выглядит? Как сидит? Как вооружен? Так ли спокоен Добрыня Никитич? Как вооружен? Как выглядит Алеша Попович? Как он смотрит? Чем вооружен? Что видим сбоку?

«Богатыри» — самая крупная, самая значительная картина Виктора Васнецова – это мощная эпическая песнь России, ее великому прошлому – картина, призванная выразить дух русского народа.

Я предложила Даше выполнить задание на карточке и собрать богатыря в дорогу.

Тематическое занятие Богатыри

Потом я включила симфонию «Богатырская» А.П.Бородина.  (часть 1). Мы стали ее слушать и представлять себе героев симфонии? В музыке Бородина ощущаются люди сильные, могучие, люди — богатыри. Все время музыка была такой грозной, могучей, сильной, или ее характер менялся? А всегда ли была грозная и могучая музыка? (нет) встречалась и  более певучая, спокойная, даже лиричная. Мысленно представляешь образ Древней Руси, ее бескрайние степи, здесь богатыри любуются просторами, родной природой, примечают во поле нет ли где ворога, не обижают ли где кого.

Прочитали с Дашей стихотворение и Даша стала рассуждать, насколько стих, музыка, картина передают дух богатырей и русского народа.

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

Можно загадать загадки, чтобы ребенок определил про кого они написаны:

Свист соловьиный,

Взор орлиный –

Не зверь, не охотник,

А… (Соловей-Разбойник)

* * *

Из-за сопок и полей

Показался некий зверь.

В ноздри он дышал огнем,

Ночью стало, словно днем.

Он украл Забаву,

Потащил в дубраву.

(Змей Огненный)

Провели с Дашей физкультминутку

тематическое занятие БогатыриДружно встали – раз, два, три –

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек,

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки,

Наклонились влево, вправо

Получается на славу!

Далее мы приступили к воссозданию картины. В нашем арсенале уже было два богатыря, поэтому Даша предложила нарисовать третьего. Рисовала и вырезала сама, я только помогла ей сделать для него подставку и приклеить его (еще бороду обвела). Наши богатыри получились без коней, но от этого они не стали менее мужественными.

Тематическое занятие Богатыри

Богатыри готовы. Нужен фон. Даша рисовала его сама, опираясь на картину.

Тематическое занятие Богатыри

Наша картина Богатыри готова!

Выполнили еще несколько заданий на карточках.

Тематическое занятие Богатыри

Тематическое занятие Богатыри

Погрузиться в мир искусства с Учимся играя

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с моего письменного согласия. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены. Автор: Костюченко Мария. «Учимся играя»
Запись опубликована в рубрике История, Картинная галерея, Рисование. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

15 комментариев на «Тематическое занятие. Богатыри»

  1. julia говорит:

    Замечательная разработка,но жаль,что по тематике,как-то сразу ушли в такое узкое направление,я к сожалению не могу использовать этот чудесный материал,для двуязычных детей дошкольного возраста-это сложно..

    • Мария Шкурина говорит:

      А почему не можете? У меня дочка 5 лет, она трилингв. Живёт не в русскоязычной среде. В Машином материале нет ничего такого, чего она бы не поняла, и мы не смогли бы обыграть. В крайнем случае вы можете упростить. А как ещё знакомить ребёнка с русской культурой и искусством?

    • Мария говорит:

      Юлия, вы можете использовать тот материал, который интересен вам и который вам понятен )) Я рассказываю о том, что интересно нам!!

  2. julia говорит:

    Есть много прекрасных тем,более простых,чтобы знакомить детей с искусством и культурой,у Вас ребенок свободно переходит с одного языка на второй и на третий,на высоком уровне для 5 летнего ребенка,я очень рада за Вас,могу сказать,у меня нет слов,т.к. в работе я часто сталкиваюсь с тем, что приходится самые простые вещи объяснять и переводить с одного языка на другой,это мешает..

    • Мария говорит:

      Юлия, вы правы, есть очень много разных тем и что и как использовать выбор за вами!!!!!!!!! Я лишь рассказываю о том, что интересно нам.

  3. Ирина Мартусевич говорит:

    Маша, спасибо за идеи с физкультминутками и все занятие в целом!

  4. Надя Олексенко говорит:

    Машенька, вы как всегда на высоте, столько интересных идей! Мы поиграли значительно скромнее.

  5. Смальницкая Ирина говорит:

    Маша, спасибо за отличный материал. В связи с праздником 23 февраля я стлокнулась с такой проблемой, как объяснить ребёнку быстро и просто об истории праздника.
    В этой же статье приведена вся информация простыми «детскими» словами — в общем, малыш 3 лет поймёт.
    И отдельное спасибо за презентацию.

  6. Ирина Снаткина говорит:

    Мария, очень интересное комплексное занятие! Отличный стишок для разминки, его мы можем использовать уже сейчас, а до остального нужно еще дорасти. 🙂 Мне так понравился пейзаж, который Даша нарисовала, такое гармоничное сочетание цветов, и детали не упустила. 🙂

  7. Екатерина говорит:

    Мария, ваши тематические занятия очень вдохновляют, впечатляют, поражают… Спасибо огромное!

  8. Diana говорит:

    Masha, skagi pogalujsta, kak nazivaetsa kniga nignjaa, s reprodukciej na 2 stranicah?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *