На прошлой неделе к нам гости приехала свекровь и стала рассказывать, как ее, как воспитателя детского сада, отправили на курсы повышения квалификации по теме Виды музыкально-практической деятель-ности на практических занятияхв детском саду. Она надеялась, что им будут расскзывать, как заниматься с малышами музыкой легко и доступно. Вместо этого от них потребовали много теории и подготовленную работу на компьютере с красиво оформленной презентацией в Power point. Видя ее широко раскрытые глаза и давление под 200 я честно пообещала сделать все, что от них требуют. Сделать то я сделала, но сама задумалась, а как научить малыша чувствовать музыку, слышать ее и просто наслаждаться простыми и доступными способами. Вот, что я надумала 🙂
Приобщать малыша к прекрасному можно начинать еще до его рождения. Существует очень интересная и простая методика дородового воспитания ребёнка с помощью музыки — «Сонатал».
После рождения малыша мама с первых дней может начинать развивать его музыкальный слух. Первое, что запоминает ребенок- это образ мамы. Неотъемлемой частью этого образа является мамин голос. воспользуйтесь этим. Разговаривайте с малышом, как можно чаше и дольше, рассказывайте ему стихи, сказки, пойте детские песенки.
Когда ребенок подрастет можно начинать включать ему (не слишком громко) музыку. Это может быть классическая музыка в обработке для детей, детские песенки, звуки природы с тихим музыкальным фоном. Комментируйте, все, что слышит малыш: «слышишь, как зазвенел колокольчик? А это закапал дождик! А сейчас поет соловей!». Ребенок готов слушать любимый голос бесконечно. Так что комментируйте, привлекайте внимание.
Следующим этапом может стать создание звуков самим ребенком. Малыш потряс погремушку, уронил бутылочку, постучал ложкой о ложку …. эти звуки — это ведь тоже музыка, музыка, которая его окружает. Комментируйте, что звучит громко, тихо, звонко и т.д.
Развивайте вместе со слухом и реакцию малыша. Возьмите колокольчик и позвените им над правым ушком. Малыш повернул головку! Замечательно! Теперь позвените над левым (сзади, сверху и т.д.).
Когда ребенок начнет делать первые шаги, можно начинать развивать у него чувство ритма. Включите музыку и страйтесь топать/хлопать ей в такт. Можно попросить ребенка хлопнуть в ладоши, когда он услышит конкретную мелодию или аккорд (все завист от музыки). Таким образом, вы будете развивать у малыша слух, ритм, координацию.
Собирите как можно больше «музыкальных инструментов» (барабан, маракасы, металлофон, колокольчик, кастаньеты, пищалки и трещетки, бубен и т.д.) и пострайтесь с помощью этих предметов изобразить явления природы, голоса животных, настроение.
Когда малыш запомнит, как звучат его «музыкльные инструменты», начинайте играть в игру «Что как звучит?». Спрячьте за спину несколько предметов и издайте звук одним из них, потом предложите ребенку отгадать, что издало такой звук.
Мы одно время играли с Дашей в музыкальную геометрию. Я загадывала геометрические фигуры на определнную ноту металлофона и показывала, как будет «звучать» каждая фигура. Потом Даша закрывала глаза и я издавала звук. Открыв глаза, она должна была назвать геометрическую фигуру (или показать), которая «издала» такой звук. Как правило, она угадывала 2 из 3.
Можно приобрести плакат, на котором нарисованы различные музыкальные инструменты, при нажатии на которые издается звук (как будто вы только что сыграли на них).
В течение дня слушайте различную музыку: классику, детские песенки, звуки природы, старайтесь вплетать музыку в свои игры.
Детям постарше можно предложить рисовать музыку. После прослушивания небольшого музыкального произведения или отрывка, предложите ребенку нарисовать то, что он услышал. Рассмотрите рисунок, поговорите с ребенком, что он услышал и что хотел изобразить, почему именно эти цвета и эти силуэты и т.д.
Мария, спасибо огромное за море информации. Тема не из простых. Но музыка очень важна для гармоничного развития. Замечаю, что сын, который слушал классику еще в мамином животике и сейчас может ее слушать (восторга правда нет), а вот дочку увлекают школьные уроки музыки, где рассказывают про композиторов, ведь они быи неординаными людьми.
Мария, ты права, тема не из простых. Долгое время Даша у меня соглашалась слушать только детские песенки или песенки, которые ей пою я. Так как сама я классику не люблю, то привить любовь у Дашульки к ней было еще сложнее, а все музыкальные игры, типа Железновых, у нее вообще не шли. Она готова была повторять все движения и задания, но тольео если нет музыки. Сейчас ситуация немного выровнялась. Мы слушаем и классику и иностранные песни. делаем под музыку упражнения и играем много на музыкальных инструментах.
Я думаю, что все было бы намного проще, если бы мы активно развивали это направление с рождения:)
«После прослушивания небольшого музыкального произведения или отрывка, предложите ребенку нарисовать то, что он услышал. » — можно давать такие рисовательно-музыкальные занятия и в более младшем возрасте. Только один нюанс — для малышей можно давать рисование не ПОСЛЕ, а во время прослушивания. К примеру, рисование волн (в такт музыки) не только развивает мелкую моторику руки, успокаивает (если взять, к примеру, Лунную Сонату), но и позволяет ребёнку относительно долгое время внимательно вслушиваться в музыку, улавливая её ритм, изменение высоты нот (без рисования внимательно вслушиваться в классическую музыку — для малыша заданье трудное).
http://fotki.yandex.ru/users/scir/view/383691/?page=0
И ещё — в качестве музыкальных инструментов для малышей могу добавить губную гармошку. Этот инструмент почему-то принято считать «сложным». Но практика показывает, что малыш даже в 1 год способен не только извлекать из этого инструмента звуки, но и делать это весьма мелодично. Губная гармошка — один из немногих инструментов, в которых не нужно целенаправленных сложных действий, чтобы получить мелодию (не просто шум, а мелодичный переход). Как ни странно, губная гармошка осваивается малышами значительно проще свистульки или дудочки (где надо следить, чтобы случайно не закрыть дополнительное отверстие, через которое выходит воздух). И стоит губная гармошка копейки…
Свет, спасибо большое за такой подробный комментарий. Про рисование музыки я вспомнила только благодаря твоим занятиям с художником 😉
А про губную гармошку очень интересно, надо попробовать купить )))
Какая интересная статья у вас получилось. Обязательно маме покажу. она у меня преподаватель фортепиано. Написала о вас статью у себя в блоге в рамках марафона. http://dorasti.blogspot.com/2011/09/blog-post_23.html
замечательная статья. Во время беременности никак не могла скачать классику в интернете (тяжелая беременность была). А прекрасно знала, что для ребенка это очень хорошо, а от мужа не допросишься:) Целыми днями японские кроссворды разгадывала. А, как хорошо бы было делать это под классику:)
Музыка одна из важнейших составляющих для правильного развития ребенка.
Окружающий мир нужно не только видеть, ощущать, но и слышать(а этому иногда нужно учиться) С пониманием музыки приходит правильное восприятие других аспектов жизни.
Тема на самом деле очень интересная.
Анна, очень рада, что тема вас заинтересовала
Отличная статья, я по профессии педагог музыки, всё верно написано, я очень любила с малышами слушать музыку и рисовать, детям действительно очень нравится такой синтез, потом спрашивала их какого цвета у Вас настроение от этой музыки? А музыка какая? И зависимости от характера дети отвечали — Светлая, добрая, нежная..и.т.д. к тому же развиваем словарный запас..
Линара, спасибо большое! я от музыки далека, поэтому мне очень приятно слышать ваши слова!