Игры на развитие типов памяти

Игры на развитие типов памятиЗдравствуйте, уважаемые читатели, гости, друзья. Недавно я рассказала вам о том, какой бывает тип памяти и как его определить, чтобы помочь ребенку в его обучении. После этого мне стали поступать вопросы от вас (в комментариях и на почту) о том, как развить и тренировать типы памяти.

Давайте вместе попробуем разобраться в этом вопросе. Я расскажу вам о том, какие игры  знаю я, а вы в комментариях расскажите о своих 😉

Тренировка зрительного типа памяти.

Игра 1. Запомни последовательность.

Эту игру мы взяли из методики Шичидо и часто используем ее в своих играх. Вам необходимо взять несколько карточек с изображением самых разных предметов (начинать лучше с меньшего количества, постепенно увеличивая их). Теперь начинайте выкладывать карточки, связывая их между собой небольшой историей. Она может быть абсурдной, но главное, чтобы она связала 1 и 2 карточку, 2 и 3  и т.д. Например, у вас есть лягушка, дом, цветок. Вы выкладываете карточки и говорите: «Жила зеленая лягушка, у нее был большой и уютный дом, а рядом с домом росли желтые цветы и т.д. Потом, когда вся цепочка будет выложена, вы собираете карточки, перемешиваете их и предлагаете ребенку повторить историю и цепочку. Эта игра развивает не только память, но и учит ребенка владеть своей речью и фантазировать.

Если игра с историей стала для вас слишком легкой, выкладывайте последовательности без историй и повторяйте их.

Игра 2. Мемори

Думаю, что объяснять смысл этой игры нет необходимости. Все знают, как в нее играть: искать пары одинаковых карточек. Мы с Дашей ее обожаем, максимум у нас сейчас на столе лежит 40 пар и больше.

Игры на развитие типов памятиИгра 3. Мандалы

Еще одна великолепная игра, заимствованная у Шичиды. Для нее вам потребуется 2 группы карточек. Мандалы без цвета и аналогичные мандалы, в цвете. Изначально в мандале может присутствовать всего лишь 2 цвета и несложные фигуры, потом уже множество цветов и сложные орнаменты. Суть в том, что вы показываете ребенку на несколько секунд цветную мандалу и убираете ее. Потом выдаете ему мандалу раскраску аналогичную и ребенок должен по памяти ее раскрасить.

Игра 4. Что изменилось

Вы берете определенный набор карточек и выкладываете их перед ребенком, он смотрит несколько секунд на них и отворачивается. Вы меняете местами несколько карточек. Ребенок поворачивается и должен сказать, что изменилось.

Игра 5. Что нарисовано

Для основы игры может служить любая иллюстрация. Можно начинать с самых простых и постепенно усложнять. Ребенок некоторое время смотрит на рисунок, потом закрывает его и вы начинаете задавать ему вопросы по картинке. А сколько таких-то предметов, а столько-то предметов такого-то цвета и т.д.

 Игра 6. Таблицы Шульте

Это даже не игра,  это метод, которые тренирует память и скорочтение. Суть метода – поиск последовательно идущих чисел в таблице. Например, у вас есть таблица 5*5 ячеек, в которой в хаотичном порядке написаны цифры. Вот тут очень подробно расписана работа с Таблицами Шульте

Игра 7. Найди отличия

Как это не удивительно, но очень эффективный способ тренировать зрительную память  с помощью упражнения «Найди отличия». Когда ребенку дается две картинки и он должен найти 5-7-10 отличий одной картинки от другой.

Тренировка слухового типа памяти.

Игра 1. Чтение

Это не игра, но очень хорошее упражнение. Читайте вслух, сначала вы ребенку, потом ребенок должен читать сам. Чтение вслух способствует увеличению рабочего словарного запаса, улучшению дикции, интонации, эмоциональной окраски и яркости речи. Чтение вслух помогает нам лучше запоминать аудиальные составляющие прочитанного материала. Читать нужно четко, хорошо проговаривая слова, читайте с интонацией.

Игра 2. Стихотворение

Заведите себе правило, учить с ребенком стихотворение хотя бы один раз в неделю. Выучивая стих, не забывайте его, а периодически повторяйте его, вспоминайте. Устраивайте дома мини концерты, читайте стихи. Выбирайте с каждым разом стихи больше и интереснее.

Игра 4. Ритм

Возьмите любой музыкальный инструмент, который есть у вас дома. Идеально подойдут барабан, маракасы. Можно взять обычные деревянные ложки или кастрюлю и ложку. Мама создает некий ритм (изначально легкий, «два притопа, три прихлопа»), а ребенок должен его повторить. Постепенно ритм усложняется.

Игра 5. Для малышей

Очень простая, но эффективная игра. Вы берете несколько капсул от киндеров и заполняете их попарно. Например, в 2 кладёте по 2 пуговицы одинаковых, в 2 горсточку риса (одинаковую) и т.д. Затем раскладываете их перед ребенком и предлагаете ему найти одинаковые киндеры по звучанию.

Игра 6. Музыкальная

Тут вам пригодятся музыкальные книги (если мы говорим про детей) или записи игры на музыкальных инструментах или звуки природы, голоса птиц. Например, у нас есть книга с голосами птиц (их там больше 100) и вот вы слушаете несколько голосов, обсуждаете, кому какой принадлежит и потом ребенок должен по звуку определить, чей это голос. Так же и с инструментами. Слушаете запись музыки каждого инструмента, а потом определяете, что именно вы услышали.

Игра 7. Чемодан

Суть игры в том, чтобы запомнить последовательность названных предметов. Например, мама говорит: «Я собираю чемодан и кладу в него рубашку». Ребенок продолжает: «Я собираю чемодан и кладу в него рубашку и игрушку» и так до бесконечности, пока кто-то не собьётся. Суть назвать все предметы, которые озвучили до тебя и «положить» свой.

Тренировка тактильной памяти

Игра 1. Волшебный мешочек

Игра всем известна, но мало, кто в нее играет и использует весь ее потенциал. У вас есть непрозрачный мешочек, внутри фигуры (это могут быть небольшие объемные геометрические фигурки, это могут быть рельефные предметы). Вы даете ребенку потрогать предмет, а потом просите найти аналогичный в мешочке. Или просто ребенок ищет предмет и наощупь должен понять, что это и назвать его. Можно задавать последовательность предметов. Даете потрогать 2 предмета, ребенок запоминает их и в той последовательности в которой трогал, должен достать аналоги из мешочка.

Игры на развитие типов памяти

Вместо предметов тут могут выступать фактурные кусочки ткани.

Игра 2. Секретики.

Тут просто покажу, как ее сделать.

Игры на развитие типов памяти

Каждый «секретик» представляют собой сшитую из яркой непрозрачной ткани плоскую подушечку размером 6х6 см, внутри которой находится препятствующий смятию каркас, а в центре – один мелкий предмет интересной формы. «Секретики» с одинаковыми предметами внутри образуют пары. Для игры нужно изготовить 16 «секретиков» (8 пар). Внешний вид всех секретиков набора должен быть одинаковым.

Играть можно разными способами: искать пары секретиков, устраивать с ними мемори, делить на группы так, чтобы не попадались одинаковые,

Игра 3. Сенсорное

Я бы вынесла отдельно все сенсорные игры с тематическими сенсорными коробками, с перебиранием  круп, с рисованием пальчиками т.д. все это развивает тактильные ощущения и память тоже.

В он-лайн школе «Учимся играя» есть потрясающий проект Светланы Качинскене «Море ощущений. Цвета», который как раз помогает раскрыть ребенку тему цветов через 5 органов чувств. Это и тренировка тактильной памяти тоже! Вы можете познакомиться с проектом, скачав книгу с играми по желтому цвету.

___

Все статьи цикла «Типы памяти»:

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с моего письменного согласия. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены. Автор: Костюченко Мария. «Учимся играя»

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Вам будет интересно:

Запись опубликована в рубрике Игры и игрушки, Сенсорика, Чтение. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

17 комментариев на «Игры на развитие типов памяти»

  1. Анна Игнатеня говорит:

    Мария, большое спасибо за такую чудесную подборку игр! Большинство игр нам знакомы, но с удовольствием узнала про мандалы, а сенсорные секретики просто чудесны!

  2. Татьяна говорит:

    Здравствуйте, очень интересный материал, возможно ли его опубликовать на школьном сайте в разделе для родителей, с ссылкой на Вашу страницу?

    • Мария говорит:

      Татьяна, я рада, что материал понравился, но публиковать его не разрешаю. если есть желание поставьте просто ссылку на него (без копирования материала) и кого заинтересует, сами перейдут и прочитают.

  3. Елена говорит:

    Мария, спасибо за статью. Меня заинтересовала игра «секретики», пойду делать.

  4. Спасибо, Мария! Очень важно родителям играть с детьми в такие игры — это лучший тренажер для подготовки к школе.

  5. Анна Усова говорит:

    Отличная подборка! Больше всех покорила игра в секретики. Надеюсь соберусь её сделать)))

  6. Ирина Мартусевич говорит:

    Маша, как всегда все по полочкам:-) Спасибо! Нам нравится еще такая игра: стучишь по спине ребенка несколько раз, он должен назвать количество, показать на пальцах, если занимаемся иностранным языком, то называем на английском, французском, китайском и т.д. Меняемся ролями:-) Помнишь, из детства, буквы на спине еще друг другу писали? Тоже вариант.

    • Мария говорит:

      Ира, игры с рисованием на спине я обожаю, причем не только я Даше пишу, рисую и что-то делаю и она мне, я тогда таю 🙂

  7. Марина говорит:

    Маша, спасибо тебе! очень кстати информация)) всех благ!

  8. Ксения говорит:

    Мария, спасибо за игры 🙂
    Подскажите пожалуйста, где Вы берёте мандалы? Мне попадаются отдельно либо только цветные, либо нераскрашенные, а в парах найти не удаётся…

  9. Ольга говорит:

    Мария, спасибо большое за чудесную подборку игр!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *