Тематическая неделя Осень (1 и 2 день)

На дворе у нас Осень. В блоге Друзей Бабочки Яночки собирается материал для книги Осень цикла Времена года, а в блоге Мама, давай поиграем Оксана проводит конкурс вместе с магазином Разумей-ка . Вот я и решила вспомнить, как в прошлом году изучали Осень, когда Даше было 1,7 годика. В этом году будут новые занятия и новые игры, а пока о том, что было.

 День 1.

Прочтите ребенку стихотворение об осени и покажите картинку, иллюстрирующую осень 

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

   Проведите физкультминутку 
Беленькое облако (руки изображают округленную тучку)
Поднялось над крышей (поднимаем руки над головой)
Устремилось облако (выпрямить руки)
Выше, выше, выше. (потянуться руками вверх)
Ветер это облако (покачивать руками из стороны в сторону над головой)
Зацепил за ручку (сцепить руки над головой)
Превратилось облако
В дождевую тучку (руками описать большой круг перед собой и опустить. Присесть)

 Прочитать ребенку рассказ об осени 

По календарю осень наступает первого сентября. А в природе она наступает в разные сроки. То раньше, то позже опадают желтые листья с деревьев, то раньше, то позже улетают на юг перелетные птицы, прячутся на зиму насекомые и другие животные.  Когда же кончается летняя жизнь в природе и начинается осенняя? В дни первых заморозков. Вслед за первыми заморозками начинается усиленный листопад, Прячутся насекомые, улетают на юг перелётные птицы. Осень делят на два периода: 
первый — от первых заморозков, до конца листопада, второй — от конца листопада, до начала зимы. Первые заморозки — начало осени. Но нередко вслед за ними начинается тёплая и сухая солнечная погода- возврат лета. Второй раз зацветают некоторые деревья и кустарники, начинают летать попрятавшиеся на зиму насекомые.
Осень — время подготовки и перехода растений к зимнему покою, Ухода на зимовку некоторых животных, отлёта перелётных птиц.

 Во время прочтения рассказа показывать ребенку картинки, которые отражают те или иные природные явления, упоминаемые в рассказе (ex: листопад, иней, дождь и т.д.) 

 Подвижная игра «Перейди лужу» 
«Лужами» будут большие листы бумаги, разложенные на полу. По сигналу бежим с одного конца комнаты до другого и обратно, огибая лужи, чтобы ножки «остались сухими».

Мы играли с мягкой самодельной книгой про времена года. Искали осень. выкладывали странички в нужном порядке. Смотрели, как проходит листопад (открепляли листики, а потом снова их вешали). 

 Поговорили о том, что листики то на дереве разноцветные, в отличие от того, какие оны были летом. Рассказать ребенку, почему листья стали другого цвета. 

 Достали комплект 100 цветов и разложила перед Дашей 3 кучкам со следующми цветами и их оттенками: желтый, оранжевый, красный. (далее на подробное изучение каждого цвета будет выделяться 1 день и 2 дня потом на обобщение и комплексные игры по цветам). Спросите малыша, какой цвет ему нравится больше (если ребенок уже говорит, то спросить, почему и обсудить это). 

Из выбранных карточек с цветами и оттенками создали «волшебную стену»

 Рассказала Даше о том, что цвета заблудились и нужно помочь им каждому построить свой домик. Из квадратов Никитина сложили 3 квадрата соответствующего цвета (желтый (из 3 элементов), красный (из 2х), оранжевый (из 2х). С помощью кубиков Никитина (сложи узор) выложили однотонные дорожки (так как цветовое решение ограничено, то сделать дорожки из имеющихся цветов).

Во время прогулки собрали листочки (цветные и зеленые). Собрали букет и принесли домой, поставили в вазу.

 На прогулке прочитайте стихотворение:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом..

  Творческое задание. Я нарисовала фон и дерево, Дала Даше гофрированную бумагу и предложила нарвать листиков и приклеить их на дерево.


 

 А потом сделали аппликацию из собранных на улице листьев.

С помощью резинок на геометрическом планшете попробовали выложить силуэты собранных на прогулке листиков. (естественно, они получатся немного корявые, но когда листики выложатся, то можно попробовать найти сходство с геометрическими фигурами).


День 2.

Обозначить ребенку, что сегодняшний день будет посвящен осеннему месяцу по имени Сентябрь и одному из выбранных вчера цветов и оттенков – Желтый, так как именно в сентябре листья начинают сначала желтеть, потом приобретать оранжевый, красный, багряный окраску. Расскажите ребенку об этом месяце 


Сентябрь — первый осенний месяц. Травы на лугах и в полях желтеют, высыхают. Дни становятся короче, солнце уже не поднимается в небе так высоко, как летом. Листья на деревьях желтеют. Первыми меняют цвет листья берез и лип. В сентябре часто идут дожди, но не теплые летние, а холодные, мелкие, моросящие. В конце месяца бывают заморозки.  Лужи покрываются тонкой корочкой льда, на траву и кусты ложится иней. После первых заморозков жизнь насекомых замирает. Собираются в стаи, готовятся к отлету в теплые края перелетные птицы. Готовятся встретить суровую зиму звери, они строят норы, делают запасы. 
 В сентябре люди ходят в лес за грибами и ягодами.  С полей и огородов убирают урожай, на полях сеют озимые хлеба — рожь и пшеницу. Первого сентября дети идут в школу с букетами цветов — начинается учебный год. 


Посмотрите с ребенком галерею фотографий, посвященных данному месяцу и обсудите каждую картину в 2 предложениях.
Во время комментариев фото прочитайте стихотворение:

Опустел колхозный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришел?

Расскажите ребенку о том, как готовятся к зиме звери.

В лесу каждый готовится к зиме по-своему. Кому положено, улетел от голода и холода на крыльях. Кто остался — торопится набить свои кладовые, заготовляет запасы пищи впрок. Особенно усердно таскают ее короткохвостые мышки полевки. Многие из них вырыли себе зимние норы прямо в стогах и под хлебными скирдами и каждую ночь воруют зерно. К норе ведет пять или шесть дорожек, каждая дорожка — в свой вход. Под землей — спальня и несколько кладовых. Зимой полевки собираются спать только в самые сильные морозы. Поэтому они делают большие запасы хлеба. В некоторых норах собрано уже по четыре-пять килограммов отборного зерна. Белка отвела под кладовую одно из своих круглых гнезд на деревьях. Там у нее сложены лесные орешки и шишки. Кроме того белка собрала грибы — маслята и березовики. Их она насадила на обломанные сучочки сосен и сушит впрок. Зимой она будет бродить по ветвям деревьев и подкрепляться сушеными грибами. В ясные осенние дни готовит себе хлопотливый труженик еж теплое зимовище. Ночью и днем таскает в нору под старым пнем душистые сухие листочки и мягкий лесной мох. Скоро заберется еж в свое логово на всю долгую зиму. А многие звери так никаких особых кладовых не устраивают. Они сами себе кладовые. Просто наедятся хорошенько за осенние месяцы, станут толстые-претолстые, жирные-прежирные и все тут. Жир ведь тоже запас пищи. Так устраиваются медведь, барсук, летучие мыши и все другие зверьки, что крепко спят всю зиму. Набьют брюхо потуже — и на боковую. Да еще и греет их жир: он холода не пропускает.

 Во время прочтения рассказа показывайте малышу животных с помощью карточек или атласа про животных. А после прочтения (если у вас есть и карточки и атлас) предложите малышу найти в атласе животных, изображенных на карточках и разложить их (по принципу лото). Далее можно достать блоки Дьенеша и подобрать к некотором животным геометрические фигуры. Если ребенок говорит, то пусть аргументирует свой выбор. А если малыш еще мал, то можно говорить ему наводящие вопросы, чтобы он по ним искал фигуру, на которую по мнению мамы похоже животное или просто дать ему полет фантазии и просто озвучивать свои догадки почему он выбрал ту или иную фигуру. (ex: ежик похож на круг толстый красного цвета. Потому что ежик. Когда сворачивается в клубок тоже круглый, а красный потому что на спинке носит листики красные, грибочки и т.д. цвет можно не обсуждать. т.к. его всего 3 и выбора особого нет). Самое интересное, что Даша выбирала именно те фигуры, на которые я сама думала. т.е я бы выбрала все то же самое. В течение дня ищите предметы желтого цвета и складывайте на заранее приготовленное для этого место.

Прочитайте ребенку рассказ 


В лес за грибами
Однажды осенью Петя и Катя пошли в лес за грибами. Они взяли с собой плетеные корзины и длинные палки. Петя и Катя ходили по лесу, заглядывали под кустики. Раздвигали палками траву и опавшие листья — искали грибы. Под высокой березой дети нашли много подберезовиков. Они срезали грибы и складывали их в Катину корзину. Долго еще Петя и Катя ходили по лесу, собрали много лисичек, подосиновиков, боровиков, сыроежек, опят. С полными корзинками ребята вернулись домой. Дома они положили все грибы на стол. Петя и Катя были очень довольны, что нашли так много грибов. Мама сварила детям вкусный грибной суп. 

Во время прочтения рассказа можно имитировать движения детей: ходили, искали, раздвигали палками траву и т.д. Можно распечатать картинки с изображением грибов и спрятать их дома и искать их. Потом посчитать, сколько грибов вы нашли. Можно порешать с помощью них примеры. Разложить по блюдечкам грибы и попросить малыша показать, где 1, 0 или много грибов. Определить цвета шляпок грибов и их название. 
Сказать, что грибы то вы искали в лесу. А знает ли малыш, какие деревья там растут?  Почитать стихи про деревья и посмотреть картинки.

Поговорите с ребенком о птицах, которые улетают в теплые края.

Улетают журавли
В золотые осенние дни собирались к отлету журавли. Готовясь в далекий путь, покружили они над рекой, над родным болотом. Собравшись в стройные косяки, потянулись в дальние теплые страны.
Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли.   В глухом лесу, на краю болота, остановились на отдых.   Еще до рассвета проснулись чуткие журавли. Чуть брезжит над рекой, над лесными черными макушками ранняя зорька. Темным и мрачным кажется в эту пору глухой лес. Один за другим журавли поднимаются с болота. В этот ранний час в лесу просыпаются птицы, бегают по берегу проворные кулики. Скоро взойдет над рекой и лесом веселое солнце. Все тогда засияет, все переменится в осеннем темном лесу.  Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса.   До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весною!
Изобразите с малышом, как летают птицы.

Проведите «желтую» прогулку, т.е. назовите все вокруг, что имеет желтую окраску: природа, одежда, транспорт и т.д.

Прочитайте желтую сказку и во время чтения вместе с ребенком рисуйте ее.

Вылупился из яйца пушистый жёлтый цыпленок. Поглядел вокруг: на небе светило яркое лучистое солнышко, на лугу цвели жёлтые одуванчики. Цыпленок решил отправиться на поиски своей мамы, но он не знал, как она выглядит и где живёт.
Он шёл по цветущему лугу и вдруг увидел жёлтую бабочку. Цыплёнок спросил у бабочки: «Это вы моя мама?». Бабочка ничего не ответила, взмахнула крыльями и улетела.
На другом цветке цыплёнок увидел осу в черно-жёлтом костюме. Он решил спросить и у неё: «Это вы моя мама?». Но оса зажужжала и улетела.
Пошёл цыплёнок дальше. Ему очень хотелось есть и пить. Дошёл цыпленок до поля, на котором росла золотистая рожь. Несколько жёлтых зёрнышек лежали на земле. Цыпленок подошел и склевал их. Он утолил голод, но ему всё еще хотелось пить.
Шёл он, шёл, пока не наступила ночь. На небе появилась жёлтая луна. Цыплёнок сделал себе гнездо из жёлтой соломы и лег спать. На следующее утро он продолжил свой путь. Шел он, шел и дошел до реки. Подошёл цыплёнок к реке, наклонился и стал пить воду. Напившись, он сел на берег и горько заплакал.
Вдруг из речки появилась золотая рыбка и стала расспрашивать цыплёнка, о том, что случилось. Он рассказал ей, что ищет свою маму, но не может её найти. Золотая рыбка решила помочь маленькому цыплёнку и произнесла волшебные слова.
 Вмиг наш цыпленок оказался в курятнике, рядом с мамой-курицей и своими братьями и сестрами, такими же, как и он пушистыми, жёлтыми комочками. 

Иллюстрации я рисовала пастелью на мольберте, Даша тоже кое что пыталась изобразить. по ходу сказки стирала и обновляла сюжетную картинку.

Посмотрите картины известных художников, нарисованные в желтых тонах.
— Ван гог Урожай
— золотая осень Левитан
— Натюрморт с подсолнухами Ван гог
— мать, кормящая ребенка Ренупр
— пшеничное поле на закате ван Гог
— ранняя осень Шишкин
Проведите творческое задание: разрисуйте принесенные с улицы листочки разных деревьев и кустов и делайте ими отпечатки на белом листе. Даше это занятие ну очень понравилось. Она так аккуратно старалась раскрашивать листики и так нежно их отрывала от листа бумаги. А потом она сама нарисовала свою осень.


Ох, какой большой пост получился, а ведь еще 3 дня осталось! Продолжение следует

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Вам будет интересно:

Запись опубликована в рубрике времена года, Дневник Даши, Тематические занятия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

19 комментариев на «Тематическая неделя Осень (1 и 2 день)»

  1. Ангелина говорит:

    Мария, просто СУПЕР, нет слов наивысшей похвалы.Вы просто МОЛОДЕЦ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

  2. Tanka говорит:

    Мария, спасибо! Как всегда интересно и познавательно 🙂

  3. Женя говорит:

    Какое занятие! Беру на заметку для будущих занятий)

  4. morskaia говорит:

    Вот что-то у нас пока листики зеленые. Тоже жду желтых: собрать гербарий. Спасибо за занятие!

  5. Olga 0207 говорит:

    Маша, бесподобно! Очень понравилась идея с вашей «волшебной стеной». А можешь рассказать поподробнее, как она сделана?

    • Мария говорит:

      Оль, это я ее так назвала «волшебная стена». на самом деле все просто. Взяла акварельную бумагу А3, наклеела на нее тоненькие полосочки и разделила их на отсеки с помощью степлера, а в эти остески мы карточки из набора 100 цветов вставляли. Потом я сшила кораблик и мы стали все игры с карточками небольшими там проводить, в том числе и с цветовыми карточками. Можно и на полу выкладывать, но в кораблике Даше интереснее + пока вставит карточки в кармашки. пока вытащит, пальчики тренирует ))

      • Olga 0207 говорит:

        Спасибо! А кораблик покажешь когда-нибудь? И ещё вопрос: где вы купили такой набор цветов и из чего он?

        • Мария говорит:

          Оль. я на него уже очень много ссылок вроде давала. Он вот тут в комментах с фото и описанием http://earlystudy.ru/?page_id=57 (4 коммент сверху)
          набор называется «100 цветов» компании Умница, по чьим пособиям мы занимаемся. Задумка комплекта очень хорошая, но там некоторые цвета очень похожи меджу собой и у некоторых названия не совсем цвету соотвтествуют. Если закрыть глаза на недостатки (я так и сделала), то получишь удовольствие от игр с ним. Вот тут его можно найти http://www.umnitsa.ru/cat/100_cvetov/

          • Olga 0207 говорит:

            За кораблик спасибо. И ещё увидела твои времена года и потеряла покой. 😉

            А карточки посмотрела — лучше сделаю сама. Уже давно эту идею вынашиваю.

            Маша, напиши, пожалуйста пост о том, как успевать не только ТАК заниматься с ребёнком + делать домашние дела, но и творить ТАКОЕ. Заранее спасибо. 🙂

            • Мария говорит:

              Оль, я уже писала пост на эту тему. Вот он http://earlystudy.ru/?p=1873 И ты даже ее читала 😉

              • Olga 0207 говорит:

                Да, я помню этот пост. Но там нет ни слова про творчество. 😉

              • Мария говорит:

                Оль, так я занимаюсь им в свободное время. Ночью или во время сна Дашиного. хотя сейчас она практически не спит днем, очень редко, так что остается ночь или иногда в выходные кто выделит часочка два мне личного времени

  6. Оксана говорит:

    Маша, чудесные занятия, задания и стишки!! В обоих постах очень много игр, которые подойдут деткам и старше и младше 2х лет!

  7. Мария говорит:

    Обалдеть! Маша я тебе поражаюсь 🙂 И откуда такие идеи берутся 😉 Спасибо за подсказку, я как раз думала как ребенку рассказать, а главное показать осень пока ее еще нет во всей красе )

  8. Маша, преогромнейшее спасибо! Что бы я без тебя делала?! Прочла твой пост и поняла, как несодержательно я говорю с сыном об осени). То, что листья пожелтели и покраснели, это он уже знает, листья собирали и поделки кое-какие делали, но я и не догадывалась, что ребенку в столь раннем возрасте можно так обогатить познания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *