Надеюсь, что вы уже слышали и видели, что в коллективном блоге начался новый месяц поделок из бросового материала и главным материалом для творчества у нас выступает одноразовая посуда: тарелки, стаканчики, ложки, вилки и трубочки от сока. Я уже показывала, как можно сделать подарки из этих материалов и просто оригинальные и интересные вещи.
Сегодня же, я хочу показать вам, как из обычных тарелок сделать отличное развивающее пособие для ваших малышей и рассказать, как с ним можно играть.Итак. Что нам потребуется?
- Одноразовые тарелки (лучше белого цвета)
- Краски и кисточки
- Ножницы
Возьмите несколько белых тарелок и предложите малышу раскрасить их вместе с вами так, чтобы одна тарелка была не похожа на другую. Если у вас цветные тарелки, то можно взять разноцветный картон или старую упаковочную бумагу, вырезать круги по размеру тарелки и вклеить их внутрь.
Мы тарелки раскрашивали. Я делала контур внутри которого надо раскрашивать, а Даша его разрисовывала. Орнаменты на тарелках мы делали вместе. Некоторые она раскрашивала полностью сама. Когда все рисунки высохли, я разрезала каждую тарелку на несколько частей (резала ножницами): две, три, четыре, пять, шесть. А теперь смотрим, что у нас получилось. Правильно – наглядное пособие для изучение частей целого с ребенком или попросту говоря – дроби.
Одну тарелку я оставила нетронутой – это целое число, в него очень удобно складывать все остальные. Но как объяснить такое непростое понятие малышу?
Давайте начнем со сказок. Прочитаем сказку Сутеева «Яблоко», в ней говорится о том, как звери никак не могли решить, кто будет есть яблоко (нашу целую тарелку), пока Мишка не предложил разделить яблоко поровну между всеми участниками спора. Вот и вы предложите малышу найти ту тарелку, в которой количество частей соответствует количеству зверей, т.е. четырем.
Можно посадить рядом кукол, которые будут обозначать каждого персонажа и давать им по кусочку тарелки. Можно взять настоящее яблоко и разрезать его на 4 части и каждую часть класть на часть тарелочки. Потом объяснить своему крохе, что вот было яблочко целое. А после того, как мы его поделили, у каждого осталась одна маленькая частичка, в данном случае 1/4. А если бы зверей было трое? Давай посчитаем! И вы раздаете уже тарелку из трех частей. Какая частичка у каждого осталась? Одна из трех или 1/3. Может выражение 1/3 или 1/4 ребенок сразу и не поймет, но если вы продолжите так играть часто, скоро он все освоит.
Используйте тарелочки при игре в куклы и приготовление для них еды.
Можно использовать считалочку:
Мы делили апельсин,
Много нас — а он один!
Эта долька — для ежа!
Эта долька — для чижа!
Эта долька — для утят!
Эта долька — для котят!
Эта долька — для бобра!
А для волка — кожура!
Она сердит на нас — беда!
Разбегайтесь кто куда!
Предложите ребенку разделить две (четыре, шесть) конфеты (печенья, орешков и т.д.) с вами пополам. Он легко это сделает. Тогда достаньте еще одну и предложите сделать тоже самое. Понятно, что целая конфета не может достаться сразу вам и ребенку. Выход можно найти, разрезав конфету пополам. Тогда у каждого получиться по две целых конфеты и одна половинка.
Сравнивайте части тарелочек. Попросите ребенка выложить их от самой большой до самой маленькой или наоборот. Озвучивайте при этом название частей (1/2, 1/3, 1/4 и т.д.). Обсуждайте, почему одна больше/меньше другой, проверяйте на тарелках или яблоках (части тарелок можно накладывать одну на другую и будет сразу видно, почему она больше или меньше).
Это задание из игр Никитина: Сколько частей помещается? Сколько четвертых частей помещается на одной половине? Сколько шестых, восьмых, десятых, двенадцатых частей? Во сколько раз одна вторая больше одной четвертой? Одной шестой? Какие части и сколько поместится точно на одной трети, а на половине? Во сколько раз одна шестая меньше одной третьей? Можно ли из частей разного цвета сложить целый круг? Какие части надо для этого взять?
Маша, очень интересная идея с тарелками. Я попробую сделать для Анютки. Хоть она и не большой любитель математики, но может быть с куклами игра пройдет
Ирина, рада, что идея понравилась! У нас есть дроби деревянные Никитина, эти я специально для проекта сделала. Хотя они получились интереснее готовых 🙂
Мария, а краски самые обычные?
Марина, краски акриловые. на всякий случай я перед покраской тарелочки спиртом протирала, но обычно акрил и так хорошо наносится
Ух ты, как раз сегодня приобрела краску акриловую!!! сделаем, спасибо за идею!
Машенька — замечательная идея для изучения дробей!!! Просто СУПЕР, как всегда!!! Мы как раз эту сказку сейчас читаем!!! Будет нам что делить. Да и Пазл опять таки. А то у нас с ними не-очень…
И спасибо за участие в Креативе — ОГРОМНОЕ, как всегда 🙂 !!!
Лиза, спасибо тебе за такой отзыв!!! И за креатив!!!!
Маша,очень давно захожу на Ваш сайт и с удовольствием читаю
и занимаюсь с ребенком по ВАШИМ занятиям.Подскажите как ребенку
привить любовь к математике с детства?У меня ребенок не очень любит
фигуры,цифры и.т.д. Может на Вашем новом сайте будуи какие то
развивающие занятия связанные с математикой.А старелочками завтра попробуем,я думаю моей Таюше понравится такая идея.
Елена, спасибо большое! На новом сайте будет все, нотолько не сразу. Постепенно мы поговорим о разных сферах и способах занятий 🙂
Как привить любовь к математике? — хороший вопрос 🙂 Я специально не прививала, просто мы играли с рождения с карточками математическими, много говорили и считали и оно само так получилось 🙂 Главное много играть и не наседать на ребенка, показать ему, что даже самые сложные вещи могут быть безумно увлекательными
Мария, спасибо за отличную идею! Я давно читаю Ваш блог, многое применяю в наших «занятиях», в некоторых моментах ориентируюсь на Вас. Даша с какого возраста начала «знакомиться» с понятием части целого и с дробями? Как это «внедрялось»?
Ирина, точно не помню, но около 2,5 лет наверное и в рамках занятий домановской математикой. Я просто показывала карточки с кол-вами и озвучивала примеры и дроби. Потом купила дроби Никитина и мы играли с ними, как я и описала, начиная со сказки Сутеева
Маш, просто класс! Мне так понравилось, что самой захотелось сделать, причем немедленно. Потом подумала, а зачем делать, если можно записаться в очередь 🙂
Класс, и пособие по математике, и игра, и творческий материал. Все вместе!
Спасибо за шикарную идею и за участие в ярмарке!
Ирочка, спасибо за твои слова и за ярмарку!!!!
Маша, спасибо за великолепную идею! Это прямо как мы любим: и творчество, и обучение, и игра. Мы с Дашей обязательно воспользуемся. 🙂
Оля. очень рада, что вам понравилось!!
Маша, спасибо за участие в Ярмарке. Ваш подарок записан как Лот№7:
http://kpanuba.blogspot.com/2012/03/7_20.html
Яна, спасибо!!!
Классная идея, Маша! Малышке моей может рановато так раскрашивать, но паззлы собирать такие точно можно попробовать.
Маша, идея СУПЕР!!!! Спасибо большое !!!!
Ух, ты! Здорово, как раз начинаем изучать дроби! И пазл собирать и математику учить… Спасибо!
Маша, мне очень понравились расцветки, хотя нам еще и рано изучать дроби.
НО мы записываемся на лот, хехе 🙂
Я всегда удивляюсь, как у Вас, Мария, получается из одной идеи развернуть целую разработку. Браво!
Ух ты, надо посоветовать куме, а то она не знает как полезнее заняться малышкой. А так можно и считать и логику тормошить!
Анна, рада, что вам понравилось 🙂 С малышами вообще можно столько всего 🙂
Спасибо, Машенька!!! Обязательно воспользуюсь великолепной идеей!!!
Маша, спасибо! Возьму эту замечательную идею на заметку. И в ближайшее время тоже сделаю.
Ангелина, буду рада посмотреть на ваши тарелочки 🙂
Великолепная идея для игрового обучения. Тем более, что тарелки предварительно можно самостоятельно разукрасить, проявив творческие данные.