Вчера Даша первый раз сочинила и рассказала по картинкам мне свою историю, которую я решила немного развить и приукрасить. Я долго думала, как развить сюжет, который дочка мне рассказала, но что-то ничего не шло в голову. Я отложила это занятие, и мы пошли гулять. Пока Даша каталась с горки я все пыталась что-то придумать, но ничего не получалось. И тут я вспомнила про книгу, которую читала когда-то. В ней подробно рассказывалось, как из ничего написать рассказ или придумать историю. Книга написана в большей степени для развития творческих способностей у детей, но и взрослым, думаю, очень может пригодиться.
Грамматика Фантазии» Джанни Родари.
Итальянский писатель Джанни Родари хорошо знаком миллионам читателей как автор веселых детских сказок. «Грамматика фантазии»не обращена непосредственно к детям, хотя в конечном счете написана для них. Основное содержание книги составляют вопросы разностороннего воспитания ребенка, формирования его неповторимой индивидуальности. Автора особенно интересует проблема развития творческих началу детей, в частности «феномена» фантазии. Ряд глав посвящен анализу структуры сказки и различным способам ее создания.
В книге разобраны конкретные примеры создания историй и рассказов разными способами.
Например, рассказ из одного слова. Можно взять любое слово, расписать его по буквам и возле каждой буквы написать первое пришедшее в голову слово, выстроив, таким образом, новый ряд ассоциаций. Можно написать возле букв слова, образующие законченное предложение. Когда предложение (образный ряд) получен, то вокруг него можно начинать развивать некую историю.
Или друго способ. Берете два слова и с помощью падежа связываете их друг с другом. В итоге получим несколько словосочетаний, на каждое из которых можно придумать историю.
Например, возьмем 2 слова «пес» и «шкаф», сочленяем их между собой и получаем следующие словосочетания: пес со шкафом, шкаф пса, пес на шкафу, пес в шкафу и т.д.
Вот еще одна интересная техника фантастических гипотез. Она предельно проста и выражена в форме вопроса «Что было бы, если?». Для постановки вопроса берутся первые попавшиеся подлежащие и сказуемое. Их сочетание и даст гипотезу, на основе которой можно работать (например, Что было бы, если бы ваш лифт рухнул — провалился в сердцевину земного шара или взлетел на Луну?)
Один из способов словотворчества — это деформирование слова за счет ввода в действие фантазии. Дети любят играть в эту игру. Она веселая и в тоже время очень серьезная: учит исследовать возможности слова.
«Одна из разновидностей этой игры — произвольное добавление префикса. я придумал целую «страну с отрицательным префиксом», где вместо пушки входу»непушка», применяемая не для ведения войны, а для ее «отведения».»Осмысленная бессмыслица» (выражение Альфонсо Гатто) — вот что это такое.
Префиксbis(дважды) даритнам двойное перо, то есть перо, которое служит двойной срок(а может быть,двум школьникам-близнецам). Особенно продуктивными представляются наиболее свежие префиксы, родившиеся в двадцатом веке. Такие, как «микро». Или «мини». Или «макси». Вот вам- как всегда, безвозмездно — «микрогиппопотам» (выращивается дома, в аквариуме)и»мини-небоскреб»,целиком помещающийся в «мини-ящике» и заселенный исключительно»мини-миллиардерами».Или»макси-одеяло», способное в зимнюю стужу укрыть всех, кто погибает от холода…
Если бы мне сказали: посоветуй какое-нибудь упражнение на эту тему, я бы предложил написать префиксы и любые существительные в два столбика, а затем как попало их комбинировать. Я лично уже пробовал. Девяносто девять брачных союзов, заключенных с помощью такого ритуала, распадаются уже во время свадебного обеда, но сотый оказывается удачным и плодотворным».
В общем, описывать различные примеры и способы я могу долго, но лучше, если вы сами прочитаете эту замечательную книгу и попробуете применить некоторые из приемов в действии.
Если все получится, было бы здорово услышать рассказ о ваших впечатлениях (или сочиненную историю).
Как интересно. Мария, спасибо огромное за рассказ о книге, которую еще не читала, о существовании которой и не подозревала. Уже скачала. Плодотворные выходные меня ожидают, буду изучать.
Расскажу сегодня всем в обзоре у Бабочки Яночки.
Мария, спасибо большое! Очень рада, что тебе понравилось 😉
Мария, у вас как всегда в блоге такие интересные новости. Благодарю за столь свежую информацию. Это же кладезь, поле не паханное для словотворчества.
Я тоже впервые слышу об этой книге.
Мария, вы очень серьезно подошли к вопросу сочинительства.
Да, книга несомненно стоит того, чтобы прочитать. А родителям старших дошкольников особенно!Более того, словотворчество удивительно юморное занятие, чего только один микрогиппопотам стоит! Положительные эмоции, смех сближают детей и родителей.
Я об этой книжке тоже ничего не слышала. Как здорово, что есть интернет,а в нем разные мамы-блогеры, которые так полезны друг другу!)))
Маша, спасибо огромное за напоминание, я тоже читала эту книгу 2 года назад (до рождения Вики), но пока её особо не применяю. Нужно будет перечитать когда начнётся период активной речи.
Юль, я ее изначально для себя читала, чтобы иметь возможность стимулировать фантазию при соченении рассказов. У меня с этим туговато 🙂
Какое совпадение. Сейчас лежит эта книга у меня на столе перед глазами. Мне на днях принесли ее почитать, а тут наткнулась на твою статью.
Значит надо прочитать обязательно.