Я получила эстафетную палочку от Натальи, автора замечательного блога «Играем, Учимся, Творим!»
Наташа предложила придумать весенние забавы, которыми можно развлечь ребенка на прогулке и сделать ее более интересной и насыщенной. Мне эта тема очень близка и интересна, так как Даша повзрослела с прошлой весны 😉 и не просто лежит в коляске и смотрит на мир вокруг, но и хочет принимать в жизни этого самого мира ОЧЕНЬ активное участие. Чтобы разнообразить наши прогулки и продолжить замечательную эстафету приступим к составлению списка весенних развлечений.
- Наблюдайте за природой. Первые птицы, с которыми знакомиться малыш (в городе) – это голуби, воробьи, вороны. Если рядом есть парк, то ребенок сможет увидеть уточек, а если повезет, то и лебедей. Возьмите с собой на прогулку семечки, крупу, хлебнее крошки и даже кусочки хлеба. Покормите с малышом птиц. Сделайте акцент на том, что разные птички любят разные «лакомства», поэкспериментируйте. (утки больше любят хлеб и сухарики, а голуби и воробушки с удовольствием полакомятся пшеном, рисом, семечками).
- «Разыщите муравейник и понаблюдайте за его обитателями, расскажите малышу, какие муравьи трудолюбивые, как они живут большой дружной семьей. Если вы возьмете с собой лупу, можно осторожно рассмотреть муравья или другое насекомое. Только ни в коем случае не разрешайте ребенку мучить насекомых и птиц. А вот гусеницу вполне можно прихватить домой, посадить в банку и попробовать превратить ее в бабочку. Обязательно обратите внимание, на каких листьях гусеница сидела: ими ее и надо кормить.»
- Почитайте ребенку стихи о весне и поищите ее признаки в жизни.
Ночь зимой — как чёрный кот,
День- как серенькая мышь,
Но весна, весна идёт,
Ярко, Звонко каплет с крыш.
Уж морозу не сдержать
Шумной радости ручьёв,
Стали птицы прилетать,
Звонче щебет воробьёв.
Исчезают тьма и тишь,
И теперь наоборот:
Ночь — как серенькая мышь,
День — большой, блестящий кот.
- Отгадывайте загадки. Можно даже искать ответ перед вокруг.
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает?
(Весна)
***
Была белая да седая,
Пришла зелёная, молодая.
***
(Зима и весна)
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла …
(Весна)
- Обратите внимание, что весной солнышко светит ярко, ласково. Предложите малышу позвать его ласковыми словами
Солнышко-ядрышко,
Высвети, выгляни!
Воробьи чирикают,
Весну-красну кликают,
Со стрехи капели,
Кулики прилетели!
- Обратите внимание ребенка на почки, которые уже набухли. Расскажите, что почки – это зарождающиеся листики. Что совсем скоро они начнут расти и станут «взрослыми» листочками. Соберите несколько веточек и поставьте их дома в воду.
Шепчет солнышко листочку:
— Не робей, голубчик!
И берёт его из почки
За зелёный чубчик.
- Песчаные и асфальтовые площадки подойдут для уроков рисования. Можно чертить палочкой на песке или мелом на асфальте. Можно рисовать водой на асфальте. Заранее в небольшие бутылочки налить воды и сделать в крышке дырочку шилом. Вода может быть обычная, а может быть и цветная, если вы добавите немного пищевых красителей. Даша у меня обожает такие игры. Рисовать можно сюжеты, а можно и геометрические фигуры, заодно и повторите геометрию.
- Можно придумать массу игр с помощью мелков и асфальта. Нарисуйте на асфальте несколько кругов искажите, что это грибные шляпки, а вы лесные зверюшки и вам надо спрятаться под грибочком, когда начнется «дождик» (мама говорит дождик или солнце, а ребенок прячется при слове дождик). Если во дворе много ребятни, то можно играть всем вместе по принципу «карусели», т.е. кругов на 1 меньше, чем участников и тот, кто не успевает спрятаться – выбывает.
- Можно нарисовать маленький город (вид сверху) и предложить деткам поиграть в машинки в городе, можно заодно изучить или повторить правила безопасности на дорогах.
- Иногда на прогулке можно заняться и математикой. Соберите, к примеру, несколько десятков шишек или камешков, разложите их по заранее припасенным коробочкам или просто на крупных листьях — вот вам и математическое пособие. Кстати из шишек, камушков и всего остального можно выкладывать замечательные узоры и рисунки.
- А если вы найдете камушки побольше и принесете их домой, то можно нарисовать на них всевозможные рисунки. Потом покрыть их лаком и создать свою коллекцию «драгоценных» камней.
- Объясните малышу (постарше), как делать наброски растений, животных, людей, рисовать пейзажи. Пусть рисует, как ему хочется, — не требуйте полного сходства. Попробуйте начать рисовать вместе с ребенком, а потом устройте выставку вашего с ним творчества.
- Конечно, не обойтись на прогулке без моей любимой географии 😉 Возьмите компас и объясните ребенку, как им пользоваться. Что такое стороны света. Как ориентироваться на улице без компаса.
- «Детям в четыре-пять лет уже можно рассказать, как пользоваться планом и картой местности. Прекрасно, если вы сможете отправиться в настоящий маленький поход, заранее определив маршрут с помощью карты.
- Вечером, когда небо ясное и усыпанное звездами, попробуйте найти на небе Полярную звезду, Большую Медведицу, другие созвездия. Покажите малышу Луну в различных фазах, расскажите об их смене. Найдите открытое место, где хорошо видно закат. Это зрелище потрясет даже самых крохотных малышей.
- Если вы захватите из дома рулетку или складной метр, можно заняться измерением расстояний, расчетом периметров и площадей (например, площадки для строительства замка).»
Мария, спасибо за статью и участие в эстафете. Очень много почерпнула для себя полезного. Кстати, неужели можно вырастить бабочку в домашних условиях? Сегодня пойдем искать гусениц и собирать камушки, чтоб было что раскрашивать в дождливые денёчки 🙂
Наташа. вам спасибо за такую чудесную эстафету. Про гусениц я и сама не знала, просто поискала немного. Пишут, что вырастить можно, главное создать условия
вот тут http://www.rospedclub.ru/index.phtml/pr1stSteps.rewards?cntst=18&nom=13&app=17917
и вот тут http://bio.aranea.ru/index.php?x=0&y=2
информации очень много в интернете )))
Да, интернет — великая весчь 🙂 Где бы я еще узнала столько информации о гусеницах и бабочках? Не знаю, будет ли это интересно сыну, но ради своего любопытства попытаюсь вырастить бабочку дома.
Мария, спасибо большое за вашу статью. Я бы с удовольствием поучаствовала в эстафете, только меня сроки интересуют. Я раньше четверга не смогу ничего написать!!! Поэтому если срочно, то передавайте дальше!
Инна, никто вас не подгоняет. Как вам удобно будет, так и напишите. Ну только не через год конечно 😉 Тогда вставляю ссылку на вас в пост 🙂 Принимайте!!!
Мария, принимаю эстафету, уже и идея есть, только осталось сесть за комп и все написать!!!
Спасибо, хороший пост и хорошая игра. И никаких проблем с мотивацией! Пока мои были маленькими, у нас тоже весенние и осенние прогулки часто плавно перетекали в уроки природоведения, а по возвращению домой — в мастерскую:)
мне кажется это так естественно, если у меня то каждый раз желание возникает превратить камушки и веточки во что-то новое, то у ребенка тем более 🙂
Замечательная статья! Мы тоже на прогулках рассматриваем всяких жучков, цветочки, листики… Понравилась идея с кругами-грибочками.
Понедельник – день весёлый на Блоги Мам!
Ольга, спасибо большое! Занятия на природе вообще имеют особую ауру 🙂
Мария, я пришла со ссылки с Блога мам (понедельник — день веселый) и, округлив глаза, хочу у вас спросить: «А это не ваши ли стихи?» Мне просто очень понравилось, особенно сравнение, такое необычное, с котом и мышью… Да и вообще — спасибо за стихи. Я неожиданно в прошлом году открыла для себя Акима (Например, «Мой верный чиж»,»Лето», «Первый снег», длиннющая «Песенка в лесу» — да у него все супер, четкие, музыкальные, ясные образы, детям все понятно, не на чем спотыкаться. И притом настоящая лирика). А я у себя сегодня опубликовала фотографии (совсем любительского качества) моей любимой детской книжки — «Четыре конверта» Сапгира. Про времена года — это к нему)). Заходите в гости, я как раз выкладываю у себя весну в детском варианте — с фотика, что вижу — то пою. Жду ответа про стихи. Спасибо.
Cветлана, стихи не мои 🙂 Я иногда что-нибудь сочиняю, но это не детское, детские я писать никогда не пробовала.
спасибо за Акима, почитаю, посмотрю. Я сама обожаю Эдуарда Асадова. У него стихи не для детей, но они потрясающие
Машенька, большое спасибо за чудесные идеи!
Мы тоже обожаем изучать природу и уже много раз выводили из гусениц бабочек, а потом отпускали их на волю. Это непередаваемое и незабываемое действо для ребенка! Обязательно стоит попробовать. Вообще весь процесс захватывает:. надо очень бережно положить гусеницу в коробочку, не забыв положить туда листья, которыми она питается (иногда сложно определить, чем именно она питается), приносим домой, внимательно рассмариваем и пытаемся определить ее название, а заодно узнаем, чем она питается (чаще всего с помощью интернета). А потом ухаживаем за ней: кормим ее любимыми листочками и т.д.. Наглядно наблюдаем все циклы развития и превращения гусеницы в бабочку. Поверьте, это необыкновенно увлекательно!
Я нашла вот здесь http://allforchildren.ru/poetry/spring095.php, что это стихи Поликсены Соловьевой. К своему стыду, никогда о ней не слышала.
Да, Асадов для многих становится автором, который открыл какой-то новый мир (по моим впечатлениям — мир отношений, и тут даже аналогов не найдешь). Кстати, поскольку у вас дочка, то у Акима есть чудесное стихотворение «Девочка и лев», я просто не стала его сразу упоминать, поскольку тема о весне. Но необыкновенно трогательное стихотворение, и может заложить правильную женскую программу.
Мария, спасибо за идеи! Список чудесный. Я вдохновилась на выкладывание узоров из камешков. Парочку домой прихватим, чтобы разрисовать. А уж про выращивание бабочек… совсем невероятным кажется. Почитаем, может решимся попробовать. Спасибо.