Не так давно я рассказывала вам о своих мыслях на тему детского творчества, которые вознили у меня после прочтения книг Елены Макаровой. Мне очень хотелось попасть на ее семинар или встретиться с ней и тут событие! Елена приезжает в Москву и проводит 3 встречи! Но обстоятельства сложились так, что я не смогла попасть ни на одну из них. Сказать, что я расстроилась, не сказать ничего. Но абсолютно случайно я увидела, что на встречу собирается поехать замечательная мама Настя, которая с удовольствием согласилась рассказать нам о том, что было на одной из встреч. Настенька, спасибо тебе еще раз. Читала твой рассказ с огромным интересом! А вот собственно и он.
«Вопреки всем жизненным сложностям и неурядицам мне всё же удалось вырваться на свободу, которую в минувший вторник олицетворяла для меня встреча с Еленой Макаровой в Москве, в доме-музее Цветаевой.
В небольшом зале собралось человек шестьдесят, может семьдесят. С первого взгляда мне показалось, что Лена знакома с каждым из них. Уж слишком неподдельно радостно она встречала каждого входящего в зал. Так и оказалось. Больше половины присутствующих в зале – это друзья Лены, коллеги по работе, а также педагоги, директора школ и просто мамы, которые прошли у Лены обучение на «живых» тренингах или онлайн. Темой или скорее лейтмотивом встречи была «Искусствотерапия».
«Когда я начинала заниматься с детьми, я не знала, что я их лечу», — так начала Лена свой рассказ об искусствотерапии. Она рассказала немного о своей жизни и работе, о том, как ей пришлось переосмыслить свою жизненную позицию, в том числе и ту, которая изложена в книгах. Каждый, кто её читал, мог заметить, что Лена в крайней степени категорично критикует родителей, виня их во всех бедах, которые происходят с несчастными детьми. Лена сказала, что ещё в те времена, когда её книги были рукописями, многие её друзья настойчиво просили быть мягче. Но Лена была непреклонна. Себя саму она считала ребенком и вместе со всеми детьми восставала против взрослых. Однако со временем она поняла, что больше не хочет заниматься только с детьми. Она хочет «освобождать» их родителей. Освобождать от огромного чувства ответственности, которое лежит на плечах каждого из них, от навязанных норм поведения, от усталости, скуки и «задавленного» в глубоком детстве их собственного «Я».
«С взрослыми много проблем», — говорит Лена – «так как все они полагают, что рисовать прямую линию – это глупо».
Что делает Лена на своих занятиях с взрослыми? Помогает им снова стать детьми. «Движение образует форму» — это Ленин девиз. Она усаживает взрослых серьезных людей на пол, расстилает перед ними нереальные метры бумаги, даёт в руки уголь… и неожиданно все, даже те, кто совсем-совсем не умел рисовать, прекрасно рисуют. Они рисуют линии, спирали, простые формы… Если поразмыслить над этим, получается, что Лена начинает учить взрослых с того, с чего начинает рисовать каждый ребенок – простая линия, сначала горизонтальная, затем вертикальная, теперь попытаться нарисовать круг, который в детском исполнении всё чаще становится похож на завиток спирали. Наверно, действительно взрослому в одиночку, дома, вечером, выкроив минутку между готовкой ужина и укладыванием ребенка спать, показалось бы такое занятие глупым. Поэтому Лена работает исключительно с группами. «Группа – это уникальная единица, которая живёт по своим правилам», — утверждает она. В группе таких же, как ты, где все взрослые и серьезные, и все сидят на полу и рисуют протяжный звук «ааааа» раскрепоститься, наверное, проще.
Она также говорит о том, как важно научится преображать пространство вокруг себя. Дети с легкостью могут выдумать себе абсолютно любой мир. И взрослым тоже надо научиться в каждой коряге видеть скрытое волшебство.
Лена уделяет время рассказу о том, что могут сказать детские (и не только детские) рисунки. Один рисунок не говорит ровным счётом ни о чем. Сюжет рисунка также совершенно не важен. Значение имеют две вещи: композиция и повторяющийся мотив. Так что, если ребенок один раз нарисовал некого ужасно страшного монстра, не стоит сразу бежать к психологу – умозаключаю я из её рассказа. А вот на серию рисунков стоит обратить внимание. Если ребенок регулярно рисует одно и то же, допустим, девочку в одной и той же позе, с одним и тем же выражением лица – это может подсказать нам, что имеется у ребенка некая проблема, на которой он «зацикливается». Самое ужасное, что может сделать мама ребёнка в этом случае — категорично потребовать прекратить рисовать уже «эту треклятую девочку». Правильным же будет помочь ребенку преодолеть эту зацикленность. Как это сделать? Необходимо развить сюжет — отправить девочку погулять в лес, в магазин за новым платьем. Надо подталкивать ребенка на работу с повторяющимся мотивом до тех пор, пока он либо совсем не уйдет из рисунков, либо не начнет прогрессивно развиваться. Как я поняла для себя из Лениного рассказа, если ребенок справится со своей проблемой на бумаге, он справится с ней и в жизни.
Ленин рассказ перемежался историями её друзей, присутствующих в зале, которых она без зазрения совести неподготовленными вытаскивала на сцену и просила рассказать об их совместном опыте, а также о впечатлении от её семинаров. Так что добрую половину вечера говорила не она. Каждый из этих замечательных людей рассказал невероятно интересную историю, каждого хотелось слушать часами. Из зала выходили, в том числе, люди, про которых Лена писала в своих книгах. Это что-то невероятное… Как ожившие страницы романа….
По окончании встречи я долго выжидаю момент, пока вокруг Лены не рассеется бесчисленная толпа народу, чтобы задать ей свой наболевший вопрос: «Что делать с совсем маленькими детьми, с двухлетками?» Она советует начать с чего-нибудь совсем простого, но в то же время масштабного. Например, рисовать дороги. Выходить на улицу, брать уголь или мел, и рисовать километры дорог, направления, и всё, что встречается нам по пути.
Я слышу также еще миллион вопросов, которые задают такие же страждущие, как и я. Самый частый из них — «что НЕ НАДО делать с детьми?» Лена не даёт на них каких-то практичных советов (и это понятно – мир каждого ребенка уникален, общих советов здесь не может быть), но активно приглашает на свой онлайн семинар, который, как я поняла, стартует в ближайшее время.
Но, подводя итог того, что я услышала за этот вечер, я начинаю понимать, что все советы этой уникальной женщины сводятся к одному – нам всем надо работать над собой. Нам надо учиться и постоянно самосовершенствоваться и тогда, возможно, мы сможем сделать жизнь своих детей еще чуть более радужной.»
Большое спасибо за рассказ! Последние дни мне всё время попадается информация про рисование — неспроста это всё.
Точно! Неспроста ))))) У меня если с рисованием более менее все понятно, то вот с лепкой с трудом мозги ворочаются.
Маша, спасибо огромное, что поделилась. Книги Лены Макаровой наконец-то переиздали. Я обязательно куплю «живые», не электроннные, варианты в домашнюю библиотеку. Ведь у меня растет дочь и она тоже будет мамой, а такая мудрость воспитывается от великих людей.
Маша, не за что )) Я тоже решила, что когда увижу живые. обязательно их куплю!
Какая прелесть!
Спасибо, Мария, что выложили этот рассказ. Прочитала с удовольствием!
Хотела бы книги Лены Макаровой почитать…
Ирина, я сама рада, что Настя разрешила его тут опубликовать 🙂
Огромное спасибо за рассказ! Срочно иду читать книги Елены Макаровой!
Мы, кстати, с Костей так и рисуем. Линии, черточки, разными цветами…
Я читала и радовалась, что моя интуиция меня не подводит. И по-секрету, мне самой нравится вместе с ребенком просто рисовать черточки и круги из множества линий….
Аня, ну ты же психолог )) Поэтому тебя точно интуиция не подведет 😉
Это ещё ничего не значит :)))) Я ведь тоже человек! Т.ч. можно я порадуюсь, как мама, а не как психолог? 😀
Аня, МОЖНО!!!! 😉 🙂
Девочки, Настя вот тут выложила запись с той самой встречи
http://video.mail.ru/list/kovtun/_myvideo/12.html
«Отнеситесь к этому как к аудиозаписи. Штатива у меня не было, а отвлекаться на съемку с руки мне не хотелось.»
Лена Макарова — удивительный человек! Она — энциклопедия:) Она чувствует детей, впрочем, как и их мам 🙂
надеюсь мне когда-нибудь все же удастся ее увидеть лично 🙂
А кто-нибудь в Москве у нас занимается с детьми по методике Лены Макаровой?
есть студии, которые используют наработки Елены, но чтобы целенаправлено, я не слышала
спасибо за рассказ!
сделала перепост в жж-сообщество Елены Макаровой.
http://makarovainit-ru.livejournal.com/33802.html