Тематическое занятие «38 попугаев»

Тематическое занятие 38 попугаевРеквизит: вырезанные фигурки героев сказки. Удав сделан из бельевой веревки . На конце веревки завязан узел и приклеены глаза.

Разыгрываем сказку. Лежит удав на полу и думает, как можно себя измерить. Мартышка садится рядом с ним и тоже начинает думать. Тут приходит попугай и предлагает мерить удава в попугаях. Когда мы достаточно намерили удава и все вокруг в попугаях, слонах и мартышках, думаем,  а как еще можно измерить все, что угодно? Линейкой, сантиметром. Проверяем, мерим, заодно цифры повторяем. измеряем удава измеряем удава в мартышках, попугаях и слонахИ тут у Даши возникла мысль проверить, а правильно ли был измерен удав  в попугаях, слонах и мартышках. Мы измерили его линейкой, заодно потренировавшись в сложнее, так как линейку пришлось прикладывать несколько раз. Выяснили, сколько сантиметров был наш удав и сложили длинную полоску из кубиков лего (столько же сантиметров), потом померили слона и начали делить наши кубики на кучки по столько сантиметров. В итоге выяснили, что удав может обернуться вокруг слона 4 раза и еще маленький хвостик останется торчать. Так же рассчитали (поделили) длину для попугая и мартышки. Такая игра и мне и Даше очень понравилась, потому что она наглядно показала принцип деления. как наглядно показать принцип деления ребенку

А тут вдруг слоненок спросил, а кто-нибудь знает, как люди мерили что-либо, когда линеек не было и сантиметров?

Все молчат. Слоненок начинает рассказывать, что раньше ткань на одежду, например, продавалась не метрами, как сегодня, а локтями. Что такое сантиметр или метр, на Руси не знали вовсе, а вот пядь – расстояние между вытянутыми большим и указательным пальцами руки – показать мог каждый.

Две пяди составляли локоть – длину руки до локтя.  старинные меры длины

Вот и мы начали таким способом мерить удава.  И в пядях померили и в локтях. Сравнили наши локти, а они то разные. Как же быть?

Роль линейки, например, в Новогороде,  выполнял так называемый Иваньский локоть – ровная можжевеловая палка. Она хранилась в церкви Святого Иоана на Опоках, на площади у которой находился торг, и если покупатель сомневался, правильно ли ему отмерили ткань, то мог за ним сходить и сам померить.

Вот и мы нашли такую палку (из домашней коллекции палок) и стали мерить ей, как эталоном локтя.

Смотрим картинку, какие еще меры длинны были и почему они так назывались.

Сравниваем разные старинные меры длины. Вспоминаем, почему богатырям говорили, что у них косая сажень в плечах.

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с моего письменного согласия. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены. Автор: Костюченко Мария. «Учимся играя»

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Вам будет интересно:

Запись опубликована в рубрике Математика, сказки, Тематические занятия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

16 комментариев: Тематическое занятие «38 попугаев»

  1. Tavika говорит:

    Здорово, Маша! Особенно мне понравилось, как органично ты вписала в занятие рассказ о старинных мерах длины. Мне самой стало интересно узнать об этом побольше. Ты не только детей, ты и мам развиваешь 🙂

  2. Юлия (moreidey.ru) говорит:

    Как хорошо вы позанимались! И математикой, и историей! Мы с Ритой когда-то после просмотра этого мультика тоже измеряли ширину паласа всем, про что вспомнили: и рулеткой, и локтями, и пядями, и стопами, и шагами! Очень полезное и интересное для детей занятие! Большое спасибо за поддержку проекта и активное в нем участие с такими отличными занятиями!!!

  3. Татьяна говорит:

    Очень интересно получилось! Я думала про эту сказку, но в итоге мы остановились на Котенке по имени ГАВ. Хотя из вашего занятия помечу для себя инфу про меры длины. Действительно познавательно получилось!Но, на мой взгляд, самое классное, что Даша сама управляет процессом, про мысли, возникающее у нее в голове -просто очень интересно читать.

    • Мария говорит:

      Татьяна. спасибо! А мне так интересно идти за ее мыслями, потому что они иногда помогают нам создать такую игру, до которой я в одиночку бы не додумалась

  4. Наталья (Naftusya) говорит:

    Машенька, я на неделю выпала из блогожизни, а тебя все бьет ключом! Сижу, перечитываю посты!!! Какая же ты умничка! Продуманное, интересное, очень познавательное тематическое занятие получилось!

    • Мария говорит:

      Наташ, пошутила? Я тут погибаю от вечных болезней и веченней усталости, сил нет, руки ноги не шевелятся, Дашка с температурой ((( я все мечтаю, что вот поправимся и тогда точно ключом бить будет!

  5. Очень интересное занятие получилось!
    Это один из моих любимых мультфильмов. Странно, но дочке я его еще не показывала.
    Спасибо за интересные идеи. Сегодня же восполню пробел.

  6. Настя говорит:

    Маша, мы позанимались по аналогии с вашим занятием! все прошло здорово и увлекательно, спасибо! Олег, просит не останавливаться и разыграть все остальные сказки из этой серии, и идея с вырезанными куклами такая простая в исполнении, быстрая и классная, из чего только раньше не делали героев, а такой, казалось бы, очевидный вариант в голову не приходил.

  7. Дарья говорит:

    с экскурсом в историю — просто класс! мы уже играли в этот сюжет, носились по коридору, измеряли маму Вовками, собаками, книжками… Надо бы вернуться к этому — уже постарше стал, должно понравиться! Спасибо за идею! 🙂

  8. Мама на работе говорит:

    Как интересно. Мы недавно читали этот рассказ. А ещё я начиталась про математические игры с лего, и купила книгу «Семь раз отмерь» серии «Настя и Никита» (как раз про разные способы измерений). А здесь всё вместе собрано )) Обязательно воспользуюсь вашими идеями, спасибо!

  9. Наталья говорит:

    «Палка из домашней коллекции палок» это конечно многое говорит о креативности хозяйки этой коллекции))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *