Сенситивные периоды развития детей

 Сегодня я хотела бы поговорить с вами не просто о развитии ребенка, а о периодах в его жизни, когда это развитие является самым актуальным и нужным. Тема не родилась у меня просто так. Я давно хотела пообщаться с психологами и вот у меня это получилось. Мы с Юлей съездили на такой семинар, который проходил на базе магазина-клуба компании Умницы. 

Итак. Речь сегодня пойдет о сенситивных периодах и о том, что я для себя вынесла из этого семинара.

Сенситивные периоды развития — это время качественного скачка в развитии ребенка в одной или нескольких, связанных друг другом областях. Если мы в нужный момент, в подходящий сенситивный период дадим ребенку необходимую информацию, то он усвоит ее в 10-15 раз лучше, чем если мы ошибемся с периодом. Вот в чем ценность этих периодов — наилучшее восприятие новой информации и навыков — время становления способностей и личности ребенка.

Взрослый не может повлиять на время возникновения и длительность сенситивных периодов, но имеет, по крайней мере, следующие возможности:

  • знать эти периоды 
  • предвидеть наступление следующего сенситивного периода и подготовить соответствующую окружающую среду, чтобы у ребенка было то, в чем он особенно нуждается в данный момент. 

Различают несколько сенситивных периодов:

  • развития речи (0-6 лет) 

Если при рождении малыш мало понимает слов и ему важен мамин голос, его интонация, то уже в 1,5 года он начинает внимательно следить за грамматическими особенностями языка, поэтому ему очень важна правильная грамотная речь вокруг. Не надо с ним сюсюкать, как и не надо разговаривать на научном языке. Мама просто должна обращать внимание на то как и что она говорит. В возрасте 2,5-3 лет ребенок начинает разговаривать сам с собой и вот тут мы очень много можем узнать о его внутреннем мире и его мыслях, главное прислушаться. В 3,5 – 4 малыш начинает интересоваться буквами, а с 4-4,5 их писать. Я долго не могла понять, да и сейчас вопрос для меня остался открытым. Как может ребенок начать писать буквы, не умея их читать (по этим нормам). В 5 лет у ребенка появляется желание читать, и каким бы способом мы не начали его учить (чтение по буквам, слогам или целыми словами), он зачитает.

  • восприятия порядка (0-3 лет) 

Монтессори говорит: «для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы – вода, в которой она плавает. В раннем детском возрасте человеческий дух берет из окружающего мира ориентирующие элементы, которые нужны для последующего овладения окружающим миром».

Пик периода наступает в 2-2,5 года. Что мы подразумеваем под порядком:

  1. порядок в окружающих предметах 
  2. порядок во временных событиях (например, режим дня)
  3. отношения со взрослыми.

Именно в это время мама может приучить ребенка самостоятельно убирать игрушки, следовать определенному режиму и т.д. Потом это тоже все можно будет сделать, но это наиболее благоприятный период. 

  • сенсорное развитие (0-5,5 лет) 

Это самый благоприятный период для развития зрения, слуха, обоняния, вкусовых и тактильных ощущений. Мы должны особенно активно помогать малышу все пробовать на вкус, трогать ручками, слушать музыку и т.д.

  • восприятия маленьких предметов (1,5-2,5 года) 

Здесь все понятно – это игра с мелкими предметами и возникновения у ребенка желания все разобрать и посмотреть из чего что состоит.

  • развитие движений и действий (1-4 года) 

В течение этого периода имеются моменты, когда ребенок концентрирует свое внимание на определенных движениях и действиях. И если в начале периода ребенка интересуют именно движения, то впоследствии его интересуют все более сложные действия, требующие определенный уровень координации, свободы и выразительности движений.

  • развитие социальных навыков (2,5-6 лет) 

Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам обращения, чтобы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых разных людей. Ребенок в этом возрасте быстро усваивает формы общения и хочет их применять. Он желает знать, как вежливо попросить другого не мешать, как представиться незнакомому человеку, как поздороваться, попрощаться, попросить о помощи, и т.д. Это самое благоприятное время изучать этикет и «законы» вежливого поведения.

Главное помнить, что деятельность ребенка связана с подражанием, и если вы сами не будете соблюдать правила поведения, то и ребенок вряд ли будет.

Какой можно подвести итог всему вышесказанному?

Мы можем учить наших малышей и раньше и позже различным вещам, но есть периоды, в которые это обучение будет иметь максимальную отдачу (это идет немного в разрез того, как я развиваю Дашу, ведь некоторые вещи я даю ей намного раньше, но не знать этого нельзя, а вот знать и учитывать, даже,е сли делать по своему — можно 😉 ). 

Кстати, на семинаре встал вопрос, когда лучше всего вводить второй язык. Ответ был в 1,5 года. Именно в этом возрасте ребенок способен разделить языки и не будет их путать между собой и смешивать. А вот второй следующий язык лучше вводить уже около 6 лет.

Выстроить индивидуальный план развития ребенка

Запись опубликована в рубрике План развития, Размышления о РР. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

14 комментариев на «Сенситивные периоды развития детей»

  1. Наталия говорит:

    Маша, спасибо за статью, очень познавательно!

  2. Ирина говорит:

    Маша, спасибо большое за статью! Мы в связи с празднованиями Дашиного дня рождения не смогли попасть:-( А тут такой подарок!!!

  3. Лиза говорит:

    Маша — спасибо огромное!!! Очень познавательно и интересно!!!

  4. Спасибо! Много полезного.
    А вот Катя с удовольствием рисует буквы. Может всю страницу исписать «мамамамамамамама». А читать не хочет. Подписывает открытки. Просит меня написать слово, а сама срисовывает. И опять же многократно…

    • Мария говорит:

      Вот нам как раз и говорили, что дети сначала писать начинают буквы. а потом читать. а я никак не могу это переварить у себя в голове 🙂

  5. Юлиания говорит:

    Маша, спасибо тебе огромное за статью, я тоже созрела и написала свои соображения, постаралась, чтобы материал не сильно перекликался с твоим:
    http://minevictorian.blogspot.com/2012/02/blog-post_24.html

  6. Ангелина говорит:

    Маша, спасибо за статью!

  7. Спасибо, Маш!
    Очень интересно было почитать.
    Заинтересовал период познания вкуса. Ладно бы что-то приличное пробовала на вкус Марианна моя. А то облизывает все, что видит: поручни на улице, стол, стену. Язык снаружи у нее 60% времени. Не успеваю увидеть что на этот раз облизано…
    Подумала сделать коробки с разными вкусами, а потом поняла, что бесполезно 🙂 Если б подготовила поручни дома, помогло бы больше.
    О! Или раз уж ей так нравятся поручни, взять длинную палку, помыть ее и намазать разными приправами. Пусть себе облизывает и определяет вкус 🙂
    В общем, статья прямо в тему 🙂

    • Мария говорит:

      Ир, у меня Дашка тоже в рот все тащит. Я ей говорю. что сколько мол тебе лет, а ты все в рот. И бесполезно, отвернусь, она опять чего-нибудь сосет или облизывает

  8. Ольга говорит:

    Про сенситивные периоды много говорила Мария Монтесори, не с проста Вы её имя упомянули, вся её система на них основывается. Дети начинают писать раньше, чем читать, обучаясь по её методике. Почему так происходит? Всё дело в том как построен процесс обучения буквам в её системе.
    Первоначально дети учатся разделять звучащее слово на отдельные звуки, затем у них появляется желание обозначать эти звуки графически. Дети знакомятся с буквами, обводя их контур на шершавых табличках, таким образом, кроме визуального канала работает ещё и сенсорный. Обводить проще письменные буквы, поэтому дети знакомятся первоначально с ними. Постепенно ребёнок учится складывать из отдельных букв слова (говорит себе, например, хочу написать «стол», выделяет звуки и подбирает соответствующие буквы с-т-о-л). Прочитать составленное слово ребёнок не может(!) в силу того, что сам процесс идёт в совершенно не привычной для нас последовательности, ребёнок не расшифровывает написанное, а сам создаёт. Действительно, для того, чтобы осмысленно прочитать слово необходимо — 1.прочитать последовательно каждую букву, 2.сложить их в слово, 3.сопоставить прочитанное слово с его смысловым значением. Как правило уже на втором пункте у детей случается «затык» и читая буквы правильно детям сложно сложить воедино груду графических знаков. В системе Монтессори дети наперёд знают какое слово будет написано и что оно означает, остаётся только подобрать буквы. Поэтому в её системе дети сначала пишут, а потом читают.
    Надеюсь, что теперь стало понятнее что к чему и почему 🙂

Добавить комментарий для Мария Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *