Тематическая неделя Осень. Приметы осени

 Сегодня я начинаю рассказывать о новой недельке Осень (возраст 2,7 года), которую мы начали обыгрывать с Дашей. В этот раз я разбила материал не на дни, а по темам, так как каждую тему можно проводить несколько дней. Выкладывать материал буду по темам, по мере прохождения его с Дашенькой. 

Ну вот, и наступила осень. Поговорите с ребенком о том, как мы узнаем, что осень пришла. Какие изменения происходят в природе.

 Осень подойдет неслышно,

Тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни,

На дорогу упадет.

Это первая примета,

Что от нас уходит лето.

А вторая куст малины,

В нитях белой паутины.

Чуть короче станет день,

Потемнеют облака,

Словно их накроет тень,

Станет пасмурной река —

Третья верная примета:

Осень бродит близко где-то

Ранним утром на поляны,

Лягут белые туманы.

А потом уж жди, не жди

Моросящие дожди

Пеленой затянут просинь

 Давайте по порядку поговорим о разных приметах осени.

С деревьев начинают облетать листья. Листики меняют свой цвет и становятся яркими и красивыми.

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

 Как дует ветер? Давай подуем на листики. Нарисуйте на бумаге дерево и положите вокруг него небольшие листики.  Предложите ребенку сдуть их. Фу-у-у. Разлетелись.

 Соберите во время прогулки листики с разных деревьев. Придите домой и обведите листики на бумаге. Ребенок может сам обводить, если он уже умеет держать карандаш и немного с ним управляться. Потом закрасьте обведенные листья внутри (это тоже может малыш сделать). Лучше на одном листе бумаги рисовать 1 лист. Когда все будет готово ищите с малышом листик с дерева и его «тень» на бумаге.

 Можно нарисовать красивые фоны осени, а потом вырезать из них осенние листья. Можно рисовать листиками. Раскрашивать лист с дерева краской и оставлять отпечаток на бумаге.

Можно делать картины из листьев. Есть очень много красивых работ для вдохновения в интернете.

Мы вырезали листья из бумаги и закрасили их маркеров (кленовый закрашивала я, а остальные Даша). Потом на мольберте Дашулька нарисовала осень. Сама рисовала, я только несколько штрихов помогла сделать под конец, когда она уже подустала. После этого мы взяли губку и намочили ее водой. Стали делать дождик сверху листа и краски поплыли, создавая эффект дождя. Потом Даша приклеила уже нарисованные листья на готовый рисунок. Вот, что получилось.


Попробуйте вместе с ребенком сделать осенний лес. Используйте для этого основу от туалетной бумаги. Это будет ствол. Из плотного картона вырежьте крону деревьев и раскрасьте ее в осенних тонах. В рулоне сделайте прорезь и вставьте в него крону. Ствол предварительно оклейте коричневой бумагой или раскрасьте коричневой краской. Мы раскрашивали ствол краской, а крону делали в нескольких техниках: обклеивали пластилином (лепешки с одной стороны, размазывали пластилин с другой стороны), разрисовывали красками, рвали гофрированную бумагу и приклеивали кусочки. 


А как шуршат у нас листья? Берем шуршащий пакет, изображаем опавшие листья под ногами.

Эхо лесное, спросить могу? Ау-ау-ау!

Куда это листья лесные пропали?

Опали-опали-опали:

Птички певички, давно ли галдели?

Летели, летели, на юг улетели:

Белки и зайцы, про вас не знаем?

Линяем, линяем, линяем:

Так что же творится в лесу? — спросим.

Осень, осень, осень.

«Танец с осенними листьями» («Шербургские зонтики»).

Мы – деревья (качают руками)

Ноги – корни (руки опущены)

Тело – ствол большой и сильный (проводят руками по телу снизу вверх)

Наши ветки ветер клонит (качают руками)

Пляшут листья в небе синем (машут кистями рук).

Принесенные с улицы листики можно разложить, начиная от самого большого к самому маленькому. Тут Даша справилась на 5 минут. так быстро и четко все разложила, я только успевала радоваться.


Можно поиграть и с квадратами Никитина. Ну вот люблю я их )) Сказать малышу, что это листики, которые слетели с дерева, нужно подобрать «листики» с одного дерева и тогда получится необычная фигура. Необычная для дерева 😉 Тоже поиграли с удовольствием. Самое удивительное, что пазлы Даша не любит и не собирает их,  а квадраты собирает за 5 секунд каждый и с таким интересом и радостью, что я теряюсь в догадках, почему пазлы не идут. 

Еще бы наряжали наше дерево листиками из набора 100 цветов. Вот такое оно у нас получилось. будем обновлять каждый день его.


  Еще одним явным признаком осени является дождь.

Природа плачет, ей сегодня грустно-

Наверно, не хватает теплоты…

А может, плачет, что в садах уж пусто,

Что птицы не поют и не цветут цветы.

Взгрустнулось ей по песням соловьиным,

По разноцветью трав, по зелени лугов,

Где нежный трепет крыльев стай пчелиных,

Разносит нежный аромат цветов…

Грустит природа – ведь она живая!

И ей, порой, присущи качества людей —

Дождинки-слёзы часто проливая

В воспоминаниях уже ушедших дней…

Но жизнь течёт, сменяя состоянья…

Что дождь, что слёзы – это всё пройдёт!

Уйдут дожди, а солнышка сиянье

Всё отогреет – чудо вновь произойдёт!

Представьте, что пошел дождик. Сначала он был маленьким. Как он капал? Тихонько стучим по столу. Вот пошел ливень. Как он капает? Сильно стучим ручками. Потом начали стучать по металлофону в разном темпе, а Даша еще и песенки потешки про дождь при этом петь начала.

Прочитайте малышу сказку, которую капельки сами о себе рассказывают.

«не думайте, что мы ничего не делаем, — зажурчали капельки вместе. Напротив, мы никогда не знаем покоя и трудолюбивее муравьев, которые вечно строят свое жилище. Наработавшись в волю в облаках, в траве в листьях, которые мы так освежаем, напоив растения, животных, людей, мы спешим в ручей, а по дороге вертим мельничные колеса и носим лодки, из ручья бежим в реку, из рек в широкое безбрежное море. Тут-то, кажется. Можно было нам отдохнуть и успокоиться, но лучи солнышка пригреют нас и превратят в легкий туман.  Поднявшись высоко, мы станем облаками и понесемся по небу, пока не найдем места, где снова ожидает нас работа. Мы работаем без устали и не скучаем: нам весело оттого, что мы поим растения, животных и людей!»

А что остается после дождя? Лужи

Лужи. Разложите на полу листочки бумаги. Скажите ребенку, что это лужи. Предложите ему перебраться на другой конец комнаты, не наступив на лужи. Иначе ножки могут намокнуть.

Предложите малышу с помощью колокольчика сыграть музыку дождя.

Капли просят: «Тише, тише…

На прогулку дождик вышел».

Мы будем играть негромко, чтобы не испугать дождик. (дождик будет идти то, сильнее, то тише. Значит, и звучать колокольчики будут то быстро, то медленно. «Слушай, какой у меня дождик, и изобрази такой же». Играйте то медленно, то быстро. «Дождик капает быстро» – играйте подняв колокольчик над головой,  «Дождик идет медленно» – ударяйте  колокольчиком по ладошке

Играть на колокольчиках можно под  пьесу Любарского «Дождик».

Занимались творчеством вот так. На мольберт прикрепили листья на пластилин, собранные накануне, взяли акварель, зубную щетку (старую) и стали разбрызгивать щеткой акварель на мольберт. Когда весь лист был забрызган. мы открепили листики и получилась вот такая красота.

Играем с мячом

Называйте малышу предмет в единственном числе, а он должен назвать его во множественном. Например: зонт – зонты, лист – листья, дерево – деревья, туча – тучи, гриб – грибы, сапог – сапоги и т.д. Игра пошла на ура. Даша сама потом уже предалагала слова, которые говорила и в единственном и во множественных числах.

Игра «Что лишнее»

Мама называет несколько слов. Ребенок должен услышать и сказать, какое слово лишнее.

Сентябрь, октябрь, ноябрь, июнь.

Капуста, морковка, ананас, свекла.

Дождь, капли, лужа, листья

Тут немного пошло по сложнее. На слух лишнее она определяет хуже, чем лишнее по картинкам.

Еще одна примета осени – туман. Туман — это облако у поверхности земли. Нет никакой разницы между туманом и облаком в небе. Когда облако находится у поверхности земли или воды, мы называем его туманом. Обычно туман образуется по ночам и рано утром в низинах и над водоёмами. Он связан с холодным потоком воздуха, который опускается на тёплые поверхности суши или воды. Утром холодный плотный белёсый туман молочного цвета постепенно начинает испаряться, оставляя капельки росы на траве. Чаще всего туманы бывают осенью.

Почитайте сказку Ёжик в тумане или посмотрите одноименный мультфильм. 

А вот такой рисунок, который Даша назвала Осенний лес она нарисовала еще до болезни в Школе искусств, в которую мы теперь ходим.

Выбрать развивающие материалы для скачивания в зависимости от возраста ребенка

Неделька Осень (2,7 года).

Неделька Осень (1,7 года)

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с моего письменного согласия. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены. Автор: Костюченко Мария. «Учимся играя»
Запись опубликована в рубрике времена года, Дневник Даши, Тематические занятия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

29 комментариев на «Тематическая неделя Осень. Приметы осени»

  1. Tania_in_Delhi говорит:

    Утащила себе в «Ресурсы» — интересно и творчески.

  2. Olga 0207 говорит:

    Маша, здорово! Как раз сегодня принесли листья с прогулки для аппликации — прямо сейчас и порисуем листиками. 🙂

  3. Ангелина говорит:

    Маша, вот это супер занятие! Так все интересно, использую его для своего сынишки.Спасибо.
    А Даша какая молодец, столько замечательных творческих идей воплотила, так ярко, интересно.Молодец!
    Написала анонс.

    • Мария говорит:

      Ангелина, спасибо за анаонс. Дашка молодец! Она вообще творчество любит (ттт). Если раньше я старалась больше материала дать карточками или заданями, то сейчас пытаюсь все через творчество. Ее интересы меняются и предпочтения тоже. приходится подстраиваться 🙂

  4. Мария Шкурина говорит:

    Маша, сколько идей! Правда у нас ещё осень толком не началась, но про кое-что уже можно будет поговорить. Особенно мне понравились идеи, как использовать листья в творчестве.
    Желаю Даше скорейшего выздоровления!

    • Мария говорит:

      Мария, мне кажется, что когда климат не такой разнообразный, как в нашей полосе, то некоторые вещи объяснить сложно. получается, что для нас осень, то другим уже зима ))) Я помню у меня у подруги друг приехал в гости из Испании поздней осенью и стал жаловаться. что Зима у нас жуткая, а она ему и говорит, что зима то еще и не начиналась )))

  5. Julia Sh говорит:

    Занятие, как всегда, отличное! Спасибо! Про лишнее — это наши любимые задания, даже на слух. Что-то я про них подзабыла. Сейчас поиграем в них перед сном, а этот пост прочту Рите в четверг, у меня выходной будет. Думаю, ей многие идеи понравятся, тоже будем воплощать 🙂
    Очень понравились ваши поделки, а фото с Дашенькой — просто чудесные! 😉

    • Мария говорит:

      Юля, спасибо! Надеюсь Рите понравится 🙂 А Дашку я стараюсь фоткать постоянно. Она сама тоже теперь увлеклась фотографией. Я нашла дома старый пленочный фотки, так она теперь все фотографирует и ракурс выбирает. жалко, что пленки там нет. А на цифровой маленький не хочет фотографировать

  6. Лиза говорит:

    Маша — я в полном восторге!!!! Вот это да!!! Пошла выискивать что уже сейчас можно у тебя прибрать к рукам! Отдельное спасибо за ссылочки внизу, пошла смотреть.
    Есть только одно НО! Осень у нас наступит только Зимой :), хорошо если в декабре… Так что у нас только два сезона. А желтых листьев днем с огнем не сыщешь…

    • Мария Шкурина говорит:

      Лиза, вот и у нас примерно так же. Прочитала тут Машиных идей и думаю, где бы теперь листья доставать. 🙂

    • Мария говорит:

      Лиза, Маша. а вы их нарисуйте и раскрасьте акварелью в мокрой технике, потом скотчем можно обклеить. для надежности и у вас будут листики. А можно и настоящие акриловыми красками или пальчиковыми раскрасить 🙂

  7. Morskaia говорит:

    Очень все здорово! Понравились очень ваши деревья и забрызганный рисунок. Забрызгивать мы любим, надо нам так что-нибудь нарисовать:) А Даша за работой такая уже взрослая кажется:)

    • Мария говорит:

      марина. я вообще на нее смотрю, и так она быстро растет, мне кажется. А когда рассуждать начнет, думаю. что ей уже пяток годков-то есть 😀

  8. Галина говорит:

    Отличное занятие! Спасибо, Маша!
    Как раз сейчас осень набирает свои обороты и мы носим листья с прогулками букетами. Подсмотрела много идей, что с ними сделать.
    Мы еще любим рисовать кленовыми листьями, получаются замечательные отпечатки. Это для нас самое осенне занятие. Что получается я писала в статье «Ставим отпечатки листьями» http://azbuka-uma.by/v_otpechatki_klen/
    Если Вы не пробовали так рисовать, очень надеюсь, что Даше понравится.

    • Мария говорит:

      Галина, спасибо большое! Мы так в прошлом году рисовали, поэтому чейчас решили что-то новое попробовать.
      А вот тут я как раз про рисонок такой писала (в самом конце поста) http://earlystudy.ru/?p=3628

      • Галина говорит:

        О! А я про это занятие я не читала. Столько новых идей. Обязательно попробую повторить с младшей. Она уже интересуется, хотя и не так активно, как старшая в этом возрасте. Все таки они у меня разные.
        Спасибо!

  9. Маша, ну вот какие же классные у вас занятия!) Заходи в гости;-)

  10. Юля и Латишка говорит:

    Машуль, замечательная неделька!
    Мы с Латишкой всегда столько всего интересного у Вас находим!
    Благодарю!!!!
    Ты очень талантливый человек!!! Я просто влюблена!

  11. Ирина говорит:

    Потрясающая неделька! Яркая, веселая, добрая, умная! Спасибо! Столько идей ! И чУдные стихи! Мария — Вы талант!

  12. N.S. говорит:

    БЕСПОДОБНО
    Казалось бы всё гениальное просто, но здесь ещё настолько логично, доступно, лаконично и как ниточка на клубочек наматывается, а клубочек знаний растёт!
    СПАСИБО!!!

  13. Наталия говорит:

    Огромное спасибо за возможность прикоснуться к Вашему труду и таланту!!!Идеи прекрасны, хочется порадовать себя и ребёнка их воплощением.Желаю Вам вдохновения,радости и сил:-)

  14. Светлана говорит:

    СПАСИБО!!! СПАСИБО!!! СПАСИБО!!!

  15. Татьяна говорит:

    С удовольствием прочитала ваши материалы из архива. Почерпнула для себя несколько идей для вдохновения. Спасибо за рассказ. Вы с дочуркой молодцы!

Добавить комментарий для Галина Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *