Тематическая неделя Осень ( 3-5 день)

Продолжаем разговор об осени и нашу тематическую недельку. 

3 день.

Обозначить ребенку, что сегодняшний день будет посвящен осеннему месяцу по имени Октябрь и оранжевому цвету. 

 Расскажите ребенку об этом месяце.

Октябрь — середина осенней поры, этот месяц называют «листопадом» потому, что с деревьев опадают листья. Часто идет холодный мелкий дождь, небо заволакивают серые облака. По ночам бывают заморозки. Звери в лесу продолжают готовиться к зиме: утепляют норы, пополняют кладовые, меняют летние шубки на зимние. Улетают в теплые края перелетные птицы, а воробьи, вороны, сороки, дятлы, синицы остаются зимовать в наших краях. На осень и зиму многие из них перебираются поближе к человеческому жилью.

Посмотрите с ребенком галерею фотографий, посвященных данному месяцу и обсудите каждую картину в 2 предложениях. 
Во время комментариев фото прочитайте стихотворение: 

Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?

 Расскажите малышу, что осенью продолжают собирать урожай с полей и огородов, который начали убирать еще в конце лета. Посмотрите карточки с изображением овощей, фруктов, ягод и т.д. мы играли в самодельное лото. 

 Тематическое занятие ОсеньВспомните про оранжевый цвет и поищите плоды данного цвета или его оттенков (морковь, персик, тыква и т.д.).  В течение дня ищите предметы оранжевого цвета и складывайте на заранее приготовленное для этого место.

Прочитайте сказку мужик и медведь (Вершки и корешки) и поиграйте в игру «вершки и корешки». Выложите в ряд перед ребенком набор овощей и попросите разложить карточки по разным стопкам (у кого съедобные вершки, у кого – корешки). Если ребенок еще совсем маленький и не может это задание выполнить самостоятельно. То помогайте ему задавая наводящие вопросы или подсказки, но не в лоб, а чтобы он подумал. (ex: вершки — перец, томат, огурец, петрушка, салат, щавель, капуста. Корешки – картошка, морковь, редис, репа, свекла, редька, чеснок; и еще один универсальный овощ – лук) 

 Поиграйте в различные лото: Урожай – найти рамочки по силуэту для овощей и фруктов, цвета – найти все оранжевые картинки Даша некоторые рамки подбирает за секунды, а с некоторыми (на мой взгляд очевидными сидит по долгу). 

Поиграйте в пальчиковую игру «мы капусту рубим» (по ходу стишка изображайте ручками все движения)

Мы капусту рубим, рубим

Мы капусту солим, солим

Мы капусту трем, трем

Мы капусту жмем, жмем

Прочитайте оранжевую сказку (сказки можно найти тут)
 Во время творческого занятия вы можете на разных листках бумаги А4 рисовать контуры плодов осени с разбивкой на группы: сладкие, кислые, горькие, желтые, зеленые, оранжевые, круглые, овальные и т.д.) Ребенку же предлагать закрасить их внутри контура, а потом попросить, чтобы он вам показал различные группы. Чтобы вкусовые слова оставили след в памяти можно дать ребенку капельку лимонного сока (при рисовании кислых овощей), мармеладку (при сладких) и т.д. 
Попробуйте полепить самые простые овощи и фрукты из пластилина. Даша лепила мне колбаски и шарики, втыкала ежику спички, так что это тоже коллективное творчество. 

Расскажите малышу, как звери наряжаются в зимние шубы.

Все звери с наступлением осени меняют плохонький, редкий летний мех на зимний — густой и тёплый.  Посмотрите, в какую чудесную пушистую ярко-рыжую шубку нарядилась лисица. К ноябрю она окончательно вылиняет, оденется по-зимнему.
Перелиняла и хлопотунья белка. Её зимний мех не только пушистее и теплее летнего — он другого цвета.  Белый зимний наряд надели заяц-беляк и ласка. У этих зверьков летний мех рыжевато-бурый.  У одних порыжев, у других потемнее, но в общем у всех у них он отлично подходит под цвет зелени, прошлогодней травы и опавших листьев. Легко им было прятаться летом и осенью в кустах и густом бурьяне.  А теперь, к зиме, зверьки оделись в белоснежные шубки. В сугробах снега их ни за что не увидишь.

 Посмотрите картины известных художников, нарисованные в оранжевых тонах
— джорданс Сезанн (Дашке очень эта картина понравилась, она несколько раз листик в альбоме на нее переворачивала и все пальчиком в нее тыкала)
— Крестьянский дом в Арли гоген
— Гавань в Трувилле Моне
— натюрморт с цветами Гоген
— натюрморт с яблоками сезанн
— стог сена на закате Моне Клод

День 4.

Обозначить ребенку, что сегодняшний день будет посвящен осеннему месяцу по имени Ноябрь и красному цвету. Расскажите ребенку об этом месяце 

Ноябрь — последний месяц осени. Листья с деревьев облетели, травы пожухли, цветы завяли. Пышный пестрый ковер из листьев укрывает землю. Небо почти все время затянуто свинцовыми облаками. Часто идут холодные, долгие дожди со снегом. Появляется лед на лужах, промерзает земля, ночи холодные и уже мороз. Это пора в самом конце осени называется предзимьем. Тихо и пустынно в лесу, не слышно птичьих голосов, попрятались в норы и дупла лесные жители. Медведь перед снегопадом прячется в берлогу. Всю долгую зиму косолапый будет спать. Ежи, барсуки и полевые мыши попрятались в норы.

Посмотрите с ребенком галерею фотографий, посвященных данному месяцу и обсудите каждую картину в 2 предложениях.  Во время комментариев фото прочитайте стихотворение:

Поле черно-белым стало:

Падает то дождь, то снег.

А еще похолодало-

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц подскажи?

 Тематическое занятие ОсеньВ течение дня ищите предметы красного цвета и складывайте на заранее приготовленное для этого место.

Прочитайте красную сказку

Поговорите с ребенком на тему труда осенью. Вспомните, что в деревнях и на полях осенью убирают урожай, а вот что же делают в городе? В городских парках высаживают молодые деревья и кустарники. Нижнюю часть дерева белят известью. Побеленные стволы не будут грызть зайцы (это в большей степени замечание для сельских мест). Осенью плодовые деревья хорошо поливают. Это помогает им перенести морозы и дать на будущий год хороший урожай.

Прочитайте рассказ Ушинского «Гуси»

Вася увидел вереницу диких гусей, которые неслись высоко в воздухе.
Вася. Могут ли также летать наши домашние утки?
Папа. Нет
Вася. Кто же кормит диких гусей?
Папа. Они сами отыскивают себе пищу
Вася. А зимой?
Папа. Как только наступает зима, дикие гуси улетают от нас в теплые края, а весной возвращаются обратно
Вася. Но почему же домашние гуси не могут летать так хорошо и почему не улетают они от нас на зиму в теплые края?
Папа. Потому что домашние животные потеряли уже отчасти прежнюю ловкость и силу, и чувства у них не так тонки, как у диких
Вася. Но почему это случилось с ними?
Папа. Потому что люди о них заботятся и отучили их пользоваться собственными силами. Люди должны стараться делать сами для себя все, что только могут. Те дети, которые полагаются на услуги других и не приучаются делать себе все, что только могут, никогда не будут сильными, умными и ловкими людьми
Вася. Нет, теперь я буду стараться сам все для себя делать, а не то пожалуй, и со мной может сделаться то же, что и с домашними гусями, которые разучились летать.

 Послушайте голоса птиц

Поговорите с ребенком, покажите ему (если есть дома), что как готовится к зиме человек.

  • собирает в лесу ягоды и грибы
  • варят варенья, компоты
  • готовят соленья, салаты
  • сажают молодые саженцы и зимние цветы
  • побеливают и поливают деревья
  • покупают зимнюю одежду и обувь

 Поиграйте в ролевые игры, оденьте куколку тепло, чтобы она на улице не замерзла, покормите ее собранным урожаем и положите спать. Обыграйте отход ко сну стихотворение с игрушками (хорошо, если есть перчаточные куклы). Так как теплой одежды для куклы я сшить не успела. то наряжали ее в дашкину одежду, получилось очень смешно )))

Из природного материала (шишки, желуди, каштаны и т.д.) попробуйте сделать какие-нибудь фигурки (поделки) и поиграть с ними.

Посмотрите картины известных художников, нарисованные в красных тонах

  • день лета Шагал М.З.
  • Зал греческой скульптуры Ухтомский
  • Мадонна с младенцем Чима да Конельяно
  • маки в долине Моне
  • Натюрморт с хризантемами Моне
  • Старая Москва Юон Константин

 Прочитайте рассказ «Почему ноябрь пегий?»

Высунулась из-за леса снеговая туча, наделала в лесу переполоху! Увидал тучу заяц-беляк, да как заверещит.:
— Скорей, туча скорей! Я давным-давно белый, а снегу всё нет да нет! Того и гляди охотники высмотрят.
Услыхала туча зайца и двинулась в лес.
— Нельзя, туча, назад, назад.! – закричала серая куропатка. — Землю снегом засыплешь — Что я есть стану?
Ножки у меня слабые, как я до земли дороюсь? Туча двинулась назад.
— Давай вперед, нечего пятится,! – заворчал медведь. Засыпай мою берлогу скорей! От ветра и мороза укрой, от глаза чужого спрячь.! Туча помедлила и опять двинулась в лес.
— Стой, стой! – завыли волки. Насыплешь снегу — ни пройти, ни проехать, А нас , волков, ноги кормят!
Туча то вперед, то назад, то посыплет снежком, то перестанет. Потому-то я ноябрь и пегий, то дождь, то снег, то мороз, то оттепель. Где снежок белый, где земля черная. Ни зима, ни осень.!

 Поиграйте в белочку, которая готовит запасы для зимовки. Насыпьте в миску фасоли разного размера и цвета, добавьте грецких орехов (в скорлупе), небольших шишечек, желудей и попросите малыша все рассортировать, чтобы белочке зимой удобнее найти припасы было.

Игра «Солнышко — Тучка»

Заготовить из цветной бумаги солнышко и тучку (я использовала заготовки для игр с прищепками). Показываем солнышко и просим ребенка сделать ему лучики, говорим: «выдался теплый осенний денечек, дети гуляют в парке, собирают красивые листья….» Ребенок гуляет (берем заготовку от мальчика и девочки и делаем им ручки и ножки)

Показываем тучу, говорим: «а сегодня пасмурный денек, набежали тучки, вот-вот пойдет дождь…» Ребенок прячется под зонтик (зонтик тоже можно нарисовать) и начинается дождик (с помощью прищепок изображаем дождь из тучки). Вот тут шаблоны для прещепок показаны.

День 5.

Скажите ребенку, что сегодня вы вспомните все, что узнали за эти дни об осени.

 Распечатайте карточки с названиями месяцев и попросите малыша выложить их в нужном порядке. Дашка с этим заданием справилась правильно (хотя я сомневалась, что она сможет)

 Спросите или попросите показать те цвета (на карточках), которыми характеризуется осень (желтый, оранжевый, красный). Попросите малыша из оттенков этих цветов выложить осеннее дерево (прям из карточек).

 Вспомните признаки осени (Желтеет и опадает листва. Улетают птицы. Готовятся к зиме звери и т.д.). посмотрите фото для каждого признака. Пусть ребенок покажет где какой признак изображен.

 Посмотрите презентации на тему осень (их в интернете очень много, у меня ссылок не сохранилось к сожалению)

Далее можно вернуться к цветам и поиграть с помощью них в смену времен года (чтобы еще раз подвести ребенка к тому, что осень не единственная пора, есть и весна и лето и зима). Попробовать с помощью цветных карточек отобразить настроения в прироже по временам года.

Посмотрите презентацию Осень в картинах известных художников 

Разложить на полу квадраты Никитина и сказать, что это прошел листопад из листиков очень необычной формы. Но листики волшебные и если правильно найти пары (тройки) листов, то они могут чудесным образом сложиться в квадратики, из которых можно выложить сказочную дорожку (как в Волшебнике изумрудного города – дорога из желтого кирпича). 

 Вспомните про деревья и поиграйте в лото (дерево-лист-плод).

Прочитайте рассказ Художник и клен.

Уф, все! В этом году нужно придумывать что-то новое и более разноплановое. Надеюсь, что у нас получится.

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с моего письменного согласия. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены. Автор: Костюченко Мария. «Учимся играя»

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Вам будет интересно:

Запись опубликована в рубрике времена года, Дневник Даши, Тематические занятия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

14 комментариев: Тематическая неделя Осень ( 3-5 день)

  1. Вот это да!!! Глобально, впрочем, как всегда. Маша, ты достойна первого приза. Надеюсь жюри это оценят.

    • Мария говорит:

      Маша, спасибо! Пытаюсь на этот год глобально такж е сделать, но никак не доходят руки, дашка засранка не спит днем и не дает мне дополнительные пару часов 🙂

  2. Ангелина говорит:

    Мария, я в восторге!!!Вы-Молодец!!! Вы такая творческая мама, ой я еще , наверно много-много раз это повторю.
    Написала анонс в коллективный блог для ДЭ.Спасибо за чудесный интересный материал.

    • Мария говорит:

      Спасибо! Я кастати так пыталась повторить остальные времена года, но почему то они так не получаются. Зима у меня есть, но там поменьше всего, а лето и весну так и не сделала. Надо будет в этом году точно собраться с мыслями. Хотя весной я уже работать буду (((

  3. Лена говорит:

    Так интересно, даже жаль, что и я, и ребёнок вышли из возраста таких занятий! И ещё мне показалась очень интересной мысль наделить каждый месяц года своим персональным цветом. Только я, почему-то, никак не могу для себя ассоциировать ноябрь с цветом красным! В ноябре, даже его начале, у нас ложится снег.
    Маша, очень здорово! Чем-то напомнило знаменитую державинскую цветопись! 🙂

    • Мария говорит:

      Лена, спасибо! Только мы не наделяли каждый месяц своим цветом. Просто я разбила цвета осени на три дня, чтобы интенсивнее можно было заниматься. А красный совпал с ноябрем, но между собой они не связаны, цвет связан с Осенью целиком

  4. Olga 0207 говорит:

    Маша, потрясающе! Моя Даша увидела твою Дашу на фото и сказала: «Я хочу с ней поиграть!» 🙂

  5. Гульшат говорит:

    Мария, как прекрасно вы все придумали, молодцы! Возьмем на заметку) Думаю, первое место за вами!

  6. valentina говорит:

    Здравствуйте Мария!
    Очень благодарна Вам за чудесные идеи.
    Вы СУПЕР МАМА!
    Всего Вам хорошего, удачи .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *