Сегодня первое сентября, сегодня день перемен, день знаний. И мы не исключение! Мы готовы к переменам и к новым открытиям. Последние недели я много читала. Читала о том, как научиться открывать ребенку неизведанный мир искусства и творчества. До настоящего момента мне казалось, что я все делаю правильно, а сейчас… сейчас настало время перемен!!!
Я не знаю, как объяснить словами то, что я почувствовала, прочитав книги Елены Макаровой, но могу сказать точно мой мир перевернулся. Первый вопрос, который возник в моей голове, почему я не прочитала их раньше? Но, главное, что я прочитала их сейчас.
Расскажу немного о наших «творческих» занятиях, которые были у нас до настоящего момента. Я продумывала их, я старалась научить Дашульку разным техникам, показать разные возможности и свойства материалов. Я думала, что приношу ей пользу. Мы начали рисовать и лепить около года. Начали с пальчиковых красок, потом попробовали гуашь, акварель, пластилин, тесто, массу для лепки и много много всего (мелки, карандаши, пастель, фломастеры… перечислять можно долго). По началу я дала ей полную свободу действий, чтобы она смогла почувствовать материал, чтобы поэксперементировала с ним. Мне бы на этом остановиться и дальше просто направлять ее и наблюдать, но я решила, что рисовать кружочки и палочки не меннее важное занятие, чем проникнуться творческим процессом. Мы учились рисовать внутри контура, мы учились рисовать определенные объекты, фигуры, образы, но!!!!! Я не учла одного, что это были те образы и объекты, котоыре жили в моей голове, я не давала Даше возможность нарисовать свою квадратную и розовую елку, ведь она должна быть зеленой и треугольной!!!!!
Мы рисовали открытки в подарок и различные сюжеты, которые родились в МОЕЙ голове, ведь ЕЁ сюжеты были абстрактны, а мне хотелось красоты. Я показывала что и как рисовать на листе бумаге, а она не спорила со мной и рисовала! Да, ей было интересно, я все обыгрывала тематическими занятиями, сказками и стихами, разыгрыванием моментальных сказок с помощью красок и пластилина, но она следовала за моими мыслями, когда должна была воплощать свои.
Я давала ей свободй действий, но чаще просила рисовать то, что хочу я! Я была не права!!!! Я это осознала.
Вот с этих строк начилось мое перевоспитание.
» — Что у меня в руках? Пластилин? Согласна. Это действительно пластилин. Но необычный, с секретом. В нем спрятан слон. Настоящий. Вот, кажется, его уши. А вот я нашла хобот. И ноги появляются. Какой ленивый слон! Еле освободил свои задние ноги. Ну, наконец-то! Поздоровайся-ка с ребятами. (Слон склоняет пластилиновое ухо.) Что-то он грустный. Хорошо бы ему заиметь друга. Иди-ка, слон, проверь у ребят в коробках, не спрятался ли там кто-нибудь. Вот оно что! Оказывается, у каждого в коробке, в заколдованном брикете лежит слон.
Дети прикладывают пластилин к уху и слышат стон замурованного слона. Вслед за мной они неверными, слабыми пальчиками вытягивают хобот. Он открывается, и я предупреждаю, что желательно все-таки обращаться со слоном осторожно, не причинять ему боли.
В четыре года ребенок способен вовлечься в любую игру и переживать ее подчас глубже и серьезней, чем реальную жизнь. Для детей, которые еще и шарика толком не умеют скатать, вылепить слона дело нелегкое. Из-под их пальчиков выползают диковинные звери, имеющие со слоном далековатое сходство. Но дети уверены, что это слон. Они показывают друг другу свое сокровище и радуются: «Слон появился!»
Но что скажут папы и мамы?
— Может, это кошка? — робко интересуется мама восторженного мальчика.
— Да нет же, это слон. Я его нашел.
— А…— тянет мама и, оборачиваясь ко мне, шепчет: — У него одни фантазии. Нарисует какую-то загогулину, а наплетет про нее вагон,— говорит она, превращая на глазах сына «слона» в лепешку.
— Что ты сделала! — кричит мальчик.— Зачем ты смяла?!
— Он лег спать,— утешаю я мальчика.— Придешь домой, откроешь коробку и поможешь слону проснуться.
— Слоны сплющиваются, когда спят? — с надеждой спрашивает мальчик.«
Я еще ни раз улыбалась и плакала, пока читала, читала и читала. Каждый день я только и думала, как мне измениться, как научиться не давить на ребенка во время творческого процесса, как помочь раскрываться ему самому.
Я даже написала автору этой книги и описала наши творческие занятия. Знаете что ответила мне Елена?
«Учитесь рисовать и лепить у своей дочери. Попробуйте нарисовать то, что она нарисовала. Воспроизвести ход ее мысли, а не свой. То же и с лепкой. Для вас это будет открытием мира Даши, а не покрытием ее мира своим.»
С одной стороны так легко и просто, а с другой… Я буду стараться. Честно!!! Возможно иногда мы будем делать что-то с моей помощью, но я буду стараться не вмешиваться в ее мир творчества и фантазии.
Естественно, что я не успокоилась на этом и пошла дальше. Я записалась в студию Маши Красной (студия работает по методике Юры и Лины Красных), а еще на семинар Алексей Лельчука, на котором он будет учить работать с глиной родителей. Я давно мечтала лепить с Дашей из глины (сама очень люблю этот материал, он живой, как будто он духом земли пропитан). Причем я летом добыла на огороде очень много глины, практически перед тем, как начала читать книги Елены, а потом нашла семинар Алексей и поняла, что пора!!! Так что буквально через месяц стартуют все проекты, которые, я надеюсь, помогут мне научиться лучше чувствовать творческий дух моей малышки.
Мария, я очень рада, что ты пришла к этому осознанию. Я прочитала книги Елены Макаровой буквально месяца четыре назад. Не скажу, чтобы у меня что-то сильно перевернулось — я где-то также чувствовала на уровне подсознания. Но эти книги просто вдруг сделали для меня многое понятным и расставили все по местам. Как будто пазл сложился)))
Желаю новых творческих свершений и расширения горизонтов!!!
Женя, спасибо большое! Я думала, что всегда предоставляю Даше свободу и все такое, а сейчас поняла, что сбода то есть, но ее недостаточно! Надо все-равно сдвинуть приоритеты и изменить подход. Я думаю, что у нас с ней все получится. )))
Я книгу не читала, но как-то услышала в телепрограмме о том, что не надо мешать малышам творить 🙂 Что они должны пройти через эти все загогулины, понятные только им. Да, я тоже направляла ее в наших творческих занятиях, но когда Лера сама хочет порисовать-полепить, я ей не мешаю 🙂
Спасибо за книгу, захотелось прочитать 🙂
Таня, на всякий случай напишу название книг, которые я прочитала:
— освободите слона
— лето на крыше
— в начале было детство
Если не ошибаюсь. то они собраны в сборнике «Как вылепить отфыркивание» (но могу ошибаться)
Спасибо 🙂
Маша, как хорошо, что ты затронула эту тему! очень важный вопрос: дать ребёнку свободу в творчестве, да и в жизни в целом — в поступках. в выборе своего пути, друзей и так далее или диктовать ему свою волю, своё видение целого мира или какого-нибудь конкретного слона? Что лучше? Порой нам, умным и опытным мамам, кажется. что лучше будет, если дочка будет сразу всё делать правильно, не допуская ошибок, не набивая шишек. Но если она будет развивать собственный талант, даже шишки пойдут на пользу. Мне тоже бывает очень сложно, когда дочке, например, задано сочинение. и она выписывает какие-то нелепые, на мой взгляд, фразы, подбирает неточные метафоры. Раньше я немедленно вмешивалась, чтобы сразу делать всё набело, без ошибок и по-моему. Но это неверно, ведь так? И сейчас я полностью за свободу творчества, пусть пишет, как видит она, как нравится именно ей. а не мне.
Спасибо. и удачи вам!
Лена, ты права! А самое главное убедить в этом себя. Точнее даже не убедить, а умерить свой пыл, что ли. Порой очень сложно удержаться от «правильного» совета «как надо». А кому надо? мне? ей? В общем получается, что снова мы учимся у наших детей! Хотя хочется верить, что они тоже учатся у нас самому хорошему 😉
Мария, Ваша статья и для нас актуальна .Я уже тоже об этом думала.Сейчас лепить еще сынуля может, как мне хочется.А вот рисовать хочет только как сам представляет, со мной рисовать вообще с недавнего времени не желает.Например листики осенью у нас были и синие.Я говорю, что обычно листики бывают осенью желтые, зеленые, оранжевые и красные, но наверно в сказочной стране бывают и синие.Только вот не знаю, правильно говорю или нет.
Ангелина, так это здорово, что у малыша фантазия так работает )))
Очень важная тема, Маша! Всё время держу это в голове. Я из тех мам, кто даёт ребёнку много свободы. И, наоборот, лишь недавно (благодаря тебе и Сесиль Лупан) начала осознавать, что могла бы в некоторых вопросах задать более чёткую направляющую ходу мыслей дочки.
Оля, вот так мы всю жизнь баланс и будем искать 😉
Мария, и для нас эта тема актуальна сейчас 🙂
С творчерством я как раз старалась не лезть, чтобы исправить или направить: как она нарисовала, как приклеяла или закрасила — все так и оставалось ее работой, ее видением. И оно меня всегда поражает своей глубиной. Но если в творчество я стараюсь не проникать, то в остальной жизни я замечаю себя уже после одергивания в попытке уберечь дочку от ошибки. Где-то месяц назад я остановилась, и теперь крепко стискиваю зубы каждый раз, когда вижу ошибку. В конце концов, это ее ошибка и ее жизнь. На прошлой неделе дочка пошла в детский сад, и я вижу, как начинается ее собственная самостоятельная жизнь — вдалеке от меня и от моих советов. И я скажу, большого труда стоит держать себя в руках и не лезть в жизнь ее без приглашения.
Так что тема свободы для ребенка затрагивает не только сферу творчества, но и глобальных взаимоотношений с ребенком. Нахождение этого балланса между свободой и влиянием — очень тонкая работа, которая и называется материнство 🙂 Спасибо, Мария, за напоминание об этих важных вещах, и удачи всем нам найти свой балланс!
Ирина, вы правы, зубы иногда приходится стискивать, но ради наших малышей можно потерпеть 😉
Так и до кариеса недалеко 😉
😀 😉
Да, тема непростая… Я очень старалась развить в ребенке творческую жилку, чтобы он в обычном видел необычное. Не думаю, что меня заимал результат, всегда было интересно делать. Так было, но интернет меня испортил…:-( Я не знаю почему, но огромный пример и твой Маша не исключение принес в меня желание делать «отличные работы» с детьми. Такое ощущение, что я не могу теперь допустить, чтобы мои дети делали каляки-маляки, ведь на них будут смотреть люди, кому-то понравится, захотят повторить. Детям приятно, что их работы оценивают положительно, они поучабт маленькие подарочки, но сам процесс изготовления уже не такой легкий и сказочый, как было раньше…:-((
Свет, я этот период пережила. Я в принципе сложный человек по жизни, мне либо на 5+, либо никак. Но сейчас я стараюсь себя перебарывать. Боюсь испортить то чувство, которое должен получать ребенок от творчества, не от результата, хотя он тоже важен, а от процесса. Ты почитай макарову, если время найдешь. Освободите слона я за 2 часа прочитала. Пищи для размышления очень много. Правда, мозг в нужное место встает. Я решила сейчас баланс для себя найти. Редко редко буду делать с ней работы творческие красивые, скажем так (крайне редко), все остальное время только свободное творчество, если попросит, буду помогать, а так получается это ее творчество под моим чутким взором — я этого не хочу. Так что пусть лучше будут каляки-маляки, но осознанные.
Не знаю, на сколько ответила на твой комментарий, но пока у меня только все встает по полочкам, надеюсь, когда курс на который я записалась начнется, у меня все более менее упорядочится. Тогда можно будет к разговору вернуться более подробно и уже подкованными 😉
Ты, как всегда, Маша, настоящая! И любовь твоя к дочке такая же чистая и настоящая! Интересная статья, в ней все твои чувства и эмоции, все твои желания. Знаешь, да, я тоже стараюсь не вмешиваться в процесс творчества, но и считаю, что ребенок должен все уметь. И творить, показывая свое видение мира. И уметь делать что-то по шаблону. Возможно, я смотрю глазами учителя. Ведь очень часто бывает, что дети, слышащие лишь одобрение и восторг от собственных деяний, переносят все это в жизнь. И их очень трудно потом разубедить, что аппликация сделанная наспех, с клеем по краям и оборванными концами — не всегда показатель творчества, а может быть просто результатом неаккуратности. Как-то так. Возможно, я неясно выразила свои мысли.
Большой привет тебе с Блоги мам!)
Танюш, спасибо что заглянула. Я сейчас как раз пытаюсь найти некий баланс. Пока двигаюсь на ощупь, но очень надеюсь, что когда начнется он-лайн школа Маши Красной, в которой она учит заниматься с детками творчеством, у меня сформируется более менее правильное направлениев занятиях творчеством. Я сама думаю, что нужно найти золотую середину между «полетом фантазии» и навыками в некой технике и работе по шаблонам, но так, чтобы эти шаблоне не загубили творческое начало.
Конечно, ты должна смотреть на своего ребенка. Я думаю, что поступишь правильно!
Ведь не стоит забывать, что у нас пока, к сожалению, в школах такая программа, что творчеством не всегда «пахнет»(( Часто бывают, что одаренные, неординарные дети в школе не могут раскрыться, т.к. у них совсем иное видение мира. На уроках труда требуется изготовить закладку — вот такую и точка. На рисовании — нарисовать куб или дом. И дети начинают бунтовать, отказываясь совсем от этого, или же со слезами на глазах собираясь в школу(
Да, это меня тоже беспокоит.
Я вот сейчас вожу Дашу в школу искусств и смотрю, как с ними учитель занимается. Мненравится, что она ориентируется на ребенка и его желания, на его возможности и наклонности. Она не заставляет и не принуждает, только направляет, но если видит, что ребенок не хочет, то она старается дать ему возможность раскрыться.
А еще что мне равится, то что Дашка смотрит, как делают другие детки. Дома она предпочтет рисовать пальуами, а тут видит, что все кисточками рисуют и сама берет ее в руку и ведь правльно берет. Это тоже плюс, так как ей все равно придется этому учится.
Машенька — какую тему ты затронула!!! Очень для меня актуальную! Ведь мы уже вовсю творчеством занимаемся, и знаю я что нельзя свое привносить. Но как же это сложно! Ведь дашь ему кисточку, ну повозюкает он и все. А если я ему расскажу что вот травка — она зеленая и внизу, а вот небо оно голубое и наверху, а потом из пластилина солнышко расплющим желтое, и цветочки — точки цветные. Мы так можем ведь долго играть и много изучить. А оказывается все это не правильно. И знаю я, что надо оставить его в покое, но мне кажется что ему самому такие занятия больше нравятся — или я не права. А есть в интернете где эти книжки почитать — не знаешь?
Лиза, меня тоже этот вопрос постоянно мучает: не сильно ли я навызяваю свое видение, или не слишком ли я отпустила и не развиваю ребенка дальше? Когда дочке было около 6 месяцев, я купила первые пальчиковые краски. В первый же день рисования я столкнулась вопросом: а как рисовать с ребенком? В недрах интернета, нашла отрывок из книги на эту тему, где было сказано, что ребенка не прессовать своим мнением, дать полную свободу, дать возможность выбирать и творить. При этом автор книги был абсолютно против раскрасок — потому что это рисунок, притупляющий порывы к творчеству, и только дающий возможность разрисовать ЧЕЙ-ТО чужой рисунок. Так мы и рисовали, лет до 2,5. Но я рисовала с ней вместе — она на своем листочке, я на своем. И я заметила, как дочка стала просить меня нарисовать то, что ей хочется: хитом сезона были чайники с чашками. Я неохотно соглашалась, потому что боялась загубить творческий порыв. Но потом я поняла, что это как с речью — «покажи мне как». Дочка долго наблюдала и почти не рисовала, а я стиснув зубы рисовала по ее просьбе. Через месяц она стала рисовать сама, причем повторять похожие на мои фигуры, и дополнять их своими элементами, своими цветами. Теперь она совсем не просит меня показать что-то, и рисует сама.
Потом мы пошли в английскую школу, где в книжечках нужно было что-то расрасить или нарисовать, и дочка принципиально отказывалась повторять — «а я так не хочу!», и рисовала на другой странице что-то свое. Тут я поняла, что умение повторять по шаблонам — это тоже очень важно. Поэтому мы с ней начали обводить буквы, цифры и фигуры.
И, наконец, я столкнулась с раскрасками — везде их предлагают: и в школах, и в гостях, и в магазинах. Я сначала их панически боялась как средств убийства творческого видения, но потом я заметила, что раскраски — это не только присвоение цвета чужому рисунку, но и работа руки, прекрасная зарядка и работа с движениями, необходимыми при письме. Я перестала их бояться. Мы стали их вместе ракрашивать разными красками и каранадашами, кусочками цветной бумаги и пластилином.
Поэтому я выработала свой подход к рисованию с ребенком: иногда ребенку нужно дать полную свободу созидания (например, рисование под музыку или иллюсрация сказки), иногда можно делать демонстрации работы с разными техниками и материалами (не навязывая и делая за него, а сидя рядом, экспериментировать на своем листке бумаги — таким образом не запрессовывать своим мнением, и на своем примере можно ребенку показать, что эксперимент с разными материалами и техниками — это интересно), иногда нужно заниматься и работать по шаблону (построить такой же дом из лего, раскрасить в те же цвета, нарисовать такую же фигуру) — это тоже развитие кстати. В каких пропорциях все это совмещать и в какой момент что использовать — это подскажет только сам ребенок. Мамино дело — предложить и ждать реакцию: если ребенок заинтересовался — то продолжать, если нет — то не мешать.
Это то, к чему я пришла опытным путем за 3,5 года: методом проб и ошибок. Но все же вопрос для меня еще актуален, и с удовольствием читаю мнения мам и специалистов на эту тему. Очень интересно, к каким выводам уже успела прийти Маша.
Ирина, ОГРОМНОЕ спасибо за то, что вы свой опыт описали. Это очень интересно и важно, так как теория теорией, а опыт мам и их деток уникален. Он очень индивидуален, но знать его очень важно.
Я согласна с тем, что нужно ребенку показавать шаблонную работу, помимо свободного творчества, так как рисование внутри заданного контура или рисование определенных элементов хорошо сказывается на координации пальчиков и на мелкой моторике, а это в раннем возрасте так же важно, как и свободное творчество.
«Мамино дело – предложить и ждать реакцию: если ребенок заинтересовался – то продолжать, если нет – то не мешать.»
Согласна на все 100!
Ирина — огромное спасибо за такой развернутый ответ!!! У меня многое встало на свои места теперь!!!
Да, лаконичность — не мой талант 🙂
Была бы очень рада, если бы мой опыт пригодился! не зря столько шишек набито 😉
Лиза, сложно не то слово. Мне сейчас крайне сложно перестраиваться. Даже с условием того, что я Даше очень много свободы давала, но и учила ее тоже много именно техническим моментам.
Как бы тебе сказать. Я все равно считаю, что это правильно. Ведь есть установленный порядок вещей, хотя бы порядок, который создала сама природа. Ведь трава действительно зеленая, а небо голубое. Возможно тут просто надо найти пути, способы. которыми это можно сказать ребенку, не давя на него. Может нужно рисовать рядом с малышом свое виденее мира, свою травку и солнце, а ребенок пусть сам решает, будет ли его травка похожа на нашу. Ведь, если бы все художники рисовали одно и тоже. только то, что есть в природе или в жизни, то у нас было бы одно направление в искустве и не было бы, например, абстракционизма или других направлений. Это все настолько сложно, на мой взгляд, что нужно двигаться очень аккуратно и всегда ориентироваться на ребенка. Если он просит помощи или просит показать, как надо, то нельзя это игнорировать. но в тоже время нельзя давить. Я мечтаю найти золотую середину.
Спасибо, Машенька — будем искать!!!
Кстати, про школу. Я всегда хорошо рисовала, но не произвольно, а на заданную тему, причем мне нужен был образец. Моя фантазия не позволяла мне рисовать из головы. я должна была видеть, то что я рисую и, грубо говоря. копировала рисунок. Сама рисовала его, но придуман он был кем-то другим. Однажды нас задали нарисовать картину, посвященную Санкт-Петербургу, классе в 9.
Я нашла изумительный рисунок, где Пушкин смотрит на адмералтейскую иглу и воспроизвела его на большом формате (А3). Рисовала сама каранашами. Я люблю больше графические рисунки, чем краски. Результат мне очень понравился, было похоже и необычно. Я с нетерпением ждала, когда покажу рисунок учителю. Когда она увидела его, то сказала, что не поставит мне за него оценку и я должна нарисовать что-то другое. Я спросила почему, а она сказала, что не верит, что я нарисовала сама. Я принесла ей фото, с которого рисовала, но это ее тоже не убедило. В итоге я не рисовала вообще ничего, так как нарисовать другой рисунок, значило бы признать, что этот сделала не я. Я получила 2.
Я долго плакала дома, меня все уговаривали не связваться, но я стояла на своем.
Вот больше всего на свете я не хочу, чтобы на своем пути Даша встречала таких людей, ведь их даже учителями нельзя назвать. Так что школа иногда не просто не учит, а только мешает и травмирует психику наших детей, о развитии их личности я вообще молчу. Хотя не все учителя такие, но дургих. настоящих очень мало.
Маша, ты знаешь, а ведь такие люди тоже нужны! И не меньше, чем хорошие! это школа жизни, ребенок должен уметь противостоять, должен уметь бороться и достойно встречать жизненные неприятности. Из каждого такого урока мы выходим сильнее и крепче духом! Чтобы потом, в дальнейшем, смогли перенести благополучно и более серьезные проблемы.
Танюш, с одной стороны да, но когда таких людей очень много, а психика малыша еще не окрепла и ему сложно противостоять таким людям, он может сломаться. Я не помню, но где-то я писала о том, что училась в школах и только 1 (ОДИН) учитель видел в нас личности, она учила нас, она уважала нас. Это по-моему перебор, а точнее недобор настоящих учителей. Просто соотношение хороших и плохих, исходя из личного опыта, всегда было не в пользу хороших. Их меньше. А это не правильно.
Получив свой негативный опыт в детстве с учителями, ты невольно проецируешь его и на дочку. Не думай об этом! все будет хорошо, тем более дома ты вполне можешь все корректировать. А изначально настроившись на «плохих учителей» — это ты и можешь получить(((
Танюш, спасибо за совет. Попробую астрогироваться и думать только о хорошем 🙂
😉 Все будет хорошо! Даже не словами, а мыслями можно передать свое отношение к происходящему ребенку. Ведь между нами такие крепкие узы!
Мария, я знаю, как переживательно отдавать ребенка в чужие зверские руки учителей! 🙂 Тоже очень этого боюсь, но знаю, что это тот этап, который нужно пройти — это умение не только противостоять, но и умение адаптироваться, сотрудничать и отстаивать свое мнение.
Поэтому перед школой я буду ребенка готовить к тому, что школа — это особое место, где придется следовать определенным правилам, но что дома она всегда может экспериментировать с чем угодно и давать волю творчеству. если закладка в школе только такая, то дома можно сделать ее так, как хочется. где-то так. 🙂
кстати, всем переживаниям свое время. год назад я страшно переживала о садике, знала, что дочка без меня не останется, и что ее личность там забьют. но уже став перед необходимостью выбора и похода в садик, мне удалось найти такой, где с детками занимаются по программе Монтессори, где им дают свободу. И дочка за год доросла, дозрела, и абсолютно спокойно в садике осталась.
Сейчас, когда нашим малышам по 2-3 года, школа кажется тюрьмой строгого режима. По мере приближения, и эту проблему можно будет решить, тем более, что с ребенком всегда можно договориться и подготовить его.
ну в садик я так и не согла решиться отдать ))) А к школе, надеюсь, и Даша будет более самостоятельная и «крепкая» и я поспокойнее 😉
Я бы тоже не отдавала, но дочке нужно учить польский. я ее настолько не подготовлю. ей нужно быть в среде. так что это та ситуация, где опций не было.
Ирина. ну тут действительно выбора нет, так как либо ребенок будет знать язык, либо нет. А жить в стране и не знать его невозможно. Надеюсь, что все будет хорошо и ребенок будет получать от садика удовольствие!
Ирина, мы с вами в одной ситуации! Нам тоже надо учить литовский. Один уже выучил, вторая пошла учить:-))
Татьяна, уже второй раз за последнее время встречаю такое мнение о школе и учителях, и вижу в этом смысл. А ведь и правда через терния к звездам!:-)
У меня был такой опыт. Не в школе, а уже позже — в педучилище. У нас был очень неадекватный педагог, из-за нее я и не получила красный диплом. Но суть не в этом — да, обида у меня осталась, но сейчас я по-своему ей благодарна, она сделала меня сильнее. Намного.
У меня в университете тоже был педагог, точнее целая охапка :), которые не давали получить красный диплом. Но я то, что называется, зубами его себе прогрызла 🙂
назначая переэкзаменовки с комиссией, и прочее.
И это действительно сделало меня сильнее, и дало возможность почувствовать себя увереннее. Красный диплом так и лежит никому не нужный, а сила и уверенность остались. 🙂
Абсолютно согласна, что не нужно заранее настраивать ни себя, ни ребенка на негатив. И с тем, что дома всегда можно поговорить с ребенком, корректируя полученный в школе опыт.
А вот у меня в институте было все намного лучше. Я любила там учиться. Кстати, красный диплом, стал для меня неожиданностью. Так как я не стремилась его получить, протсо училась в удовольствие. Причем училась на очном отделении и с конца второго курса еще и работала ))
В университете у меня тоже всякое бывало. Но таких учителей, как та, точно не было))
Большой город — большие возможности. Я бы тоже куда-нибудь походила. Но у нас абсолютно ничего такого нету. Очень жаль. Поэтому я и стала блоггером, поэтому я люблю читать другие блоги, в них столько всего узнаешь:)
Хм…я поняла что «ленивым» мамам в этом плане гораздо проще…им леньки что-то придумывать и они отдают всю инициативу в плане что лепить, что малевать в руки деток и просто за этим всем наблюдают, если ребенок задает вопросы — отвечают. Но не предлагают повторять за стереотипами общества.
Мне конечно пока рано судить, мама я только «теоретически» — мой ребетеныш умеет только стучать в пузик и успокаиваться под мои с ним разговоры, ну и то, что я могу с ним эмпатически делать, чувствовать, что ему хочется, что ему нравится, но я его голоса пока даже не слышала…но читала и думала, что все ведь так просто…хочется маме лепить — берешь глину или делаешь глину и лепишь то, что лично тебе хочется, а малыш сидит рядом со своей частью глины и делает свое. Вы разговариваете, ты рассказываешь, что ты делаешь, он — что он делает, ты задаешь вопросы, он задает…вот и вся магия…и так во всем…
Я немного работала нянечкой, у меня был ребенок с 2,5 лет, даже яичницу он делал так, как ему хотелось…брал яйца, надкалывал и добывал оттуда серединку. Ну да, частично они были с скорлупками, зато он сам учился их разбивать и потом колотить. Выливала на сковородку уже я сама. Да, я парочку разбивала при нем нашим, взрослым методом…он делал по своему…да и нормально! Пусть делает…зачем парится и думать, что он что-то не так делает…если потом «напрягает» скорлупа — выловить и все, зато и заняли ребенка, и ему кайф)))
Вот такие у меня ленивые мысли)) Но как классно ОСОЗНАТЬ, ведь не все мамы до этого доходят, многие так все детство и давят своим авторитетом, как нужно, а как не нужно делать…осознать и начинать учиться у ребенка тому, что он придумал. Ведь не зря говорят, что с приходом детей в семью, мама с папой — мужчина и женщина в семье выходят на новый уровень, куча идей новых появляется — дети стимулируют думать не так, как уже «стереотипизировало» общество… вот такие мысли…если вдруг вам показалось что-то грубовастеньким в моем комментарии, пардон…хотелось просто поразмышлять)))
Спасибки за генератор мыслей))))
Наталья, спасибо за ваши мысли 🙂 Грубоватым не показались, вы же рассуждали на тему. Другой вопрос согласна я с ним или нет, но это не важно 🙂 каждый выбирает свой путь и каждая мама чувствует, что лучше для ее ребенка. Главное ведь, чтобы детки были счастливы 🙂