Наш путь развития речи

За последнее время я получила несколько вопросов о том, как мы с Дашей развивали её речь. Это был длинный путь с каждодневными играми и занятиями. Я хотела написать ответ в комментарии, но он оказался таким большим, что родился этот пост.

Итак, еще раз перечислю, что именно мы делали, а потом остановлюсь на каждом пункте поподробнее.

  • Ежедневная пальчиковая гимнастика 
  • Развитие мелкой моторики 
  • Подвижные игры со звукоподражанием 
  • Артикуляционная гимнастика 
  • Логопедические сказки 
  • Провоцирование на произношение отдельных слов и словосочетаний 

Пальчиковая гимнастика

Это разнообразные детские стишки, в основе которых заложен принцип игры с пальчиками. Таких стихов бесчисленное множество. Мы начали читать их и играть еще с самого рождения, потом мы решили совместить чтение и пальчиковую гимнастику. Поэтому я сделала букварь по методике Домана (так как оригинальный от Умницы к тому моменту у нас закончился и нужен был новый. Я его и сделала, а за основу взяла «пальчиковые» стихи). Начинаем с самых простых и с возрастом усложняем стихи. Например, вот такой стишок мы очень любили.

Тук-тук-тук! Строим дом (кулачком стучим по кулачку)

Дом высокий (руки вверх тянуть)

Дом с окном (руки вместе и развести в стороны)

С острой крышей и трубой (руки в виде крыши)

В доме я живу с тобой (обнимаемся)

Или вот такой

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

А вот этот пальчик — я,

Вот и вся моя семья!

Развитие мелкой моторики

Это игры с мелкими элементами: нанизывание бусинок, шнуровки, сортировка круп (мелких камушков, орехов, фасоли и т.д.), игры с пуговицами, сортеры и т.д. Все, что может развить пальчики ребенка.

Подвижные игры со звукоподражанием.

Эти игры напоминают пальчиковую гимнастику только для всего тела 😉 Мы рассказываем стишок и попутно сопровождаем его действиями, согласно тексту. Во время прочтения также хорошо сопровождать стих звуками, которые подходят по смыслу. Например, мы очень любили и любим вот такой стих.

Зайка серенький сидит и ушами шевелит

Вот так, вот так он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть нужно лапочки погреть.

Хлоп-Хлоп, хлоп-хлоп нужно лапочки погреть.

Зайке холодно стоять нужно зайке поскакать

Прыг-скок, прыг-скок, нужно зайке поскакать.

Зайку кто-то испугал, Зайка прыг и ускакал.

Получается, что во время стиха мы и попрыгали, и похлопали, показали, как нам холодно, подули воздухом на руки (согрели), сказали Бррррр.

Артикуляционная гимнастика.

Это упражнения для языка. Начинали мы с самых простых, например, упражнение «блины». Язык помещаем между губ и как бы пришлепывая по языку сверху и снизу говорим: «пя-пя-пя». Такую гимнастику я также решила совместить с изучением чтения. И у меня родился еще один букварь, состоящий из артикуляционных стихов и упражнений.

В интернете очень много подобных стихов и упражнений. Мы начинали с книги Тру-ля-ля и бу-бу-бу. Первая часть книги как раз посвящена таким упражнениям.

Логопедические сказки.

Это сказки, в которые вплетаются упражнения для язычка, т.е. если до этого мы просто тренировались, потом тренировались со стихами. А теперь просто переходим на сказки, в которые помимо артикуляционных упражнений вставляются другие задания для ручек и тела. Тут я снова использовала книгу Тру-ля-ля, так как там таких сказок очень много и они идут от простого к сложному. Дашка у меня эту книгу обожает. К тому же там очень крупный текст и картинки между слов и мы еще читать пытаемся. Вот так выглядит одна из простых сказок.


Естественно, мы придумывали разные игры, чтобы Даша училась произносить слова. Например, играли в прятки со зверями и чтобы найти зверя нам надо было его правильно позвать: му, гав, мяу и т.д.

 Кстати, альбом по развитию речи Савостьяновой и Батяевой просто великолепный. Мы начали заниматься по нему очень рано. Выбирали упражнения по силе. Сейчас Даша сама с ним играет. Откроет, посмотрит на задание и делает сидит. Лучше пособия для малышей я еще не встречала. Еще очень много интересных игр есть в серии Школа семи гномов.

И пальчиковый и артикуляционный букварь можно скачать вот тут.

Сейчас мы уже учимся составлять рассказы по картинкам, просто фантазировать, отвечать на вопросы после прочтения текста, пересказывать сказки, продолжаем заниматься артикуляционной гимнастикой и пальчиковой, собственно, как и всем остальным по желанию Дашиному.

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с моего письменного согласия. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены. Автор: Костюченко Мария. «Учимся играя»
Запись опубликована в рубрике Дневник Даши, Развитие речи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

30 комментариев на «Наш путь развития речи»

  1. Ангелина говорит:

    Спасибо, Машенька! Это для меня не просто полезная информация, а клад. Нам сейчас 2, 3 . Сыночек очень много говорит, но на языке, понятном только мне и папе. Понятно тоже говорит, только очень мало. Хотя все понимает, и занятия проходят на ура,все показывает, все делает, что попрошу, или что надо сделать в задании. Пальчиковыми играми занимаемся, артикуляционную гимнастику делаем, но больших сдвигов в развитии речи не вижу.Конечно же, я очень переживаю по этому поводу.
    У нас зайчик-ЗЯ, заяц-ЗЯСЬ, имя папы скажет по слогам, а полностью не говорит, убегает. Не могу его заставлять, наверно еще не время. Но понимаю, что пассивный запас у него большой.
    Когда читаем «Мойдодыр» и я останавливаюсь в конце или середине каждой строчки, то он продолжает , и я поняла, что это произведение сыночек знает наизусть.И это не одно такое стих-е. ОХ, пошла читать вашу литературу.

    • Мария говорит:

      Ангелина. рада, что информация тебе полезна. Я много обращала внимания и читала, что многие детки сокращают слова (только слоги перавые произносят, например). Дашка НИКОГДА так не делала. Или целиком или никак. Может она произносила не четко. некоторые звуки не выговаривала (Р, напрмер), но все равно старалась слова целиком говорить. Она разговорилась у меня быстро, сейчас вообще не остановить и такие выдаеют логические умозаключения, я в шоке иногда сижу. А ведь сама научила 🙂

  2. Татьяна говорит:

    Мария, какой замечательный у ВАс путь развития речи. Спасибо за логопедические сказки:)

  3. Лиза говорит:

    Маш — супер, я как раз план составляю правильный — по-твоему!!! Спасибо за разъяснения и дополнения. Они просто клад для меня!!! Жалко с книжками у нас проблема. Но кое-что попытаюсь по интернету заказать!!!
    Вот бы ты по всем пунктам пояснения дала — было бы совсем хорошо!!!
    Особенно примеры ваших занятий особенно ценны и любимые песенки и стишки ваши нам очень-очень нравятся!!!
    Но если все пункты понятны вообщем, то загвоздка у меня с Развитием способности к самостоятельным умозаключениям, подозреваю, что это тоже тема для отдельного поста…

    • Мария говорит:

      Лиза, очень рада, что тебе помогла информация. По поводу остальных разделов плана. Ты бы написала, какие конкретно вопросы есть и я ориентируясь на них, отвечу по всем пунктам 🙂

  4. morskaia говорит:

    Спасибо, Мария за такую подробную информацию. Надо обязательно какие-нибудь стишки выучить для подвижных игр с звукоподражанием.
    Мы пытаемся делать артикуляционную гимнастику, но кроме трубочки и улыбки ничего не хотим делать. Но ничего, со временем.
    Пойду смотреть список по логопедии:)

    • Мария говорит:

      Марина, надеюсь, что информация помогла 🙂 А артикуляционные упражения со временем будут хорошо получается, главное делать все вместе с ребенком и показываеть ему по 100 раз одно и тоже 🙂

  5. Olga 0207 говорит:

    Какие чудесные логопедические сказки! Спасибо, Маша, беру себе на заметку.

    • Мария говорит:

      Оль, эту книгу я вообще обожаю! Я показала странички только одной сказки, а дальше будет больше и интереснее. там их очень много. если есть возможность. очень советую ее купить! (я про Тру-ля-ля)

  6. Мария Потапова говорит:

    Маша, как всегда восхищает твой основательный подход. Мне очень полезна твоя статья. Перечитала несколько раз. И побежала в Лабиринт заказывать все книги, которые ты рекомендовала. А то сейчас делаю упор на карточки. Опираясь на твой опыт введу больше занятий.

    • Мария говорит:

      Машенька, спасибо! Если ты для Степы, то все тебе сейчас и не надо ) Я бы пока Альбом для самых маленьких купила, уроки логопеда и тру-ля-ля. остальные пока рано, мы сами по последним в списке еще не занимаемся.

  7. Лена говорит:

    Помню стихи про пальчики-бабушки и пальчики-дедушки 🙂

  8. Tanka говорит:

    Маша, спасибо за пост! Мы вообще долго молчали, заговорила ближе к двум годам, мы честно с мужем уже и нервничать стали на этот счет, говорила буквально с десяток слов и все — мычит и пальчиком показывает, к двум годам в один день как-будто кнопочку ВКЛ. нажали )))) Заговорила сразу словосочетаниями, через пару недель предложениями, я до этого так расстраивалась, стольким с не занималась, думала как же так )))

    • Мария говорит:

      Таня, здорово, что уже хорошо говорите. Сейчас я спокойно, а тогда мне очень хотелось помось 🙂 Не знаю, заговорила бы она,е сли бы всего того. что мы делалаи не было или нет. Но думаю хуже точно не стало, нам очень интересно было и тогда и сейчас

  9. Elenochka говорит:

    Мария, спасибо за такую своевременную и дельную информацию. Уже купили и заказали книги из списка, начали заниматься.

  10. Algasha говорит:

    Здравствуйте Мария!
    Очень понравился ваш блог и ваш дневничок на Умнице-это настоящий клад!!!

  11. Manya говорит:

    Здравствуте, Мария! Случайно попала на ваш блог и не могу оторваться;) Вы большая молодец!Спасибо за ваш труд!

  12. anastasiia-v-s говорит:

    Мария, спасибо вам за такую информацию, все очень интересно и познавательно.

  13. Nea говорит:

    Доброго времени суток, Мария! Все безумно интересно…наконец-то нашла помощь в организации занятий с ребенком..огромное спасибо..такая приятная случайность, что я к вам попала

  14. nea говорит:

    один вопрос-таки не выходит у меня из головы — КАК ВЫ ВСЕ УСПЕВАЕТЕ?….с планом занятий ве понятно..а вообще ведь и имея детей хочется оставаться личностью со ссвоими потребностями и интересами, просто женщиной и уделять время себе, хочеться чтобы и порядок был и ужин готов и мужу время уделить и иногда тупо потрындеть..как вы вообще научились организовываться в этой жизни? родители привили с детства? или упорно работали над собой? до ребенка или с появлением?

    • Мария говорит:

      nea, я уже даже пост об этом писала и интервью давала 🙂 Естественно все. что хочу не успеваю, но большую часть получается делать. Муж накормлен, квартира чистая, ребенок вроде тоже не жаловался, да и мне комфортно. Тренингов я посещала много по ТМ, но больше по роду занятий (я работала в институте в компании, которая проводила бизнес-трениги, поэтому лично удалось встретиться с Гуру тайм-менеджмента. не скажу, что это кардинально изменила мой подход к жизни. но некоторые вещи запомнились и прижились). А так я бы сказала. что это от природы 😉 🙂

  15. Nea говорит:

    …ну теперь-то все встало на свои места….спасибо..а можно ссылку на пост и интервью?

  16. Nea говорит:

    ..спасибо..изучаю…у меня провал полный с планированием..поэтому и страдаем..идей — море…только реализоввывать не всегда получается…сыну — все безумно нравиться..он все проглатывает..думаю, даже не «додаю» ему необходимый объем информации..да и начали поздно….я только к году ближе вернулась в интернет и к компу…начала читать, переваривать, пробовать….мне никто не подсказал…как играть с ребенком и чем с ним заниматься….хорошо что хоть, что не к пяти годам очнулась))))))

  17. Socrat говорит:

    Громадное спасибо! Вот бы вы книгу написали! У вас просто талант правильно все организовывать! Хорошие материалы найти еще можно, а вот такие ценные распланированные занятия — я практически не встречала! Я бы с удовольствием вашу книгу себе купила и подругам подарила;)))))

  18. viva-9 говорит:

    Мария, здравствуйте! Вы для нас, неопытных мам, пример для подражания! Занимаемся по комплектам Умница, очнь хотелось воспользоваться вашими букварями. Но не могу открыть ссылку, пишет страница не найдена. Зарегистрирована на сайте, вход выполнен. Из переписок выше поняла, что нужен второй пароль, но не знаю как его получить, подскажите пожалуйста.

    • Мария говорит:

      Viva, спасибо за добрые слова, вот тут подробно описала как получить буквари и все другие мои материалы по доману http://earlystudy.ru/sokrovischnica

      я просто их перенесла в другое место 🙂 а тут видимо забыла ссылку подправить, уже поставила новую. спасибо!

Добавить комментарий для Мария Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *