Игры «Учимся читать». Часть 2

Сегодня мне бы хотелось поговорить немного об играх по чтению. Почему именно чтение? Потому, что после двух с лишним лет занятий чтением с Дашей по методике Домана мне захотелось внести некоторое разнообразие в наши игры. До настоящего момента мы смотрели и книги, и карточки, и, даже, мультфильмы по выбранной методике, а вот в игры именно на чтение слов мы практически не играли. Не так давно, я сделала несколько игр со словами и мы успешно в них играем, но их пока мало, а делать такие же новые, все-таки очень затратно по времени. Именно поэтому я стала думать, как привнести в занятия чтением что-то новое.В этот момент одна из мам, Настя, которая тоже занимается со своей дочкой, Дианой, по методу Домана, посоветовала мне одну книгу (автор Теплякова), в которой процесс обучения чтению проходит именно в форме игры. А это как раз то, что мне было нужно! Я прочитала ее, взяла некоторые идеи, добавила что-то свое и мы полностью перестроили наши с Дашей занятия чтением. Хочу сказать, что все игры, о которых я сейчас буду рассказывать, могут применять мамы, которые даже и не слышали о Домане, так как они не требуют какой-то специальной подготовки или пособий.

Итак, начнем.

  1. Я достала давно забытые карточки Домана на DVD(мы их смотрели год назад, а потом я убрала их на будущее. Будущее наступило). Карточки хорошие (но очень дорогие). Что внутри: ребенку показываются слова и обыгрываются роликами с песнями. Мне очень нравится то, что показан принцип словообразования. Но вместо этих карточек можно отлично использовать обычнее мультики со вставками слов. 
  2. Все книги мы теперь читаем с маркером и белым листом (я использую досочку со специальным покрытием, на которой пишу маркером и тут же стираю, но можно использовать и обычные листы бумаги, просто их нужно достаточно много. Можно пользоваться грифельной доской или есть такие доски со специальными магнитными карандашами, где все изображения можно тереть одним движением рычажка). Читаем сказку и я тут же пишу очень крупными буквами (размер шрифтааналогичен 90-100, если смотреть на компьютере) самые часто употребляемые слова. Дашу такое чтение очень увлекает и она даже иногда прочитывает вслух слово, которое я пишу (хотя вслух читать она не хочет обычно, только пальчиками показывает).
  3. Так как Даша очень любит лепить из пластилина, торешила и в это занятие добавить немного чтения. Например, она что-то лепит, сегодня это были облака, а я сижу и тихонько из пластилина слово складываю. Даше понравилось и она даже помогала мне делать колбаски, из которых я потом буквы делала.
  4. Добавили чтение и в рисование. Рисуем что-то и подписываем (иногда подпись получается не очень крупной, но Даша сейчас спокойно различает текст высотой 0,5см, так что я стараюсь подписывать предметы нарисованные буквами высотой 2 см).
  5. Непосредственно сами игры (сразу скажу, играли еще не во все, но постараюсь рассказать о большинстве из выбранных и придуманных).
  • Вешаем «белье». Даша очень любит помогать по дому. Я решила предоставить ей такую возможность. Написали на карточках название одежды (юбка, платье, шорты и т.д.) и стали развешивать слова на прищепки к веревке. Я называю «вещь», Даша ее вешает. И моторика развивается и координация и чтение незаметно ))) Можно еще написать разные слова и предложить ребенку выбрать и повесить только «одежду»
  • Рыбалка. Это развлечение я уже использовала в играх на чтение, но первый раз я предлагала разложить Даше рыбу либо в лодку, либо в воду в зависимости от того, что на ней было написано. Сейчас все немного по-другому. Можно написать на карточках название рыб или просто разные слова, которые любит ваш малыш. На каждую карточку надеть металлическую скрепку и удочкой с магнитом (я использую удочку от игры в рыбалку) ловить называемую карточку.
  • Магазин. Так как Даша стала интересоваться покупками в магазине, то я решила направить этот интерес в нужное русло, во время игр с кассой и магазином я раскладываю карточки со словами (товарами) и говорю. Что продавец в магазине (какая-нибудь игрушка) продаст нам нужный товар только, если мы выберем карточку с его названием. Например, в одном углу сидят продукты, а в другом карточки с их названиями. Чтобы купить что-то нужно взять продукт и карточкус его названием (яблоко и карточку со словом яблоко).
  • Соединялки. Люблю рисовать такую игру на мольберте. Схематично рисую картинки в столбик и рядом в соседний столбик пишу их названия. Даше предлагаю соединить слово и картинку.Мне еще нравится такая игра тем, что она стимулирует соединять предметы друг с другом, а это у нас пока идет сложно.
  • Обводилки. На листе бумаги пишется несколько крупных слов и ребенку предлагается обвести слово, которое называет мама или обвести слово, которое относится к показанной игрушке. Например, показываем зайца и это слово ребенок должен найти и обвести.
  • Игра, которая мне очень понравилась, но сами мы пока играть не пробовали. Ребенку показывается слово (начинать лучше с небольшого, например, дом) и предлагается несколько букв (больше, чем само слово, например 5 штук). Попросите малыша собрать из предложенныхбукв слово по образцу.
  • Ну и напоследок об одной настольной игре, про которую я давно забыла. Когда-то увидела в магазине игру под названием Scrabble. Игра очень интересная, но в нашей семье она не прижилась. Кроме меня никто играть в нее не хотел. Суть очень просто. Игрокам выдается определенное кол-во букв, и они по очереди начинают составлять из них слова на выделенном поле. Правил очень много, но если кратко, то, что получается напоминает визуально кроссворд. Так вот о чем это я? А!!!! Я хочу использовать эту игру для занятий по чтению с Дашей. Естественно, что мы пока не сможем играть с ней по настоящим правилам, но думаю, что что-нибудь интересное придумаем. Нооб этом я напишу позже 😉 как и еще о нескольких задумках, которые постараюсь сначала воплотить, а потом описать.

Вот еще несколько игр с буквами для тех, кто изучает их отдельно

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с моего письменного согласия. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены. Автор: Костюченко Мария. «Учимся играя»
Запись опубликована в рубрике Дневник Даши, Тематические занятия, Чтение. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

12 комментариев на «Игры «Учимся читать». Часть 2»

  1. Zelya говорит:

    Маша, очень интересно! Кстати, поздравляю с призом в номинации «Мамино творчество» в Мастерской цветочной феи. Ты во всех сферах — молодец!

    • Мария говорит:

      Зелечка, спасибо большое!!! Я адрес юле скину чуть позже, не могу сейчас, выгоняют из-за компа. Все побежала, надеюсь скоро я опять попаду сюда )))

  2. Скрабл — наша любимая игра, но мы начали года в 4. А так как Вы вперед паровоза (точно быстрее нас) развиваетесь, то мне кажется можно периодически пытаться увлечь Дашу. У нас детский вариант, он любимый до сих пор — http://www.ozon.ru/context/detail/id/3671684/.

    • Мария говорит:

      Маша, спасибо! Зашла по ссылке, посмотрела, но если честно так ине поняла, чем взрослый от детского отличается (((

  3. Morskaia говорит:

    Никогда не слышала про Домана. Все-таки не зря я ваш блог читаю:)

  4. 15liuba говорит:

    Здорово! А еще можно играть в лото с картинками и словами. Я начинала с трех картинок и слов. Сначала в таблицу вносила картинки, а на другом листе слова, которые они обозначают, необходимо на картинки положить нужные карточки со словами (потом делали наоборот — на слова раскладывали нужные картинки), играли мы только со снакомыми (пройденными) словами, потом усложняла до 4-8 слов на листе с одним незнакомым, сразу просила найти его (получалось только со словами из 3 букв). Моему шифровальщику лото очень нравится. Так я и выяснила, что читает он только знакомые слова, а незнакомые из 3 букв, не больше…

  5. Olga 0207 говорит:

    Маша, отличные игры! Обязательно применю их, но позже: мы пока не только чтением не занимаемся, но ещё даже буквы не изучаем (лишь эпизодически, когда Даша сама попросит). Я не планирую учить её читать и писать раньше четырёх лет.

    В детстве я начала учить свою младшую сестрёнку буквам слишком рано — в четыре она уже умела и читать, и писать. Но в связи с этим возникли проблемы: она писала все слова как слышала, с ошибками, и переучивание далось очень сложно и заняло много времени.

    • Мария говорит:

      Оля, спасибо! К вопросу о грамотности. Доман очень хорош тем, что мы показываем ребенку слова постоянно и он их запоминает зрительно, а так как пишем мы для него слова правильно, то ребенок сразу видит и верное написание и его запоминает. Естественно, что где-то он будет ошибаться, но большую часть слов он просто запоминает и запоминает так, как нужно

Добавить комментарий для Мария Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *