Игры с водой (часть 1)

Сегодня мне бы хотелось поговорить о Воде. В какие игры с использованием воды можно играть с маленьким ребенок, какие проводить эксперименты, как делать выводы. Во время географических игр мы с Дашей знакомились с водоемами нашей планеты, поэтому мне захотелось познакомить Дашу поближе с самой водой  и показать ей, как можно проводить опыты и эксперименты с водой.

Итак, начнем с самого простого для самых маленьких.

  • Плескание в воде и ее переливание. Даже самому маленькому крохе будет интересно просто повозиться в воде. Можно просто дать ребенку много тряпочек, губочек небольших и учить его мочить/выжимать. Можно поставить перед ребенком много емкостей с водой: больших и маленьких (можно делать это прямо в ванне во время купания)и учить ребенка переливать воду. Во-первых, малыш усвоит то, что чем меньше емкость, тем меньше воды в нее помещается. Если в емкостях есть дырочки и через них вода льется, то сделает вывод, что чем больше дырочек, тем вода выливается быстрее (или наоборот, что дырка может быть одно, но очень большая и пропускать воду быстрее). Главное здесь познакомить ребенка со свойств текучести воды и ее бесформенности или наоборот, умению приобретать форму любого предмета, в который ее налили.
  • Возьмите большую емкость с водой (или опять же играйте во время купания) и проверяйте плавучесть предметов. Запускайте кораблики, резиновых уточек, губки, кусочки бумаги или газеты. Смотрите, что тонет, что плывет, что намокает и тонет. Проговаривайте почему и т.д.
  • Учите малыша вылавливать предметы из воды. Налейте в таз воды и накидайте в него мелких предметов (мы использовали яйца из-под киндеров), дайте малышу маленькое ситечко с длинной ручкой и научите его ловить и перекладывать предметы.
  • Выливая воду из бутылочки, предложите детям послушать, как журчит вода. Послушайте вместе с детьми, как капелька из пипетки ударяется о поверхность стола, железный поднос.
  • Экспериментируем с разными съедобными веществами и водой. Пусть ребенок узнает, что и как растворяется в воде и как от этого меняется вода. Для сравнения подойдут: соль, сахар, какая-нибудь крупа, мука, крахмал, кофе растворимый и нерастворимый, мед. Только договоритесь с малышом, что во время ваших экспериментов он ничего на вкус пробовать не будет. Для этого у него будет другое время. Убедившись, что крупа не растворяется в воде – подчеркните, что вода не универсальный растворитель. Попробуйте, растворять соль или сахар в воде разной температуры.
  • Знакомим ребенка с разной температурой воды. Это тоже очень важно. Это можно сделать с пластиковыми бутылками. Налейте холодную воду, слегка потеплее, теплую, погорячей, горячую. Дайте ребенку потрогать бутылки. Назовите его ощущения словами, научите сравнивать — расставлять от самой холодной к самой горячей. Можно попробовать погружать пальчик в воду, налитую в стаканчик или выливать из бутылки на руку и сравнивать.
  • Поняв, что вода может быть холодной и горячей, попробуйте сделать ее очень холодной и превратить в лед. Здесь можно сыграть просто в огромное количество игр.
  1. Подкрасить и заморозить воду
  2. Замораживать воду в разных формочках различного размера и рисунка
  3. Можно замораживать воду, пряча в ней маленькие сюрпризы
  4. Потом все это можно размораживать разными способами: на воздухе, в воде, на батарее и т.д сравнивать, где и почему тает быстрее.
  • Некоторые предметы впитывают воду, некоторые ее отталкивают. Сейчас нам пригодятся различные материалы – губка, небольшие кусочки газетной бумаги, картона, кальки, ткани, полиэтиленовой пленки. Будем наливать воду на различные материалы, можно записывать результаты – какие материалы воду отталкивают, какие впитывают полностью, а какие только часть воды. После проделанных опытов задайте ребенку такие вопросы: из какого материала лучше сделать зонтик, а что лучше использовать для уборки разлитой воды.
  • Рассмотрите с детьми сухие камешки. Опустите их в ванну с водой. Поговорите с детьми о том, что камешки тяжелые и они упали на дно. Достаньте камешки и сравните с сухими, вместе с детьми сделайте выводы. Что мокрые камешки изменили свой цвет.
  • Необходимый инвентарь: контейнер для кубиков льда, часка с слегка подкрашенной гуашью водой, пипетка, губка или салфетка. С помощью пипетки ребёнок переносит воду из чашки в контейнер для льда. Когда все ячейки заполнятся, можно собрать таким же способом воду обратно в чашку. В ходе эксперимента можно посчитать, сколько капель вмещается в одну ячейку, в две и т.д

Следующие эксперименты подойдут деткам постарше (взято из книги Зубкова Н.М. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет)

  • Спросите перед опытом «Какого вкуса вода?» После этого дайте ребенку попробовать питьевую воду. Затем в один стакан положите немного соли, в другой сахар, размешайте и дайте детям попробовать. Спросите: «Какой вкус приобрела вода?» Объясните, что вода приобретает вкус того вещества, которое в нее добавлено.
  • Похожий опыт проведите со свойством запаха воды. Сначала дайте понять ребенку, что вода не имеет запаха. А потом добавляйте в воду запахи (ваниль, уксус, валерьяна и т.д.) и давайте нюхать ее ребенку. Вывод – вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее добавлены.
  • Вскипятите воду, налейте кипяток в прозрачный стакан, накройте его крышкой, затем покажите, как сконденсированный пар превращается снова в капли воды и падает вниз. Спросите: «Зачем накрывают пищу крышкой?» Где быстрее остынет чай: в чашке или блюдце.
  • Сделайте небольшой желобок, похожий на русло ручейка. Положите его наклонно, приложите нижний конец к тазику, а верхний закрепите, чтобы он не падал. Лейте воду на желобок небольшой струей. Если в желоб положить камешки, то вы сможете добиться эффекта журчащих струек.
  • Возьмите пластиковую бутылку (лучше объемом в 2 литра), отрежьте дно. В пробке проделайте отверстие, вставьте в нее гибкий шланг от капельницы (длинной не менее 30 см). Заделайте отверстие герметически (можно пластилином), чтобы оно не протекало. Налейте в бутылку воду, закупорив шланг пальцем. А теперь отрегулируйте высоту бутылки и шланга так, чтобы в ваших руках весело забил самодельный фонтанчик. Он будет работать до тех пор, пока уровень воды в бутылке не сравняется с уровнем в трубке.
  • Возьмите 2 листа бумаги и сложите их друг с другом, попробуйте сдвинуть. А теперь смочите листы водой, приложите их друг к другу, прижмите. Попробуйте сдвинуть листы относительно друг друга. Объясните ребенку, что вода обладает «склеивающим» свойством.

В следующий раз мы поговорим об играх с водой с использованием стихов и сказок.

Выбрать развивающие материалы для скачивания в зависимости от возраста ребенка

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с моего письменного согласия. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены. Автор: Костюченко Мария. «Учимся играя»
Запись опубликована в рубрике Дневник Даши, картотека игр, Сенсорика. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

4 комментария на «Игры с водой (часть 1)»

  1. Олеся-Fialka говорит:

    Мы очень любим играть в воде. особенно папиной мочалкой, опускать ее в воду и смотреть как водичка стекает или черпать ее стаканчиком и выливать.
    Еще у нас есть водные раскраски, приклеили на стену и раскрашиваем)

    • Мария говорит:

      Олеся, у нас одно время любимое занятие было тоже губку мочить и отжимать ее в стакан и смотреть, как он быстро наполняется 🙂

  2. Morskaia говорит:

    Мы воду обожаем. Про замораживание хорошая идея.
    А вообще сын помогает мне и стирать, и полы мыть. Но, а про купание это отдельная тема. Еще я Мишу научила менять водичку коту. Он теперь всегда, когда увидит что в тарелочке нет водички несет мне чтобы налить новой. И мы идем в ванну, я наливаю. Миша несет на место (правда редко, потому что после этого мы все мокрые:)

    • Мария говорит:

      Марина, зато тут не только игры с водой, но и равновесие и координация, а самое главное — забота о живом существе. Это намного важнее последствий мокрых на одежде ))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *