«Что наша жизнь? Игра!»

Недавно я задумалась о, казалось бы, самой очевидной вещи, которая только может быть. Я сидела на кресле и смотрела, как Даша играет. В этот момент она играла с кубиками Никитина «Сложи узор». Она сначала собирала башенку, потом дорожки… сделала кровать и стульчик для самой маленькой матрешки и убежала… Я думала, что ей надоело, а она принесла тряпочку, которой я протираю объектив фотоаппарата и бережно укрыла матрешку в импровизированной кроватке. Это было так трогательно и так по-детски.
В голове сразу начали роиться мысли о том, что думала сейчас моя кнопочка. Ведь, когда она строила башенки, кроватку и т.д. в ее голове, скорее всего, проходили процессы намного сложнее, чем в моей сейчас. Для меня это абсолютно простые и банальные вещи, а для нее это огромная работы мысли. Она очень много наблюдала, обдумывала, анализировала и в итоге она смогла сама! соотнести, сконструировать….
Мы очень часто пропускаем такие маленькие победы из-за того, что не придаем им особого значения, для нас это нормально. А вот для малыша – целое достижение! И именно в игре, в игре с мамой, с папой малыш постигает самые важные закономерности. Очень многие забывают об этом. Я видела родителей, которые удивляются, почему ребенок не играет самостоятельно, хотя уже должен по возрасту. Я, конечно, не специалист, а всего лишь мама, но мне кажется, что играть ребенка тоже надо учить.
Я один раз наблюдала такой случай. Мы были летом на даче, пошли играть в песочницу. Даша достала формочки и начала лепить куличики.К ней подошел мальчик, на вид немного старше, и стал отбирать формочки. Даша спокойно отдала и переключилась на ведро и шишки. Она стала собирать шишки в ведро и носить мне. Мальчик снова подбежал и отнял ведро с шишками. Даша показала свое недовольство, но спорить не стала и взяла палочку и стала чиркать что-то на песке под мою озвучку. Мальчик снова настиг ее и отнял палку. Тут и мое терпение закончилось. Я спокойно попросила родителей поговорить с мальчиком или занять его. Моя просьба осталась проигнорированной. Тогда я дала ему и Даше по формочке и по лопатке (хорошо, что у нас всегда двойной комплект с собой) и стала с ними играть. Мальчик тут же переменился, стал улыбаться, перестал отнимать Дашины вещи. Они долго вместе играли с формочками. Украшали куличики, покатали мяч, и мы пошли домой. По дороге я стала думать, почему он так странно вел себя вначале и почему вдруг изменился стиль поведения.
А потом меня как осенило! Он просто не знал, как играть с этими вещами. Палка для него была просто палка, а для Даши – «карандашик»,создающий на песке образы, ведомые только ей.
Мне очень захотелось поделиться с кем-то своими наблюдениями, ведь подчас мы забываем о важности игры. Мы думаем, что играя. Наши малыши просто развлекаются и все. Нет! Они учатся, учатся жизни. И я призываю всех родителей помогать своим детям играть, учить их игре, играть вместе с ними. От того, как поведет себя взрослый в игре, зависит очень многое. Ведь ни для кого не секрет, что даже самое скучное, на первый взгляд занятие, в руках хорошего педагога может стать увлекательной и интересной игрой. И наоборот, интересная игра может стать скучно и не интересной, если педагог не заинтересован в ней.
Вот, так, например,  писал об игре  В.А.Сухомлинский: «…присмотритесь внимательно, какое место занимает игра в жизни каждого ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Для него игра — это серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть, полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

 

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с моего письменного согласия. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены. Автор: Костюченко Мария. «Учимся играя»

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Вам будет интересно:

Запись опубликована в рубрике Все об играх, Дневник Даши, Игры и игрушки, Размышления о РР. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

22 комментария: «Что наша жизнь? Игра!»

  1. Lilija говорит:

    Иногда сами родители не умеют играть. Или забыли как, или просто не умели. И как этому научиться сейчас с ребенком — для многих порой подчас неразрешимая задача, которая так и остается задачей, без попыток что-то сделать в этом направлении. Ведь большой вопрос встает — чему учить грать, то есть во что?

  2. Мария говорит:

    Во что учить играть? Да мне кажется, во все. Во-первых, в куклы, машинки, палочки, камушки … Нужно просто показать ребенку, что при его желании любая вещь может превратиться в нечто волшебное. Я в детстве на даче обожала делать кукол из молодых початков кукурузы и старых лоскуточков. А потом для них домики из кирпичей, веточек (благо вокруг их было много). И мне так это нравилось ))))
    Во-вторых, нужно учить добрым (можно сказать нравственным) играм, т.е. учить состраданию, помощи, поддержки. Словами ведь очень сложно объяснить это ребенку, а вот в игре намного проще и интереснее.

    • Юлиана говорит:

      Маша, ну вот видишь какая ты молодец! Ты как и в детстве играла с тем, что под руку попадется, так и сейчас можешь этому Дашку научить. А для меня просто пиграть с ребенком проблема, фантазии не хватает что ли… Мне проще работать с дидактическим материалом 😉 А вот сесть с машинками погонять… Так что я понимаю о чем Lilija говорит.

  3. Татьяна говорит:

    И, правда, детей нужно учить играть, например, своим примером. Я на кухне готовлю обед, времени для развлечения нет. Но, если со мной дети, я все что делаю, комментирую. Потом наблюдаю, что дочка пытается также сварить суп кукле или накормить ее.

  4. Просто Мама говорит:

    Маша, полностью согласна с вами. Я тоже много раз наблюдала подобные ситуации в нашей песочнице. И часто замечала, что моя дочка, сначала повторяет мои действия когда играет (т.е. делает так, как мы играли вместе), а потом начинает додумывать, или добавлять элементы из других игр. И так интересно за ней наблюдать.

  5. Елена говорит:

    Игра — это самый важный инструмент для развития ребенка. Игра — это реальный мир, с помощью которого малыш развивается, а также отражает жизнь своей семьи. Игре с некоторыми предметами ребенка надо учить, а некоторые игры он придумывает сам, подражая маме, папе, бабушке, братьям, сестрам и т.д.

  6. Жанна говорит:

    В чём-то согласна со всеми вами, девочки. Учить надо, но не у всех фантазия. У меня вот тоже иногда «клинит». Может, забылось уже многое? Но в песочнице сижу честно, с горок бегаю, стараюсь. Мария молодец, конечно, такая думающая, творческая, реализующая, умница просто. Почитаешь, поднаберёшься, и жить легче:))

    • Мария говорит:

      Жанна, очень рада познакомиться! Спасибо! Я сама иногда замираю и думаю, как же дальше так повернуть, чтобы поиграть хорошо получилось! Это надо и в себе развивать. По началу мне сложнова-то было, чем больше. тем легче становится )))

  7. Впервые оказавшись в песочнице с сыном я чувствовала себя немного не в своей тарелке, но все равно брала наравне с ним лопатку и твердой рукой откапывала для него мокрый песочек, чтобы сделать наш первый кулич.
    Думаю, что без совместных игр и живого примера просто невозможно нормальное развитие ребенка.

    У тебя Маша, как раз собрано столько материалов и идей для совместных игр, что не просто вспмнить как играть, а заново научится можно.

    • Мария говорит:

      Наталья, сама с трудом начинала играть, так как необходимо было начать с примитывных игр, а мне то сразу хотелось больше действий, больше фантазии, но пришлось под ребенка постраиваться ))

  8. Мария Юнак говорит:

    Все правда. И учиться нужно играть, и родителям тоже. Я разучилась и забыла много. И потом, кажется, что столько проблем и неприятностей, что совсем не до игры. А потом подумаешь и понимаешь, что все эти проблемы — мелочь по сравнению с играми ребенка с их важностью для него.

  9. morskaia говорит:

    Какой пример с мальчиком. Ребенку всегда надо рассказывать и показывать. А то он так и будет только манипулировать игрушками и бросать. Я таких родителей немного не понимаю.

  10. А мне кажется, что таких родителей, о которых говорит Марина большинство.
    Чаще всего наблюдаю картину, как мамы собираются группками, общаются, складывают «в общак» игрушки и детки сами в них ковыряются. Мамы реагируют, если возникают конфликты между детками из-за игрушек.
    Я пару раз тоже подходила в эти группы, пообщаться со знакомыми мамами, но после того, как чужой ребенок укусил мою дочку за губу, я предпочитаю гулять сама, с дочкой.
    Но есть и другой пример. Как ни странно, меня поразили няни, которые гуляют с детками в нашей песочнице. Столько сколько он разговаривают с малышами меня очень впечатлило. Ни один вопрос, ни один взгляд ребенка не остался без ответа. На то они и профессионалы…

  11. Gromik Ann@ говорит:

    Марина, у вас очень нужный и информативный сайт. Спасибо, что делитесь своим опытом по развитию деток. Очень хочется посмотреть как у вас организовано игровое пространство в детской комнате, как хранятся игрушки, меняете ли игрушки каждую неделю, пряча другие, чтобы не надоедали?

  12. Дарья говорит:

    Я не умела в детстве играть. Вместе с мамой (а потом-сама) обустраивала все для куклы ссудовольствием, а вот что потом-не знала! И играла только в подвижные игры с детьми.
    Учусь играть с сыном, сама получаю удовольствие! Не все, правда, получается,…
    После Мастерской игр и Аси Власиной у меня было такое наводнение мыслей , чувств-АХ!!! Я поняла, что все делала не так, пытаясь обязательно в игру внедрить обучение, ведь оно (обучение) уже в игре присутствует! И это обучение не чему-то предметному, прикладному, а самой Жизни!! И совсем не обязательно смещать акцент на, например, математику и считать кубики в башенке , при этом считая, что если малыш отказывается от этого-игра у вас сегодня бесполезная! Не считает кубики в высокой башне- поговорим о Пожарной каланче и поищем пожарную машину! Подадим сигнал тревоги, еще что-нибудь придумаем… Ребенок придумает!
    Досадно, конечно, когда подготовишь Занятие, а малыш Исполнит процентов 30 задуманного, а потом сюжет пойдет по другой тропе… 😉 стараюсь теперь не смешивать Его игру и Мои для него занятия.
    Бабушки, правда, ворчат что мы ничего «не учим»… Но удивляются , как интересно мысль работает, какие эпитеты или сравнения звучат, как фантазирует ребенок…
    (И учим, на самом деле, по чуть-чуть;) посто когда болтаем-гуляем-в машине едем… Пришлось недавно, чтобы успокоить бабушку, назвать все буквы алфавита, рассказать Мойдодыра и дни недели… Пока успокоилась…)

    Про игры с палочками и камешками — мы на море играли с камешками в Федорино горе (Вовка знал какой камешек у него за какую посуду, подрисовал им глазки, ручки…). На соседних лежаках- семья из Румынии тоже с трехлеткой- прониклись и принесли нам игрушек!!! Мой рассмотрел игрушки и пошел дальше в камешки играть;) .

    • Мария говорит:

      Дарья, бы и у меня момент, когда поняла, что заново надо начинать учиться играть, но видимо детства еще так в голове и душе много осталось, что я быстро научилась, а сейчас уже все само собой получается, да и Дашка помогает 🙂

  13. Елена говорит:

    А я своего сына научила (случайно вышло)) всё переводить в музыкальную тему. Он постоянно находит себе «музыкальные» инструменты, по которым стучит, отбивая ритм и/или поёт обо всём, что видит (наверно в прошлой жизни он был акыном)) Часто делает попурри из известных ему песен и при этом бегает и хлопает в ладошки))) Выглядит со стороны забавно, но зато он всегда в игре и своим поведением заводит окружающих детей, которые начинают за ним носиться и стараются подпевать ему и хлопают в ладоши)))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *