Мы продолжаем изучать тему Осени. Мы с Дашей уже проиграли признаки осени, животных, урожай. Сегодня мы продолжили разбирать тему урожая, но уже немного с другой стороны. Осень дарит нам урожай. Про овощи и фрукты мы уже поговорили. А знает ли малыш, что еще дарит нам Осень? Хлеб! Так что, темой сегодняшнего дня будет хлеб.
Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой.
Вот он, теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
В нем – здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло.
В нем – земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Расскажите ребенку историю о том, как, скорее всего, был изобретен хлеб. Можно обыграть все театральным действием с участием ребенка. Мы обыграли каждое действие, даже построили пещеру и рисовали наскальные рисунки. Мы представили себя древними людьми, которые впервые изобрели хлеб.
«Привычный всем хлеб люди изобретали долгие века. Важным открытием на путик нему была каша. А прежде, чем сварить кашу, человек должен был овладеть огнем. Да еще сделать посуду из глины.
Я пытаюсь представить себе первооткрывателя каши. Верно, это была женщина. Мужчины на охоте. Добудут ли оленя или нет – дело неясное. Однако во владеньях племени растет пшеница. Люди дикие, и пшеница дикая: колос тощий, зерна маленькие. М все же ими можно насытиться. А как быть младенцам и старикам? Зерна позднего сбора – твердые. Беззубым их не распевать. Вот двумя неделями раньше были они хороши для всех – в мягкой оболочке сладкое молочко.
Длинноволосая женщина думает думу. Как продлить жизнь малому сыну и старику отцу. Если дети умрут – жизнь племени прервется. Без стариков тоже гибель племени.. Старые многое повидали, многое знают. В мире таинственной грозной природы их советы нужны. Великую ответственность чувствует женщина. Она сидит подле костра. Огонь красными лентами обвивает хворост. В серый пепел падают раскаленные угли. И угасают. Огонь без своей пищи тоже погибает.
Вдруг спасительная мысль проносится в мозгу. Озаренная гениальной идеей, она наполняет горшок водой, ставит в угли. Щепоть за щепотью сыплет в горячую воду твердые пшеничные зерна. Что будет дальше? Зерна набухают. Они становятся мягче. Кажется, можно начинать трапезу. Но женщина не спешит. Зерна стали большими, они впитали воду. Теперь под их оболочкой сладковатая мякоть. Самая первая каша сварена!
Другой первобытный человек сообразил дробить зерна и растирать их между двух камней. растер зерна в порошок и получил первую муку. Кто-то, замесив муку на воде. Получил первое тесто. Вот была вкусная еда! Кто-то из первого теста на раскаленном камне испек лепешку. То был первый пресный хлеб! Но до хлеба, который мы едим сейчас еще были долгие века. Нужно было овладеть тайной закваски.»
Предложите малышу нарисовать черным мелком или карандашом на листе бумаги схематично, как женщина варила кажу и делала первый хлеб, как будто это наскальные рисунки в пещерах древних людей. Лист предварительно можно затонировать чаем, чтобы текстура по цвету напоминала камень.
Этот рисунок даша рисовала сама. Сначала круг-«посуда» и зернышки в ней, внизу огонь, а вокруг костра лица детей, которые ожидали новой еды и лицо мамы, которая изобретала первую кашу. Она рисовала все сама, я только помогла одно личико сделать (показывала, где и что рисовать, а рисовала она)
А теперь послушайте, как приходит к нам на стол хлеб сейчас. Я читала стих и показывала картинки. найденные в интернете, для лучше иллюстрации стихотворения.
За лесами, за лугами
Раздается в поле гром,
Это тракторы плугами
Пашут легкий чернозем.
На широкие долины
Вышли новые машины:
Глянь в раскрытое окно-
Сеют сеялки зерно.
Сколько в это зернышко
Вложено труда,
Знают только солнышко,
Ветер да вода.
Посеяли хлеб хлеборобы весною,
Созрел он и встал
Золотистой стеною
И слышит страна;
За уборку пора,
Для хлеба комбайны нужны, трактора.
Физкультминутка (показывайте движения руками, согласно тексту стишка)
Колоски золоченые
На ветру качаются
На ветру качаются
Низко наклоняются
Расскажите малышу об удивительном дереве.
В лесах и садах жарких стран растут хлебные деревья. На стволах и на толстых сучьях созревают плоды, похожие по форме на тыкву. Одно дерево целый год кормит трех человек. Причем без хлопот: сорвал хлебный шар, разрезал на пластины, подержал на горячей сковороде и получил свежую лепешку. Мы предаствили себе это дерево. посмотрели его фото. А потом «срывали» с него плоды и превращали их в хлеб. Играли с вылепленными мной хлебобулочными изделиями из массы для лепки
Принесите с улице немного земли домой и покажите ее ребенку.
Черная земелька, а милее нет.
Черная земелька — белый, белый хлеб.
Перед нами земля. Что же здесь нужно посадить? Из чего вырастает хлеб? (Зернышки.) купите немного хлебных зернышек и покажите их ребенку.
В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду.
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья.
А что нужно, чтобы зернышко взошло? (Дождик.)
Дождик, дождик! Лей, лей! Не жалей пузырей!
А что нужно, чтобы колосок созрел? (Солнышко.)
Золотое солнышко,
Ты согрей нам зернышко!
Солнышко пригревает, колосок наш созревает. Вот и созрел наш колосок. (покажите фото нескольких колосков, будет здорово. Если вы сможете показать ребенку настоящие клосья.) Хорошо быть волшебником. Вот как быстро мы вырастили колоски. А сколько сил и энергии тратят люди на выращивание хлеба! Но что же нам делать дальше?
После можно рассмотреть картинки с изображением хлеба и разных хлебобулочных изделий.
А давайте с помощью палочек вырастим своё поле. Предложите ребенку с помощью палочек (спички, счетные палочки) сделать колосок.
Отчего ты рожь золотая? —
Ветерок спросил пролетая.
А в ответ колоски шелестят,
— Золотые руки растят.
Хлеб ржаной, батоны булки,
Не добудешь на прогулке
Люди хлеб в полях лелеют,
Свои силы не жалеют.
Посмотрите мультфильм Хлеб. Он тоже не для малышей, но у нас пошел хорошо. правда я комментировала каждое действие в мультике. Дашка даже еще потом попросила посмотреть.
Есть замечательная книга «Ржаной хлебушко-калачу дедушка» автор А.Митяев, 1990 года. Я такую нашла в закромах своих старых книг. Там удивительные рассказы о хлебе, о том, как его выращивают, об истории хлеба. Если не найдете ее, то несколько фото страниц (самых, на мой взгляд, интересных) я выложу.
Неделька Осень (2,7 года).
Неделька Осень (1,7 года)
Да, про хлеб это интересно, такой интересный путь до того, как попадет деткам в рот! 🙂
А почему бы не испечь хлеб самим? ты не хочешь попробовать или хотя бы пресные лепешки? Ведь можно и зерна, например, овса растереть в кофемолки для пущей наглядности?
Свет. у нас последнее время такой напряженный график, что я банально не успеваю, хотя такая мысль меня посещала )) Только блины 😉
А ещё можно испечь хлеб на закваске: отличная иллюстрация от первой изюминки до булки хлеба. 🙂
Оль, вот хлеб на закваске я точно не умею 🙂
Мария-вы просто героиня!!!ТАК подготовиться!!!Хочется следовать за вами))))
Татьяна, спасибо большое! Очень приятно 🙂
Маша, какое интересное для меня занятие.Очень много информации нашла интересной для самой себя. Да, хлеб мы едим ежедневно, а вот весь процесс в древности попадания на стол не всегда знаем. Спасибо, за материал. У меня сестра печет хлеб сама в хлебопечке, очень вкусно!!!
У нас папа мой хлеб в печке печет. Очень вкусно. Но очень редко
Люблю ваши занятия!
Мы тему хлеба прошли в этническом музее, где возле мельницы была презентация о хлебе. Сначала нам продемонстрировали, как колоски срезаются, потом как зернышки выбиваются из колосков, потом как вытрушиваются из мешка в жернов, и потом самое интересное — как каменный жернов размалывает зернышки в муку, и даже давали попробовать помолоть муку самостоятельно. 🙂
Вообще, летом часто любим в этом музее гулять… надо будет написать об этом. 😉
Как интересно! Я уже хочу в этот музей!!! Но так подозреваю, что от Москвы он очень далеко 😀
Пожалуйста, пожалуйста, всегда милости просим! 🙂
Уверена, Даше бы там очень понравилось 😉
Как всегда — занятие продумано до мелочей! Очень интересно и познавательно! А еще нужно обязательно самим совершить хлебное чудо — хоть лепешки на сковороде, хоть в хлебопечке)
Машенька, от меня с Латишкой огромное спасибо!!! Мы с удовольствием провели занятие посвящённое хлебу!!!! Очень интересно и позновательно!!!
Юль, меня всегда вдохновляет, когда мой опыт полезен и применяется с другими детками. Спасибо!!!
Маша, я знала, что у тебя есть занятие о хлебе, но специально не хотела заранее читать, чтобы потом не повторится случайно 🙂 А сейчас почитала и оказалось, что наши занятия прекрасно друг друга дополняют — у меня построено на эксперименте, у тебя — игры. Твое — деткам 2-3 года, мое — на более старших 🙂
Таня, это точно! Дополнение превосходное! Спасибо тебе за новую порцию прекрасно поданного материала